Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 июня 2009 г. N А26-2602/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 июня 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Рудницкого Г.М. и Сергеевой И.В.,
при участии от Министерства лесного комплекса Республики Карелия Тулкиной Е.А. (доверенность от 11.03.2009) и Червинчука С.А. (доверенность от 09.04.2009), от Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Панчина А.В. (доверенность от 06.02.2009), от Федерального государственного учреждения "Государственный природный заповедник "Костомукшский" Ковынева И.В. (доверенность от 11.01.2009),
рассмотрев 25.05.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного комплекса Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.11.2008 (судья Денисова И.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2009 (судьи Савицкая И.Г., Зотеева Л.В., Семенова А.Б.) по делу N А26-2602/2008,
установил:
Прокурор Республики Карелия обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к закрытому акционерному обществу "Комилесзаготпром" (далее - ЗАО "Комилесзаготпром"), государственному учреждению Республики Карелия "Костомукшское центральное лесничество" (далее - Лесничество), Министерству лесного комплекса Республики Карелия о признании недействительным договора аренды участков лесного фонда от 18.12.2007, заключенного между ЗАО "Комилесзаготпром" и Лесничеством, в части передачи в аренду 141-го квартала Ладвозерского лесничества, и об обязании ЗАО "Комилесзаготпром" прекратить хозяйственную деятельность в 141-м квартале Ладвозерского лесничества (с учетом уточнения исковых требований).
Определениями от 14.07.2008 и от 13.08.2008 привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное государственное учреждение "Государственный природный заповедник "Костомукшский" (далее - Заповедник) и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Решением от 07.11.2008, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.02.2009, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство лесного комплекса просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Податель жалобы ссылается на то, что выводы суда основаны на неполном выяснении обстоятельств дела, судами неправильно применены нормы материального права, указание в постановлении Совета Министров Карельской АССР от 30.09.1981 N 365 на установление охранной зоны заповедника не может являться достаточным основанием для признания ее установленной, невозможно установить охранную зону несуществующего объекта, согласно постановлению Правительства Республики Карелия от 06.07.2007 N 102-П охранная зона только планируется, утверждена схема территориального планирования Республики Карелия, судами сделаны выводы, не основанные на положениях статей 1, 8 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" о том, что охранная зона является особо охраняемой природной территорией. По мнению подателя жалобы, в соответствии с частью 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земель особого правового режима, установление существования охранной зоны заповедника не является основанием для признания договора аренды ничтожным. Податель жалобы указывает, что при заключении договора аренды не было информации о наличии на территории 141 квартала Ладвозерского лесничества местообитания вида (лишайника - лобарии лёгочной), занесенного в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Карелия, наличие на территории аренды таких охраняемых видов не может являться основанием для признания договора аренды ничтожным.
В отзыве на кассационную жалобу прокурор Республики Карелия просит оставить решение и постановление без изменения.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании представители Министерства лесного комплекса Республики Карелия подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Заповедника обратились с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Другие участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Советом Министров Карельской АССР принято постановление от 30.09.1981 N 365 об образовании на территории Карельской АССР комплексного государственного заповедника "Костомукшский" площадью 57 911 га; установлены границы заповедника; установлена охранная зона; запрещена в охранной зоне сплошная лесосечная рубка.
Постановлением и.о. мэра города Костомукша от 17.08.1992 N 902 согласована охранная зона заповедника "Костомукшский", утверждено положение об охранной зоне заповедника.
Письмом от 04.10.1996 N 05-06/790 Государственный комитет Республики Карелия по лесу согласовал в качестве охранной зоны заповедника ряд кварталов Ладвозерского лесничества, в том числе и 141-й, установив ограниченное лесопользование с запретом проведения сплошных рубок главного пользования в охранной зоне заповедника.
Решением администрации города Костомукша от 26.07.2001 N 370-ге согласована охранная зона государственного природного заповедника "Костомукшский" шириной 500 м, вдоль кварталов Ладвозерского лесничества, в том числе 141 квартал; утверждено положение об охранной зоне этого заповедника.
