Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 23 ноября 2011 г. N А54-2672/2011
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 августа 2012 г. N Ф10-2226/12 по делу N А54-2672/2011 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 16 ноября 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 23 ноября 2011 года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Мегедь И.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (Ставропольский край, Изобильненский район, пос. Солнечнодольск, ОГРН 1052600002180) к Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области (Рязанская область, г. Кораблино) о признании недействительным решения от 01.03.2011 г. N 160
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Кокорев И.В., представитель по доверенности от 01.11.2011 г. N 494/2011, личность представителя установлена на основании предъявленного паспорта.
от ответчика - Кнельц Н.В., начальник правового отдела, доверенность от 11.01.2011 N 03-19/8, личность установлена на основании удостоверения;
установил: открытое акционерное общество "Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (далее по тексту - ОАО "ОГК-6", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области (далее по тексту - Межрайонная ИФНС России N 7 по Рязанской области, Инспекция, ответчик) о признании недействительным решения от 01.03.2011 г. "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части предложения уплатить недоимку по налогу на имущество организаций в сумме 24635620,79 руб.
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 25.07.2011 г. производство по настоящему делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Рязанской области по делу по делу N N А54-201/2011.
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 29.09.2011 г. производство по настоящему делу возобновлено.
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 09.11.2011 г. по делу N А54-2672/2011 произведена замена заявителя - открытого акционерного общества "Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии", в связи с его реорганизацией в форме присоединения, на его правопреемника - открытое акционерное общество "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии".
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование, указав на обоснованность применения ОАО "ОГК-6" льготы по налогу на имущество организаций на основании пункта 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации. Также представитель указал на необоснованное доначисление ответчиком налога на имущество в сумме 24635620,79 руб., поскольку представление уточненной декларации не образует недоимки по налогу.
Представитель ответчика по заявленному требованию возражал, указав на соответствие оспариваемого акта требованиям законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Из материалов дела следует: ОАО "ОГК-6" по месту нахождения филиала представило уточненную налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2009 год, в которой заявлена налоговая льгота заявлена в сумме 29744845 руб.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка, в ходе которой было установлено необоснованное применение Обществом льготы по налогу на имущество, в отношении ряда объектов.
Выявленное нарушение отражено в акте камеральной налоговой проверки от 31.12.2010 г. N 4938.
На основании пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации Обществом были представлены возражения на акт проверки.
По результатам рассмотрения возражений, Инспекцией 01.03.2011 г. принято решение N 160 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно указанному решению, Обществу предложено уплатить за филиал ОАО "ОГК-6" Рязанская ГРЭС недоимку (по сроку уплаты 01.04.2010 г.) в сумме 26150679 руб.
На основании статей 101.2, 137 Налогового кодекса Российской Федерации Обществом была направлена апелляционная жалоба в Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области на решение Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 01.03.2011 г. N 160.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, Управлением принято решение от 19.11.2010 г. N 15-12/14350, которым оспариваемое решение налоговой инспекции изменено путем отмены в части предложения оплатить недоимку по налогу на имущество в сумме 1515058,21 руб. Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от обложения налогом на имущество организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. N 504 такой Перечень утвержден.
В Перечне указаны наименования сложных технологических объектов, относящихся к линиям электропередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, и соответствующие этим объектам коды ОКОФ.
Объектом классификации материальных основных фондов в ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.
При этом структура кодов ОКОФ состоит из: Х0 0000000 - раздел, XX 0000000 - подраздел, XX XXXX000 - класс, XX XXXX0XX - подкласс, XX ХХХХХХХ - вид.
В соответствии с Перечнем подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом Перечне).
Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе "Примечание", состав имущественных объектов по которой является закрытым.
В связи с тем, что коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в Перечне, определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня, в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня, а также, если в соответствии с проектно-сметной документацией на объект данное имущество является неотъемлемой технологической частью объекта, код по ОКОФ которого включен в Перечень, и соответствует основным понятиям, определенным в ОКОФ, и признакам целевого назначения группировок объектов ОКОФ.
В соответствии с правовой позицией Минфина России, изложенной в письме от 13.07.2006 г. N 03-06-01-04/143, объектом классификации материальных основных фондов в Общероссийском классификаторе основных фондов является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов. Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения).
