Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Рязанской области
от 28 сентября 2011 г. N 304
Долгосрочная целевая программа
"Повышение инвестиционного потенциала Рязанской области в 2012 - 2014 годах
21 декабря 2011 г., 23 апреля, 19 сентября. 5 декабря 2012 г., 22 мая, 7 августа 2013 г.
Постановлением Правительства Рязанской области от 5 декабря 2012 г. N 358 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
долгосрочной целевой программы
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа "Повышение инвестиционного потенциала Рязанской области в 2012 - 2014 годах" (далее - Программа) |
Заказчик Программы |
Министерство экономического развития и торговли Рязанской области |
Разработчик Программы |
Министерство экономического развития и торговли Рязанской области |
Основание для разработки Программы |
Перечень поручений Президента Российской Федерации (N Пр-3534 от 06.12.2010) по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11.2010, поручение Губернатора Рязанской области от 13.12.2010 |
Исполнители Программы |
Министерство экономического развития и торговли Рязанской области, центральные исполнительные органы государственной власти Рязанской области (далее - ЦИОГВ), органы местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области (по согласованию) |
Цели и задачи Программы |
Цель Программы - улучшение инвестиционного климата Рязанской области. Задачи Программы: - формирование благоприятной для инвестиционной деятельности административной среды; - обеспечение инфраструктурой земельных участков, предназначенных для реализации инвестиционных проектов; - финансовая поддержка и налоговое стимулирование инвестиционной деятельности; - содействие в обеспечении кадрами создаваемых инвесторами производств; - содействие в стимулировании спроса на конечную продукцию создаваемых инвестором производств; - повышение уровня инвестиционной привлекательности и имиджа Рязанской области; - активизация работы и повышение эффективности взаимодействия с муниципальными образованиями Рязанской области по вопросам инвестиционной деятельности |
Целевые индикаторы и показатели |
Целевыми индикаторами и показателями Программы являются: - увеличение объема инвестиций в основной капитал до 89147,6 млн. руб. к концу 2014 года; - рост объема инвестиций в основной капитал в 1,8 раза |
Сроки реализации Программы |
2012 - 2014 годы |
Перечень основных мероприятий |
Программа включает в себя следующие основные мероприятия: - обеспечение оперативной связи и эффективного взаимодействия инвесторов с Правительством Рязанской области; - участие в международных и межрегиональных инвестиционных форумах, семинарах, "круглых столах", конференциях; - содействие инициаторам инвестиционных проектов в переговорах с профильными ЦИОГВ, предприятиями обеспечивающей инфраструктуры и другими организациями по вопросам технологического присоединения, выделения лимитов потребления, в подготовке технических условий для объектов инфраструктуры при реализации инвестиционных проектов; - информационно-консультативная поддержка инвесторов на всех этапах реализации инвестиционного проекта; - финансирование инвестиционных проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение, реализуемых на территории Рязанской области за счет средств областного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации; - предоставление субсидий муниципальным образованиям Рязанской области для обеспечения инфраструктурой земельных участков; - взаимодействие с инвестиционными, венчурными, пенсионными, страховыми и паевыми фондами для реализации инвестиционных проектов; - взаимодействие с российскими и зарубежными банками с целью развития долгосрочного кредитования крупных инвестиционных проектов; - взаимодействие с российскими и международными институтами развития с целью реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства; - привлечение федеральных инвестиционных ресурсов в экономику Рязанской области; - внесение изменений в действующее региональное инвестиционное законодательство; - организация профессионального ориентирования и совершенствования образовательного комплекса Рязанской области с целью своевременного изменения состава и численности выпускаемых специалистов соответствующих специальностей и квалификации в зависимости от потребности инвесторов; - создание современных центров профессиональной подготовки и переподготовки рабочих специальностей, ориентированных на реальные потребности инвесторов; - содействие производителям пищевых продуктов, включая напитки, в переговорах с розничными сетями и оптовыми организациями для замещения импортной продукции; - организация совместных переговоров заинтересованных предприятий с потенциальными покупателями продукции, включая зарубежных; - содействие в участии заинтересованных организаций региона в специализированных ярмарках и выставках, проводимых