Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 11 ноября 2011 г. N А54-4765/2011
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 03 ноября 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 11 ноября 2011 года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Стрельниковой И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области (ОГРН 1026201268576, г. Рязань) к индивидуальному предпринимателю Крамореву Сергею Владимировичу (ОГРН 306622911100060, г. Рязань) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Мурадова Г.С., государственный инспектор по доверенности от 01.11.2011 г., личность представителя установлена на основании предъявленного удостоверения,
от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился, о месте и времени судебного заседания извещен.
установил: в арбитражный суд обратилось Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области (далее по тексту - заявитель, административный орган) с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Краморева Сергея Владимировича (далее по тексту - индивидуальный предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Представитель административного органа в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Индивидуальный предприниматель в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещался определением, направленным по адресу места жительства, определение вернулось в арбитражный суд с отметкой "истек срок хранения".
Из материалов дела следует: индивидуальный предприниматель Краморев С.В. на основании лицензии АСС-62-213860, выданной Управлением государственного автодорожного надзора по Рязанской области сроком с 04.08.2006 г. по 03.08.2011, продленная по 03.08.2016 г., осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
На основании распоряжения начальника Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области N 341 от 05.09.2011 г. в отношении индивидуального предпринимателя проведена внеплановая выездная проверка соблюдения последним обязательных требований (л.д. 10-11).
Проверкой выявлено следующее: - индивидуальный предприниматель самостоятельно осуществляет стажировку водителей, не имея свидетельства на право стажирования водителей автобусов и не проходил предварительную подготовку в учебном комбинате;
- индивидуальный предприниматель при оформлении путевых листов в сентябре 2011 г. не выполняет требований по применению "Обязательных реквизитов" и не соблюдает "порядка заполнения путевых листов", а именно отсутствуют сведения об инициалах уполномоченных лиц, назначенных решением руководителя, проставляющих показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку;
- на оборотной стороне путевых листов отсутствуют сведения о выполненных рейсах, другие документы, подтверждающие ведение учета выполнения рейсов, у индивидуального предпринимателя Краморева К.И. отсутствуют, т.е. предприниматель не проводит контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием;
- предпринимателем не запланирован (не составлен) на октябрь 2011 года график работы (сменности) на линии для водителей на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доведением его до сведения водителей, не позднее, чем за один месяц до введения их в действие, с указанием времени начала, окончания и продолжительности ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания, времени ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха;
- индивидуальный предприниматель не установил состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время, и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя.
Результаты проверки оформлены актом внеплановой документарной проверки органом государственного контроля (надзора) индивидуального предпринимателя N 060-МГ от 26.09.2011 г. (л.д. 13-15).
Индивидуальный предприниматель ознакомлен с результатами проверки, о чем в тексте данного документа имеется соответствующая отметка.
Вышеуказанные обстоятельства квалифицированы административным органом как нарушение индивидуальным предпринимателем лицензионных требований и условий при осуществлении перевозочной деятельности, о чем 26.09.2011 г. составлен протокол серия А-62 N 000247 об административном правонарушении. Протоколом сделан вывод, что такое правонарушение влечет ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа (л.д. 16-17).
Индивидуальному предпринимателю разъяснены процессуальные права, с протоколом он ознакомлен, о чем в протоколе имеются соответствующие отметки.
Копии акта N 060-МГ от 26.09.2011 г. и протокола серии А-62 N 000247 от 26.09.2011 г. об административном правонарушении индивидуальным предпринимателем получены.
С целью привлечения индивидуального предпринимателя Краморева С.В. к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, административный орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив материалы дела, исследовав доказательства, заслушав доводы представителя административного органа и лица, привлекаемого к административной ответственности, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
На основании ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
В силу ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" положения о лицензировании отдельных видов деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.
Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. N 637 (далее - Положение о лицензировании).
Согласно п. 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Статья 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к обязанностям лиц, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств относит, в частности, обязанность организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Таким образом, перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, должна осуществляться с соблюдением вышеперечисленных лицензионных условий.
На основании ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В силу примечания ст. 2.4 КоАП РФ индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно п. 3 Положения о повышении профессионального мастерства и стажировки водителей (утв. Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 января 1986 г.) целью стажировки является адаптация водителя к условиям работы на конкретном предприятии (маршруте), а также закрепление и совершенствование комплекса их знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасное управление транспортным средством при перевозке грузов и обслуживании пассажиров (п. 3.1)
Допуск водителя к работе на транспортном средстве любой модели без предварительной стажировки запрещен (п. 3.2).
Стажировка должна осуществляться на автомобилях того типа и марки, на тех маршрутах, на которых водители будут в дальнейшем самостоятельно работать (п. 3.3).
Стажировка должна осуществляться в предприятии под руководством опытных водителей-наставников. Водитель закрепляется за водителем-наставником, как правило, на весь срок стажировки (п. 3.4).
Водитель-наставник подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей, имеющих стаж работы на автобусах не менее 5 лет, такси и грузового автомобиля - не менее 3 лет, не допускавшие за последние три года нарушений Правил дорожного движения, отмеченных просечками в талоне предупреждений, не совершившие за указанный период ДТП по своей вине, прошедших предварительную подготовку в учебном комбинате и имеющих свидетельство на право стажировки водителей автобусов. Водители-наставники назначаются приказом по предприятию (п. 3.5).
Судом установлено и доказательств обратного не представлено, что индивидуальный предприниматель самостоятельно осуществляет стажировку водителя Петрова К.И., не имея свидетельства на право стажирования водителей автобусов и не проходил предварительную подготовку в учебном комбинате.
В соответствии с п. 13 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 в путевом листе указываются даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.