Налоговым кодексом Российской Федерации установлено два критерия использования льготы, предусмотренной пунктом 11 статьи 381 Кодекса, а именно: 1) это должны быть линии энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов включенные в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства N 504 от 30.09.2004 г.; 2) имущество должно относиться к основным фондам предприятия и числиться в учете.
Неправильное определение налогоплательщиком кода ОКОФ при постановке объекта основных средств к учету не является основанием для лишения его права на налоговую льготу.
Факт нахождения спорного имущества, на которое заявлена льгота, на балансе заявителя в качестве объектов основных средств Инспекцией не оспаривается.
Обществом заявлена льгота по налогу на имущество за 2009 год в отношении следующих объектов:
- "Здание Главного корпуса" (инвентарная карточка N 010004);
- "РУСЫ 6/04 кв" (инвентарная карточка N 010015);
- "АПИС КУЭ ОАО "ГРЭС-24" (инвентарная карточка N 07-470448);
- "Автоматиз. систем, контр, и учет" (инвентарная карточка N 047233);
- "Главный корпус" (инвентарная карточка N 07-100024);
- "Щит управления" (инвентарная карточка N 07-470347);
Арбитражный суд по делу N А54-201/2011 исследовал обоснованность применения льготы по налогу на имущество за 2007 в отношение тех же 24 объектов, в том числе по которым налогоплательщиком была заявлена льгота в последующем налоговом периоде (2009 г.): "Здание Главного корпуса" (инвентарная карточка N 010004); "РУСЫ 6/04 кв" (инвентарная карточка N 010015); - "Автоматиз. систем, контр, и учет".
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 11.04.2011 г. по делу N А54-201/2011 (т. 7, л.д. 3-11) решение Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области от 21.09.2010 г. N 2732 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения проверенное на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации, признано недействительным в части предложения уплатить недоимку по налогу на имущество организаций в сумме 12997620 руб. (пункт 2 резолютивной части решения от 21.09.2010 г. N 2732).
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2011 г. по делу N А54-201/2011 указанное решение Арбитражного суда Рязанской области оставлено без изменения (т. 7, л. д. 12-23).
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22.09.2011 постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2011 г. и решение Арбитражного суда Рязанской области от 11.04.2011 по делу N А54-201/2011 оставлены без изменения (т. 7, л.д. 12-23).
На основании вышеизложенного и с учетом положении статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется правовых оснований для переоценки обстоятельств, установленных арбитражным судом по делу N А54-201/2011, решение по которому вступило в законную силу и имеет преюдициальное значение по настоящему делу.
Вместе с тем, заявителем также заявлена льгота по налогу на имущество за 2009 года в отношении, в том числе:
- "АИИС КУЭ ОАО "ГРЭС-24" (инвентарная карточка N 07-470448);
- "Главный корпус" (инвентарная карточка N 07-100024);
- "Щит управления" (инвентарная карточка N 07-470347);
В отношении перечисленных объектов Обществом представлены инвентарные карточки учета основных средств, техническая документация, паспорта имущества, фотографии объектов.
Под инвентарной карточкой N 07-100024, наименование объекта "Главный корпус", по инвентарной карточке N 07-100110, наименование объекта "здание трансформаторной подстанции", код ОКОФ согласно инвентарной карточке 110000000, имеется совпадение фактического наименования имущества с примечаниями Перечня по коду ОКОФ - 114521012, а именно инженерное сооружение для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей, общестанционного пункта управления.
В соответствии с ОКОФ объекты основных средств по коду 114521012 - это здания электрических и тепловых сетей.
Согласно разделу "Примечания" Перечня по коду ОКОФ - 114521012 указано, что льготированию подлежат инженерные сооружения для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей, общестанционного пункта управления.
В здании главного корпуса расположены центральный щит управления и блочные щиты управления, контролирующие и распределяющие передачу электрической и тепловой энергии.
Факт соответствия Центрального щита управления и Блочных щитов управления критериям Общестанционного пункта управления подтверждается: Нормами технологического проектирования тепловых электрических станций (ВНТП 81) (пункты 8.37-8.43, 8.69, 9.1-9.7); Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей в РФ (РД 34.20.501-95) (пункты 4.1.14, 5.12.6); ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения".
При этом центральный щит управления и блочные щиты управления не имеют собственных инвентарных номеров, не числятся самостоятельными объектами учет, а являются неотъемлемой технологической частью здания.