на территории региона и за его пределами; - организация и проведение презентаций инвестиционного и экономического потенциала Рязанской области в дипломатических и торговых представительствах иностранных государств в России и российских - за рубежом, а также в федеральных органах власти, общероссийских общественных и других организациях; - выпуск печатной продукции по инвестиционной деятельности; - установление кредитных рейтингов Рязанской области по международной и национальной шкале; - разработка методических рекомендаций по улучшению инвестиционного климата в муниципальных образованиях Рязанской области; - оказание консультационной и методической помощи муниципальным образованиям Рязанской области по созданию интерактивной инвестиционной карты муниципальных образований |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем средств областного бюджета, выделяемых на реализацию мероприятий Программы, составит 220486 тыс. руб., в том числе по годам: 2012 год - 15178 тыс. руб.; 2013 год - 102654 тыс. руб.; 2014 год - 102654 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Реализация Программы позволит в 2012 - 2014 годах: - увеличить объем инвестиций в основной капитал в 1,8 раза; - создать около 1000 новых рабочих мест в результате реализации инвестиционных проектов; - увеличить налоговые поступления в областной бюджет; - увеличить размер среднемесячной заработной платы на территории Рязанской области; - снизить административные барьеры; - привлечь на территорию региона дополнительное финансирование; - совершенствовать систему управления инвестиционной деятельности; - подготовить и переподготовить кадры для реализации инвестиционных проектов; - стимулировать спрос на продукцию отечественного производства; - создать благоприятные условия для привлечения инвестиций в экономику региона; - повысить инвестиционную привлекательность и имидж Рязанской области; - повысить уровень востребованности трудовых ресурсов за счет оптимизации образовательного процесса; - создать инфраструктуру, необходимую для реализации инвестиционных проектов |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
Инвестиционная активность - один из решающих факторов инновационного развития и успешной модернизации экономики региона. Поэтому создание комфортных условий для инвестора, повышение инвестиционной привлекательности региона рассматривается как приоритетное направление деятельности для Правительства Рязанской области.
Отличительные особенности Рязанской области - выгодное географическое положение, развитая система транспортных коммуникаций и связи, высокий образовательный и квалификационный уровень рабочих и инженерно-технических кадров, большой промышленный и научный потенциал и стабильная общественно-политическая ситуация позволяют рассчитывать на особую заинтересованность регионом со стороны крупных частных инвесторов (в том числе и иностранных).
Подтверждением тому служит тот факт, что сегодня в Рязанской области осуществляют хозяйственную деятельность такие крупные российские и зарубежные компании, как "Евроцемент", "Гардиан Индастриз Корпорейтед", "Аутомотив Лайтинг", группа компаний "Технониколь", торговые сети "Метро Кэш энд Кэрри", "Зельгрос Кэш энд Кэрри", "Гиперглобус" и другие.
Промышленный комплекс Рязанской области - один из основных составляющих экономического потенциала региона. По итогам 2009 года в формировании валового регионального продукта Рязанской области около 25% составляла валовая добавленная стоимость обрабатывающих производств. Однако, в соседних областях, таких, как Калужская, Владимирская и Тульская, данный показатель выше и составлял 29,8%, 33,4%, и 33% соответственно. В 2010 году в отраслевой структуре обрабатывающего производства в Рязанской области значительные доли составляли нефтепереработка (21,5%), пищевая промышленность (17,8%), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (16,4%).
По итогам 2010 года снижение объемов производства отмечено:
- в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака;
- в обработке древесины и производстве изделий из дерева;
- на предприятиях по виду деятельности "прочие производства".
Анализируя экономический потенциал Рязанской области, особое внимание следует уделить модернизации обрабатывающего производства, так как их роль в экономической стабильности региона очень велика.
Вместе с тем, в инвестиционной сфере существует ряд проблем, которые препятствуют заметному увеличению притока инвестиций в Рязанскую область.
Объем инвестиций в основной капитал в 2010 году в Рязанской области составлял 36644,2 млн. руб., что ниже соответствующего периода 2009 года на 9,2%.
В структуре инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций по видам основных фондов наибольший объем приходился на машины, оборудование, транспортные средства (53,5%), здания (кроме жилых) и сооружения (41,6%).