Согласно протоколу от 08.11.2006 N 139 по результатам проведенного лесного конкурса по передаче в аренду участков лесного фонда по Республике Карелия, подлежат передаче в аренду ЗАО "Комилесзаготпром" участки лесного фонда на территории ФГУ "Костомукшский лесхоз" общей площадью 2 309 га, кварталы 139 - 141, 145.
Между ФГУ "Костомукшский лесхоз" и ЗАО "Комилесзаготпром" заключен договор от 20.11.2006 N 24 на аренду упомянутых участков лесного фонда сроком на 25 лет.
В связи с необходимостью приведения данного договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, введенным в действие с 01.01.2007, договор от 20.11.2006 N 24 перезаключен 18.12.2007 и зарегистрирован в установленном порядке 21.01.2008.
На основании договора аренды ЗАО "Комилесзаготпром" выдан лесорубочный билет от 22.12.2007 N 33, согласно которому в срок до 31.12.2008 ЗАО "Комилесзаготпром" должно произвести сплошную рубку древесины в 141-м квартале Ладвозерского лесничества.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 06.07.2007 N 102-П утверждена схема территориального планирования Республики Карелия. Согласно пункту 4.7 схемы предусмотрена охранная зона государственного природного заповедника "Костомукшский", в том числе в 141-м квартале Ладвозерского лесничества.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, на подлежащих рубке деревьях, расположенных на территории 141-го квартала, научными сотрудниками Заповедника обнаружено массовое произрастание лишайника - лобарии лёгочной (Lobaria puimonaria L.) - вида, занесенного в Красные книги Российской Федерации и Республики Карелия. В случае проведения рубки древесины в 141-м квартале Ладвозерского лесничества будет уничтожено ключевое местообитание охраняемого вида.
Прокурор, полагая, что договор аренды участков лесного фонда от 18.12.2007 в части передачи в аренду 141-го квартала Ладвозерского лесничества, находящегося в охранной зоне Заповедника, противоречит требованиям статей 2 и 6 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", статье 60 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статье 105 Лесного кодекса Российской Федерации, в связи с чем в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожной сделкой, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали исковые требования обоснованными.
Суд первой инстанции исходил из того, что создана охранная зона государственного природного заповедника "Костомукшский", в которую вошел 141 квартал Ладвозерского лесничества. В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения, предметом договора аренды является участок охранной зоны указанного заповедника, в случае вырубки деревьев на этом участке, будет уничтожено ключевое местообитание вида (лишайника - лобарии лёгочной), занесенного в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Карелия, вырубка приведет к неблагоприятным антропогенным воздействиям на деревья, произрастающие на территории заповедника. Судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что договор, заключенный между ФГУ "Костомукшский лесхоз" и ЗАО "Комилесзаготпром", в части предоставления в аренду 141 квартала Ладвозерского лесничества противоречит статье 60 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьям 2 и 6 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и является недействительным в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей недействительность сделки, не соответствующей требованиям закона или иным правовым актам.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, правомерно указав, что в 1981-1984 годах полномочия по созданию охранных зон государственных природных заповедников и введение на их территории ограничений полностью находились в ведении Советов Министров автономных республик. Из содержания нормативных правовых актов следует, что 141-й квартал Ладвозерского лесничества входит в охранную зону Заповедника. Аренда находящегося в этой зоне участка лесного фонда с целью заготовки древесины противоречит действующему законодательству. Судом сделан правильный вывод о том, что сделка в оспариваемой части ничтожна, поскольку совершена с нарушением статей 2, 6 и 8 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", статей 102 и 105 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 3, 52 и 60 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Карелия - пункта 3 постановления Председателя Совета Министров Карельской АССР от 30.09.1981 N 365 и постановления Правительства республики Карелия от 06.07.2007 N 102-П.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения и постановления не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.11.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2009 по делу N А26-2602/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства лесного комплекса Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Г.М. Рудницкий |
|
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.