То есть, имеется совпадение фактического наименования и функционального назначения имущества с примечаниями Перечня.
Доказательств того, что указанные выше объекты не относятся к сооружениям, предназначенным для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей, налоговым органом не представлено.
у "Сооружение-паропровод от ГРЭС-24 до врезки на ПСХ" также допущена ошибка в присвоении кода
По инвентарной карточке N 07-470448 "АПИС КУЭ ОАО "ГРЭС-24", код по ОКОФ согласно инвентарной карточке 143222150. Льгота применена по коду ОКОФ - 124521126. В этом случае имеется совпадение фактического наименования имущества с примечаниями Перечня по коду ОКОФ- 142911090.
Объект "щит управления. Инвентарная карточка N 07-470347, наименование объекта "щит управления", код по ОКОФ согласно инвентарной карточке 143120020 "Аппаратура электрическая низковольтная". Льгота применена по коду ОКОФ - 143313040 "Средства телемеханики для контроля и регулирования технологических процессов". Имеется совпадение фактического наименования имущества с примечаниями Перечня по коду ОКОФ - 143313040, а именно: средства телемеханики.
Щит управления электростанции (подстанции) - это совокупность пультов и панелей с устройствами управления, контроля, сигнализации и защиты электростанции (подстанции), расположенных в одном помещении (Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения" (утв. Постановлением Гостандарта СССР от 27.12.1990 г. N 3403).
Механизмы топливоподачи должны управляться автоматически либо дистанционно с центрального щита управления системы топливоподачи (п. 4.1.14 Приказа Минэнерго РФ от 19.06.2003 г. N 229 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации" от 19.06.2003 г. N 229).
Арбитражным судом отклоняется ссылка Инспекции на заключение эксперта от 25.02.2011 N 1300203, подтверждающая необоснованность применения Обществом льготы по налогу на имущество. Поскольку определение объектов, относящихся к линиям электропередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не требует специальных познаний. Для определения льготируемого имущества необходимо, чтобы оно относилось к Перечню объектов, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. N 504.
Кроме того, указанное заключение не было положено в основу оспариваемого решения. Выводы эксперта опровергаются представленными налогоплательщиком в материалы дела документами (инвентарными карточками учета основных средств, технической документацией, паспортами имущества, фотографиями объектов).
Оценив представленные Обществом в материалы дела на льготируемое имущество инвентарные карточки учета основных средств, техническую документацию, паспорта имущества (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), арбитражный суд приходит к выводу о том, что Общество правомерно заявило льготу по налогу на имущество организаций в отношении спорного имущества в проверенном периоде на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации. Выявленные Инспекцией несоответствия кодов не могут служить безусловным и единственным основанием для признания неправомерной заявленной льготы по налогу на имущество.
Принимая во внимание изложенное, у Инспекции отсутствовали правовые основания для предложения Обществу уплатить недоимку по налогу на имущество за 2009 год в сумме 24635620,79 руб.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
При таких обстоятельствах, заявленное требование ОАО "ОГК-2" подлежит удовлетворению, а решение Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области от 01.03.2011 г. N 160 признанию недействительным.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы заявителя по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решил:
1. Решение Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области от 01.03.2011 г. N 160 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, проверенное на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации, признать недействительным в части предложения уплатить недоимку по налогу на имущество организаций в сумме 24635620,79 руб.
Обязать Межрайонную ИФНС России N 7 по Рязанской области устранить нарушение прав и законных интересов открытого акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии", допущенные принятием решения от 01.03.2011 г. N 160 в оспоренной части.
2. Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области (Рязанская область, г. Кораблино, ул. Текстильщиков, д. 16, ОГРН 1046226007300) в пользу открытого акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (Ставропольский край, Изобильненский р-н, Солнечнодольск пгт, ОГРН 1052600002180), судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в сумме 2000 руб.
3. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, через Арбитражный суд Рязанской области может быть подана кассационная жалоба в случаях, порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья |
И.Ю. Мегедь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 23 ноября 2011 г. N А54-2672/2011
Текст документа размещен на официальном сайте Арбитражного суда Рязанской области http://ryazan.arbitr.ru
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 августа 2012 г. N Ф10-2226/12 по делу N А54-2672/2011 настоящее решение оставлено без изменения