Основными источником финансирования инвестиций в основной капитал являлись собственные средства (51,8%), за счет привлеченных средств формировалось 48,2% инвестиций в основной капитал.
В 2010 году 38,4% объема инвестиций было использовано крупными и средними организациями, основным видом деятельности которых являются обрабатывающие производства (в том числе 17,3% - производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов, 8,2% - производство прочих неметаллических минеральных продуктов, 5,5% - производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака, 5,3% - производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования), 13,7% - транспорт и связь, 9,6% - сельское хозяйство, 8,9% - производство и распределение электроэнергии, газа и воды, 8,8% - здравоохранение и предоставление социальных услуг.
Учитывая исследования рейтингового агентства "Эксперт РА", можно сделать вывод, что Рязанская область имеет средний уровень развития инвестиционного процесса и средний уровень качества жизни населения. Это обуславливает возможность применения следующих инвестиционных стратегий: стратегии вертикальной интеграции и стратегии привлечения инвестиций. Механизм реализации этих стратегий предполагает проведение следующих мероприятий:
создание кластеров, кроме туристско-рекреационных;
снижение административных барьеров;
улучшение инвестиционной инфраструктуры;
повышение уровня менеджмента на предприятиях;
стимулирование развития малого и среднего бизнеса, венчурного предпринимательства;
развитие сервисного сектора;
сокращение инвестиционных рисков;
развитие инфраструктуры поддержки инвестора;
выявление инвестиционных площадок;
повышение потребительского потенциала населения.
Необходимо сформировать инвестиционно-привлекательный имидж региона и благоприятную административную среду. Для этого нужно организовать эффективное взаимодействие инвестора с центральными исполнительными органами государственной власти Рязанской области, профильными предприятиями обеспечивающей инфраструктуры и другими организациями. Необходимо проводить презентации территории с использованием различных раздаточных материалов и презентаций на ярмарках, конференциях и в сети Интернет.
Для подготовки условий к приходу масштабных инвестиций на территорию Рязанской области максимальные усилия должны быть направлены на формирование инвестиционной инфраструктуры. В связи с чем необходимо сформировать в Рязанской области современный механизм инновационно-инвестиционного развития экономики. В его основу должен быть положен лучший зарубежный и отечественный опыт привлечения инвестиций. В связи с этим, приоритетным направлением работы по увеличению промышленного и инвестиционного потенциала региона является реализация проектов создания технопарков на территории Рязанской области.
Первоначальные шаги в этом направлении уже делаются. Так, в ноябре 2010 года было заключено соглашение со швейцарской компанией "ДЕГА АГ" о совместной реализации проекта создания технопарка в Рыбновском районе. Решаются вопросы обеспечения объекта необходимой инфраструктурой.
Совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации проводится работа по созданию особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области.
В Рязанской области действует нормативная правовая база, предусматривающая широкий спектр поддержки инвестиционной деятельности, в том числе: льготное налогообложение, льгота по арендным платежам, предоставление субсидий, государственных гарантий Рязанской области. В целях развития инвестиционной деятельности в Рязанской области в 2009 году были приняты нормативные правовые акты:
Закон Рязанской области от 06.04.2009 N ЗЗ-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Рязанской области";
распоряжение Правительства Рязанской области от 07.08.2009 N 333-р о создании Совета по инвестициям Рязанской области.
Кроме того, принят Закон Рязанской области от 06.12.2010 N 145-ОЗ "О внесении изменений в Закон Рязанской области "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Рязанской области", в соответствии с которым будет оказываться существенная поддержка предприятиям, инвестирующим средства на реконструкцию и техническое перевооружение предприятий. В приоритетном порядке будут поддерживаться те предприятия, которые будут использовать инновационные технологии. Поправки в законодательство направлены на стимулирование внедрения инновационных проектов, ориентированных на закрепление предприятий в перспективных нишах мировых рынков.
Однако, постоянно меняющиеся условия развития экономики Рязанской области требуют соответствия инвестиционного законодательства современным экономическим реалиям. Поэтому совершенствование нормативного обеспечения инвестиционной деятельности в регионе остается одной из ключевых задач.
