Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 9 сентября 2011 г. N А54-1581/2011
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 05 сентября 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 09 сентября 2011 года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Савиной Н.Ф., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Прокуратуры Рязанской области, г. Рязань к администрации муниципального образования - Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области (ОГРН 1066214000126), г. Кораблино Рязанской области третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
муниципальное казенное предприятие "Кораблинские водопроводные сети", г. Кораблина Рязанской области общество с ограниченной ответственностью "Кораблинские водопроводные сети", г. Кораблино Рязанской области о признании недействительными постановлений N 195 от 27.12.2010 и N 10 от 15.02.2011 при участии в судебном заседании:
от заявителя: Маточенкова Т.Н., помощник прокурора,
от администрации муниципального образования: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от муниципального казенного предприятия "Кораблинские водопроводные сети": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Кораблинские водопроводные сети": представитель не явился, извещен надлежащим образом.
установил: Прокуратура Рязанской области обратилась в Арбитражный суд Рязанской области к администрации муниципального образования - Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, муниципального казенного предприятия "Кораблинские водопроводные сети" (далее по тексту - МКП "КВС"), общества с ограниченной ответственностью "Кораблинские водопроводные сети" (далее по тексту - ООО "КВС") о признании недействительными постановления N 195 от 27.12.2010 "Об изъятии из оперативного управления Муниципального казенного предприятия "Кораблинские водопроводные сети" муниципального имущества" и постановления N 10 от 15.02.2011 "О внесении дополнений в Постановление главы администрации Муниципального образования - Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области N 195 от 27.12.2010 "Об изъятии из оперативного управления Муниципального казенного предприятия "Кораблинские водопроводные сети" муниципального имущества".
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал. Заявил ходатайство о восстановлении процессуального срока на обжалование постановлений, поскольку в связи с недостаточностью материалов для передачи заявления в суд, прокуратура была вынуждена выяснять ряд дополнительных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Судом ходатайство рассмотрено и удовлетворено, поскольку указанные заявителем обстоятельства подтверждаются письмами от 04.03.2011 N 35 (т. 2 л.д. 3, от 29.03.2011 - т. 2 л.д. 4-6).
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В представленном отзыве заявленные требования признал в полном объеме, так как постановления были приняты без решения представительного органа и в ущерб деятельности МКП "КВС", которое привело к банкротству предприятия. (т. 2 л.д. 7).
Представитель ООО "КВС" в судебное заседание не явился, в представленном отзыве просил в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку никакие права и законные интересы МКП "КВС" не нарушены; право оперативного управления на спорное имущество за предприятием не зарегистрировано.
Из материалов дела следует: 28.12.2006 Постановлением Главы администрации Муниципального образования - Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области "О закреплении имущества на праве оперативного управления" на основании решения районного Совета депутатов от 19.12.2006 N 57 "О создании муниципального казенного предприятия "Кораблинские водопроводные сети", в целях осуществления уставной деятельности предприятия, на праве оперативного управления за МКП "КВС" закреплено имущество Казны, согласно перечня, прилагаемого к постановлению. (т. 1 л.д. 15).
Постановлением Главы администрации Муниципального образования - Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области N 195 от 27.12.2010 "Об изъятии из оперативного управления Муниципального казенного предприятия "Кораблинские водопроводные сети" муниципального имущества" с 01.01.2011 из оперативного управления Муниципального казенного предприятия "Кораблинские водопроводные сети" изъято ранее переданное муниципальное имущество казны Кораблинского городского поселения Кораблинского муниципального района Рязанской области, согласно перечня, приведенного в Приложении N 1 к настоящему Постановлению. (т. 1 л.д. 10). Имущество передано согласно акту приема-передачи муниципального имущества от 01.01.2011 (т. 1 л.д. 11 - 13).
Постановлением Главы администрации Муниципального образования - Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области 15.12.2011 N 10 "О внесении дополнений в Постановление главы администрации Муниципального образования - Кораблинское городское поселение Кораблинского Муниципального района Рязанской области N 195 от 27.12.2010 "Об изъятии из оперативного управления Муниципального казенного предприятия "Кораблинские водопроводные сети" муниципального имущества" абзац первый вышеуказанного Постановления N 195 от 27.12.2010 дополнен предложением следующего содержания: в связи с предстоящим увольнением с 31.12.2010 полного штата работников МКП "Кораблинские водопроводные сети", непосредственно участвующих в обслуживании муниципального имущества - объектов водоснабжения и водоотведения, в целях сохранности до принятия решения об использовании излишнего, закрепленного за муниципальным казенным предприятием на праве оперативного управления муниципального имущества, являющегося объектами жизнеобеспечения в сфере водоснабжения и водоотведения г. Кораблино.
