Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 31 мая 2010 г. N Ф07-3706/2010 по делу N А56-43806/2009
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 марта 2011 г. N 9647/10 настоящее постановление отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Алешкевича О.А., Матлиной Е.О.,
при участии от Управления Федерального Казначейства по городу Санкт-Петербургу Захарова С.А. (доверенность от 19.01.2010), от общества с ограниченной ответственностью "Арсенал-Инвест" Леденцова А.И. (доверенность от 31.12.2009),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального Казначейства по городу Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.11.2009 (судья Гранова Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2010 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Загараева Л.П.) по делу N А56-43806/2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Арсенал-Инвест" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федерального Казначейства по Санкт-Петербургу (далее -Казначейство) от 26.06.2009 N 11-07/4070 об отказе произвести исполнение исполнительных листов N 009633 и N 009634 от 29.04.2008 по делу N А56-19765/2007 и обязании принять судебные акты к исполнению.
Решением суда от 19.11.2009, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2010, заявленные требования удовлетворены. Суд признал оспариваемое решение недействительным и обязал Казначейство принять к исполнению исполнительные листы N 009633 и N 009634 от 29.04.2008 по делу N А56-19765/2007.
В кассационной жалобе Казначейство, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление судов и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Казначейства поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества - доводы, изложенные в отзыве на нее.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2008 по делу N А56-19765/2007 с войсковой части 56097 в пользу Общества взыскано 8 853 783 руб. 43 коп. по договору и 6 744 144 руб. 26 коп. неосновательного обогащения; 89 489 руб. 63 коп. и 1000 руб. госпошлины.
На основании постановления Обществу были выданы исполнительные листы N 009633 от 29.04.2008 о взыскании с Войсковой части 56097 в пользу заявителя 8 853 783 руб. 43 коп. по договору и 6 744 144 руб. 26 коп. неосновательного обогащения и N 009634 от 29.04.2008 о взыскании с Войсковой части 56097 в пользу заявителя 89 489 руб. 63 коп. и 1 000 руб. госпошлины.
Общество обратилось в Казначейство с заявлением от 18.06.2009 N 18/0100/004 об исполнении постановления суда и выданных на его основании исполнительных листов.
Письмом от 26.06.2009 N 11-07/4070 Казначейство возвратило исполнительные листы, указав на отсутствие открытых лицевых счетов Войсковой части 56097 в органах Федерального казначейства, а также на неправомерность выдачи двух исполнительных листов по одному судебному акту.
Частями 1 и 2 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов. К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Пунктом 3 этой же статьи установлено, что основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, являются: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
Неправомерной является ссылка Казначейства при возврате исполнительных листов на часть 4 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой по каждому судебному акту выдается один исполнительный лист, если настоящей статьей не установлено иное.
В данном случае указанный довод не может являться основанием для возврата исполнительных листов, поскольку судами установлено и материалами дела подтверждается, что исполнительные листы N 009633 и N 009634 выданы в соответствии с резолютивной частью решения арбитражного суда от 29.04.2008 по делу N А56-19765/2007 и не дублируют друг друга.
В соответствии с пунктом 10.2 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации, утвержденной Приказом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2004 N 27, количество исполнительных листов определяется судьей, председательствовавшим в судебном заседании.
Вторым основанием для возврата исполнительных листов Казначейство указывает отсутствие открытых лицевых счетов Войсковой части 56097 в органах Федерального казначейства.
В соответствии с пунктом 9 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 N 679, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.09.2008 N 99н утвержден Административный регламент исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 14 Административного регламента в случае отсутствия в органе Федерального казначейства лицевых счетов должника, орган Федерального казначейства отказывает в приеме и рассмотрении документов и в течение пяти рабочих дней направляет взыскателю заказным письмом исполнительный документ со всеми поступившими приложениями (за исключением заявления взыскателя) и с сопроводительным письмом, в котором указывается на отсутствие лицевого счета должника в данном органе Федерального казначейства (или передает лично под роспись, проставляемую в копии сопроводительного письма, с указанием даты получения).
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2009 N ГКПИ09-1543 пункт 14 Административного регламента признан недействующим в той мере, в какой он позволяет отказывать в приеме и рассмотрении заявления и направлять взыскателю исполнительный документ со всеми поступившими приложениями без указания в сопроводительном письме органа Федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет этому должнику, либо на отсутствие у должника лицевых счетов в органах Федерального казначейства.
При этом Верховный Суд Российской Федерации указал, что по смыслу пункта 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации при направлении исполнительных документов в ненадлежащий орган казначейства в организации исполнения государственной функции может быть отказано: 1) если лицевые счета должника находятся в другом органе Федерального казначейства; 2) если в органах Федерального казначейства отсутствуют лицевые счета должника, что делает невозможным организацию этими органами исполнения судебных актов. Отказ в каждом из этих случаев влечет различные правовые последствия: в первом - взыскатель имеет право направить исполнительные документы в надлежащий орган казначейства; во втором - направить исполнительные документы для принудительного исполнения в службу судебных приставов, если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации, либо обратиться в суд с заявлением о взыскании денежной суммы с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности.
В постановлении Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 21.10.2008 N 6758/08 указано, что по смыслу положений главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исполнение судебных актов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения - не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства. Таким образом, орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие лицевых счетов должника в данном органе казначейства, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения. При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, исполнительный лист направляется для исполнения в орган казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета, который вправе указать, с какого его счета следует производить взыскание.
Согласно пункту 10 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств федерального бюджета исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета направляется в орган Федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета лицевого счета как получателю средств федерального бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Из материалов дела следует, что судебный акт о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности в данном случае отсутствует, поэтому у Казначейства не было обязанности направить исполнительный лист для исполнения в орган казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета.
Таким образом, поскольку возвращая исполнительные листы, Казначейство указало на отсутствие открытых лицевых счетов Войсковой части 56097 в органах Федерального казначейства, а судебного акта о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности не имеется, то в данном случае возврат исполнительных листов без исполнения с указанием на отсутствие открытых лицевых счетов Войсковой части 56097 в органах Федерального казначейства является правомерным.
Учитывая изложенное, решение и постановление судов подлежат отмене, а в удовлетворении заявленных требований Обществу следует отказать.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.11.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2010 по делу N А56-43806/2009 отменить.
В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Арсенал-Инвест" отказать.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 мая 2010 г. N Ф07-3706/2010 по делу N А56-43806/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 марта 2011 г. N 9647/10 настоящее постановление отменено