Немаловажным моментом привлечения инвестиций в регион является обеспечение создаваемых инвесторами производств квалифицированными кадрами, причем не только инженерно-техническими сотрудниками, но и работниками рабочих специальностей.
Для решения этой задачи необходимо проводить работу по изменению системы профессионального образования, переориентации ее на подготовку востребованных технических специалистов под заказ. В частности, по заявкам компаний, создающих новые производства на территории Рязанской области, можно проводить целевую подготовку специалистов на основе соглашений между Правительством Рязанской области и необходимыми учебными заведениями с последующим трудоустройством выпускников в этих компаниях.
Однако, одного этого недостаточно, нужны не только людские ресурсы, но и поставщики, а впоследствии и потребители продукции. В этих целях необходимо проводить комплекс мер, направленных на развитие кооперации, желательно с участием региональных поставщиков, и стимулирование сбыта производимой продукции. Это мероприятия по содействию производителям конкурентоспособной продукции в заключении договоров с местными оптовыми и розничными торговыми сетями, в организации совместных переговоров с потенциальными покупателями продукции, включая зарубежных, в участии заинтересованных предприятий в специализированных выставках, проводимых на территории региона и за его пределами.
Еще одной проблемой является недостаточный уровень инвестиционной привлекательности Рязанской области в сравнении с другими регионами Российской Федерации.
Так, по результатам последнего исследования инвестиционной привлекательности регионов России, ежегодно проводимого журналом "Эксперт" совместно с рейтинговым агентством "Эксперт РА", по итогам 2008 - 2009 гг. Рязанская область занимала 30 место по инвестиционному риску регионов и 51 место по инвестиционному потенциалу. По итогам 2009 - 2010 гг. эти показатели несколько улучшились (на 18 и 4 позиции соответственно) и составили 12 и 47 место соответственно. Однако остается высокий уровень управленческого (60 место), криминального (56) и экономического (53) риска. Инвестиционный рейтинг Рязанской области за 2009 - 2010 гг. остался на том же уровне и характеризовался как "пониженный потенциал - умеренный риск".
В декабре 2010 года Фитч Рейтингз установило рейтинги Рязанской области: долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте "В+" со "Стабильным" прогнозом, краткосрочный рейтинг в иностранной валюте "В" и национальный долгосрочный рейтинг "А(rus)" со "Стабильным" прогнозом. При этом по долгосрочному рейтингу в иностранной и национальной валюте, а также по национальному долгосрочному рейтингу по сравнению с 2009 годом произошло некоторое ухудшение.
Анализ инвестиционной активности показывает, что преимущественная концентрация вновь создаваемых промышленных производств происходит там, где существует развитая инженерная инфраструктура и возможность привлечения квалифицированных трудовых ресурсов. Для размещения производственными компаниями своих предприятий на территории Рязанской области возникла необходимость выявления свободных индустриальных площадок и формирования на их основе промышленных зон.
В этих целях было разработано и утверждено постановление Правительства Рязанской области от 23.04.2009 N 106 "О мониторинге инвестиционной деятельности в Рязанской области". На первом этапе этой работы были собраны сведения о 87 свободных индустриальных площадках, 73 инвестиционных проектах и 23 инвестиционных предложениях. Однако, как показывает практика, активность потенциальных инвесторов по использованию данной информации пока невысока. Причинами этого являются низкий уровень предлагаемых вариантов, их недостаточная проработанность и отсутствие полноценного описания предлагаемых инвестиционных площадок. В целях активизации работы в этом направлении необходима постоянная актуализация банка данных о свободных индустриальных площадках, инвестиционных предложениях и проектах на более высоком, качественном уровне.
Кроме того, Президентом России Д.А. Медведевым поставлена задача повышения роли муниципалитетов в решении ключевых социально-экономических задач. В соответствии с его поручением готовятся предложения по изменению сложившейся пропорции распределения доходов между бюджетами разных уровней.
Поэтому главы муниципальных образований Рязанской области должны быть активными участниками процесса привлечения инвестиций, а как следствие и увеличения налогооблагаемой базы, путем качественной подготовки ин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.