Судом установлено и доказательств обратного не представлено, что индивидуальный предприниматель при оформлении путевых листов в сентябре 2011 г. не выполнял требований по применению "Обязательных реквизитов" и не соблюдает "порядка заполнения путевых листов", а именно отсутствуют сведения об инициалах уполномоченных лиц, назначенных решением руководителя, проставляющих показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку.
В силу п. 5.9 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 владельцы автобусов, осуществляющие регулярные автобусные перевозки, должны проводить контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием, анализировать причины возникающих отклонений и при необходимости корректировать расписания (изменять время движения на маршруте, его участках).
Судом установлено и доказательств обратного не представлено, что на оборотной стороне путевых листов отсутствуют сведения о выполненных рейсах, другие документы, подтверждающие ведение учета выполнения рейсов, у индивидуального предпринимателя Краморева К.И. отсутствуют, т.е. предприниматель не проводит контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием.
На основании п. 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Судом установлено и доказательств обратного не представлено, что предпринимателем не запланирован (не составлен) на октябрь 2011 года график работы (сменности) на линии для водителей на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доведением его до сведения водителей, не позднее, чем за один месяц до введения их в действие, с указанием времени начала, окончания и продолжительности ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания, времени ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.
В силу п. 20 "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей", утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (подпункт "в" пункта 15 Положения), и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя (подпункт "г" пункта 15 Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
При этом, согласно п. "в, г" п. 15 указанного Положения рабочее время водителя состоит из следующих периодов, в том числе:
- подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках -для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
- время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии.
Судом установлено и доказательств обратного не представлено, что индивидуальным предпринимателем не установлен состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время и продолжительность проведения медицинского осмотра водителя.
Таким образом, суд пришел к выводу, что на момент проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении индивидуальный предприниматель допустил нарушения установленных нормативными актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
Факт нарушения индивидуальным предпринимателем лицензионных требований подтверждается актом проверки N 060-МГ от 26.09.2011 г., протоколом серия А-62 N 000247 от 26.09.2011 г. об административном правонарушении (л.д. 13-17), а также представленными в материалы дела доказательствами (л.д. 18-25).
Вина индивидуального предпринимателя заключается в том, что он мог и должен был знать требования, существующие в области перевозок пассажиров и багажа автобусами, а также должен был исполнять такие требования, однако не предпринял всех зависящих от него мер к соблюдению соответствующих требований.
В связи с тем, что соблюдение установленных законами и иными нормативными актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров является одним из условий осуществления перевозок пассажиров и лицензионным требованием, заявителем правомерно сделан вывод о наличии в действиях индивидуального предпринимателя Краморева С.В. состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В связи с тем, что соблюдение установленных законами и иными нормативными актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров является одним из условий осуществления перевозок пассажиров и лицензионным требованием, заявителем правомерно сделан вывод о наличии в действиях индивидуального предпринимателя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
При рассмотрении настоящего дела судом также установлено, что процедура административного расследования осуществлена заявителем с соблюдением процессуальных прав и гарантий, предоставленных индивидуальному предпринимателю.
Материалами дела подтверждено, что индивидуальный предприниматель присутствовал при проведении проверки, составлении акта по результатам проверки и протокола об административном правонарушении. С указанными документами индивидуальный предприниматель ознакомлен, что подтверждается материалами дела.
Полномочия административного органа на составление протокола об административном правонарушении предусмотрены ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ.
При таких условиях суд считает, что в рамках дела об административном правонарушении процессуальные права индивидуального предпринимателя не нарушены, предусмотренные законодательством гарантии защиты своих прав индивидуальному предпринимателю предоставлены.
В силу ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
При рассмотрении настоящего дела суд пришел к выводу, что заявитель правомерно квалифицировал действия индивидуального предпринимателя как правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, вина индивидуального предпринимателя установлена, процессуальные права индивидуального предпринимателя в рамках административного расследования соблюдены.
В соответствии со статьей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
При таких обстоятельствах требование Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области о привлечении индивидуального предпринимателя Краморева Сергея Владимировича к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, за нарушения лицензионных требований является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Учитывая изложенное, принимая во внимание то, что индивидуальный предприниматель Краморев С.В. ранее привлекался к административной ответственности за аналогичное правонарушение (решение по делу N А54-4599/2010 от 13.10.2010 г.), арбитражный суд назначает индивидуальному предпринимателю Крамореву Сергею Владимировичу административное наказание, предусмотренное ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 3100 рублей
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Привлечь индивидуального предпринимателя Краморева Сергея Владимировича, родившегося 16.02.1975 г. в г. Рязани, проживающего по адресу: г. Рязань, ул. Интернациональная, д. 2, корп. 1, кв. 81, зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 306622911100060, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и взыскать с индивидуального предпринимателя Краморева Сергея Владимировича, административный штраф в сумме 3100 рублей для зачисления по следующим реквизитам: Получатель - УФК по Рязанской области (УГАДН по Рязанской области), ИНН 6231012050, КПП 623401001, Р/с 40101810400000010008, ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области, БИК 046126001, ОКАТО 61401000000, КБК 10611690040040000140.
Доказательства уплаты административного штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Рязанской области по адресу: г. Рязань, ул. Почтовая, д. 43/44.
В случае неуплаты административного штрафа в тридцатидневный срок и непредставления доказательств об уплате штрафа, копия решения будет направлена судом в службу судебных приставов-исполнителей на принудительное взыскание суммы штрафа, поскольку в силу части 4.2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Рязанской области в порядке и сроки, установленные статьей 181, частью 4.1 статьи 206, статьями 275, 276, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.А. Стрельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 11 ноября 2011 г. N А54-4765/2011
Текст документа размещен на официальном сайте Арбитражного суда Рязанской области http://ryazan.arbitr.ru