Принятия постановлений N 195 от 27.12.2010 и постановления N 10 от 15.02.2012 послужили основанием для обращения Прокуратуры Рязанской области для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Частью 4 статьи 115 Гражданского кодекса Российской Федерации права казенного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются статьями 296-297 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 данного Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу пункта 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
Как установлено судом и следует из материалов дела, основными видами деятельности МКП "Кораблинские водопроводные сети" являются: централизованное водоснабжение г. Кораблино, поднятие воды из скважин, распределение воды по потребителям посредством водоснабжения; содержание и ремонт систем водоснабжения; прием, отведение сточных вод в систему централизованной канализации и т.д. (п. 2.4 Устава - т. 1 л.д. 25-32).
Доказательств того, что данное имущество является излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению, ответчиком не представлено.
В Постановлении N 10 от 15.12.2011 указано, что изъятие из оперативного управления Муниципального казенного предприятия "Кораблинские водопроводные сети" муниципального имущества" производится в связи с предстоящим увольнением с 31.12.2010 полного штата работников МКП "КВС", непосредственно участвующих в обслуживании муниципального имущества - объектов водоснабжения и водоотведения в целях сохранности до принятия решения об использовании излишнего, закрепленного за муниципальным казенным предприятием на праве оперативного управления муниципального имущества, являющегося объектами жизнеобеспечения в сфере водоснабжения и водоотведения г. Кораблино.
Однако, заявителем в ходе проверки, проведенной по жалобе по жалобе работников МКП "КВС", установлено следующее. Работники предприятия в жалобе от 06.01.2011 пояснили, что они увольнялись в связи с сообщением о прекращении производственной деятельности предприятия с 01.01.2011. В сообщении и.о. директора МКП "КВС" Хорькова А.П. от 20.01.2011 указано, что с 01.01.2011 предприятие не осуществляет уставную деятельность по водоснабжению и водоотведению в связи с выбытием из оперативного управления водопроводных и канализационных сетей, объектов водоснабжения и водоотведения, материалов и оборудования согласно постановлению от 27.12.2010 N 195.
В настоящее время бывший директор МКП "КВС" Хорьков А.П. является учредителем ООО "Кораблинские водопроводные сети" (ООО "КВС"), исполняющий обязанности директора МКП "КВС" Дейкин Г.И., по совместительству работает в ООО "КВС" в непосредственном подчинении Хорькова А.П., в связи с чем они являются лицами, заинтересованными в изъятии имущества из оперативного управления муниципального казенного предприятия с целью дальнейшей передачи его в учрежденное общество с ограниченной ответственностью, что подтверждается протоколом N 1 общего собрания учредителей ООО "КВС" от 01.12.2010, Уставом ООО "КВС".
Однако, изъятие из оперативного управления МКП "КВС" имущества, которое непосредственно участвует в производственной деятельности предприятия для достижения его уставных целей, лишило данное предприятие возможности осуществлять предпринимательскую деятельность, что существенно ущемляет его экономические права и интересы.
Кроме того, ссылка ООО "КВС" на то, что право оперативного управления в отношении находящегося у предприятия недвижимого имущества не было в установленном порядке зарегистрировано, судом отклоняется, поскольку объекты недвижимого имущества, переданные предприятию, находятся у него на законном основании, поэтому собственник имущества не вправе изымать данные объекты и в отсутствие государственной регистрации на них права оперативного управления предприятия.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Администрацией Муниципального образования - Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района не представлено бесспорных доказательств правомерности приятия оспариваемых постановлений.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно части 3 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции признать иск полностью или частично.
В соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом.
В представленном отзыве заявленные требования ответчик признал в полном объеме (т. 2 л.д. 7).
На основании изложенного заявление Прокуратуры Рязанской области о признании недействительными постановлений N 195 от 27.12.2010 г. и N 10 от 15.02.2011 г. обоснованно и подлежит удовлетворению.
В силу пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Кроме того, согласно подпункту 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
В связи с изложенным Прокурор, как заявитель по настоящему делу и ответчик, как орган местного самоуправления, освобождены от уплаты госпошлины.
Согласно пункту 20.1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 (в редакции от 11.05.2010) "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" в случае принятия судебного акта в пользу лица, которому была предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, суд взыскивает ее с ответчика применительно к части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой законодательства государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты госпошлины.
Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае истец ответчик от уплаты государственной пошлины освобожден госпошлина уплате в бюджет не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Признать недействительными, как несоответствующие требованиям статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановление главы администрации Муниципального образования - Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области от 27.12.2010 N 195 "Об изъятии из оперативного управления Муниципального казенного предприятия "Кораблинские водопроводные сети" муниципального имущества" и постановление главы администрации Муниципального образования - Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области от 15.02.2011 N 10 "О внесении дополнений в Постановление главы администрации Муниципального образования - Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области от 27.12.2010 N 195 "Об изъятии из оперативного управления Муниципального казенного предприятия "Кораблинские водопроводные сети" муниципального имущества".
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, через Арбитражный суд Рязанской области может быть подана кассационная жалоба в случаях, порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья |
Н.Ф. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 9 сентября 2011 г. N А54-1581/2011
Текст документа размещен на официальном сайте Арбитражного суда Рязанской области http://ryazan.arbitr.ru