Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 июля 2010 г. по делу N А05-21937/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А.,
судей Абакумовой И.Д. и Кузнецовой Н.Г.,
рассмотрев 05.07.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.03.2010 по делу N А05-21937/2009 (судья Меньшикова И.А.),
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Архангельской области (далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с администрации муниципального образования "Патракеевское" (далее - Администрация МО) 13 422 руб. 80 коп. штрафа на основании пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Решением от 17.03.2010 суд первой инстанции отказал фонду в удовлетворении заявленного требования.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе фонд, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение от 17.03.2010, разрешить вопрос по существу и взыскать с администрации в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 2352 руб. штрафа за предоставление недостоверных сведений за 2007 год. Фонд считает неправильным вывод суда о том, что в рассматриваемом случае подлежит применению санкция, предусмотренная пунктом 2 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ). Как указывает заявитель, в рамках настоящего дела администрация привлечена к ответственности именно за представление недостоверных сведений о суммах начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2007 год. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Администрация МО в силу статьи 6 Закона N 167-ФЗ является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Фонд провел проверку своевременности представления Администрацией МО сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, а также достоверности указанных сведений. По результатам проверки составлен акт проверки от 29.07.2009 N 348-Н. В ходе проверки фонд установил, что сведения в представленных администрацией за 2007 год индивидуальных сведениях о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица (справки СЗВ-4-1, СЗВ-4-2), в ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (АДВ-11) не соответствуют сведениям, указанным в выписке из акта Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - инспекция) от 23.06.2009 N 09-13/1958. В ходе проведенной выездной налоговой проверки инспекция выявила занижение Администрацией МО базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в результате чего сумма неуплаченных страховых взносов за 2007 год составила 2061 руб. Данная сумма не была учтена страхователем при представлении индивидуальных сведений. Указанные обстоятельства послужили фонду основанием для вывода о представлении администрацией недостоверных сведений за 2007 год.
Решением от 27.08.2009 N 348-Н фонд, привлек администрацию к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания 13 422 руб. 80 коп. штрафа.
На основании решения от 27.08.2009 N 348-Н фонд направил страхователю требование от 21.09.2009 N 348-Н об уплате штрафа в срок до 09.10.2009. Поскольку Администрация МО штраф добровольно не уплатила, фонд обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции установил, что Администрация МО 24.01.2008 представила фонду ведомость по форме АДВ-11, согласно которой за 2007 год в пользу работников администрации начислено 132 167 руб. 41 коп. страховых взносов, из них 117 064 руб. 14 коп. на финансирование страховой части трудовой пенсии, а 15 103 руб. 27 коп. - на финансирование ее накопительной части. Инспекция провела в период с 25.03.2009 по 20.05.2009 выездную налоговую проверку администрации, в том числе по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2006 по 31.12.2007. В ходе проверки инспекция установила, что администрация занизила базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Согласно выписке из акта инспекции от 23.06.2009 N 09-13/1598 администрация за 2007 год должна была начислить 134 228 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе 119 113 руб. на финансирование страховой части трудовой пенсии и 15 115 руб. - на финансирование ее накопительной части. Таким образом, в ходе проверки выявлено занижение администрацией базы для исчисления страховых взносов, которое привело к неуплате данным плательщиком 2061 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2007 год. Указанные обстоятельства послужили фонду основанием для принятия решения о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания 13 422 руб. 80 коп. штрафа. Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд первой инстанции пришел к выводу, что неуплата или неполная уплата страховых взносов в результате занижения базы для их начисления, образует самостоятельный состав правонарушения, который предусмотрен статьей 27 Закона N 167-ФЗ.
Доказательства, подтверждающие недостоверность сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета, фонд суду не представил. Суд также указал, что из акта выездной налоговой проверки от 23.06.2009 N 09-13/1598 не усматривается обстоятельств, свидетельствующих о недостоверности представленных администрацией фонду сведений. Кроме того, суд учел, что, подавая фонду 24.01.2008 сведения (индивидуального) персонифицированного учета, страхователь сообщил о действительно начисленной в пользу застрахованных лиц сумме страховых взносов. После выявления в ходе выездной налоговой проверки нарушений, связанных с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2007 год, Администрация МО произвела корректировку и 26.02.2010 представила фонду уточненные сведения, в том числе по форме АДВ-11. При таких обстоятельствах суд отказал фонду в удовлетворении заявленного требования.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда правомерными, а обжалуемый судебный акт законным.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ администрация является страхователем по обязательному пенсионному страхованию. В силу статьи 2 названного Закона составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании является Закон N 27-ФЗ. Этот Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ приведен перечень сведений, которые страхователь обязан представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице. Дополнительно к предусмотренным этим пунктом сведениям страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
За непредставление указанных сведений в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям в соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 27 Закона N 167-ФЗ, в редакции, действовавшей до 01.01.2010, неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченных сумм страховых взносов. Деяние, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, которое совершено умышленно, влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов неуплаченных сумм страховых взносов.
Положения Закона N 167-ФЗ и Закона N 27-ФЗ, в том числе об ответственности за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов, разъяснены в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании". Согласно названному информационному письму сумма штрафа исчисляется не от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации за всех застрахованных лиц, а от суммы платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых были представлены недостоверные сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета. Суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что фон завысил сумму начисленного штрафа, поскольку штраф начислен не в соответствии с данными рекомендациями.
Суд кассационной инстанции считает, что анализ гипотезы и диспозиции применения ответственности по пункту 2 статьи 27 Закона N 167-ФЗ и по пункту 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ позволили суду первой инстанции сделать правомерный вывод о неправильной квалификации фондом правонарушения, допущенного администрацией.
В акте выездной налоговой проверки от 23.06.2009 N 09-13/1598 установлено именно занижение (сокрытие) базы, являющейся основанием как для начисления единого социального налога, так и страховых взносов за 2007 год.
Таким образом, в данном случае отсутствует представление страхователем недостоверных сведений о сумме уплаченных за 2007 год страховых взносов, которое препятствует возможности включить суммы поступивших страховых взносов в индивидуальные лицевые счета всех застрахованных лиц. Следует отметить, что как в акте фонда от 29.07.2009 N 348-Н, так и в его решении от 27.08.2009 N 348-Н отсутствуют указания в отношении каких конкретно лиц и какие сведения в отчетности Администрации МО являлись недостоверными.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно отказал фонду во взыскании с администрации штрафа, предусмотренного пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.03.2010 по делу N А05-21937/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Судьи |
И.Д. Абакумова |
|
Н.Г. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.