Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 июля 2010 г. по делу N А26-2105/2009
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 мая 2010 г. N Ф07-5674/2010 по делу N А26-2105/2009
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 ноября 2009 г. N Ф07-7775/2009 по делу N А26-2105/2009
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 августа 2009 г. N Ф07-7775/2009 по делу N А26-2105/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Алешкевича О.А., Колесниковой С.Г.,
при участии от Министерства финансов Республики Карелия Кузнецова Р.Г. (доверенность от 07.06.2010 N 3137/16.2-12), от Администрации города Петрозаводска Карповой Ж.В. (доверенность от 11.01.2010 N 1.3-17/5),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.11.2009 (судья Шатина Г.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2010 (судьи Брисова Г.В., Лопато И.Б., Шульга Л.А.) по делу N А26-2105/2009,
установил:
Администрация Петрозаводского городского округа (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительными приказа Министерства финансов Республики Карелия от 12.12.2008 N 361 и предписания, являющегося приложением N 1 к приказу от 12.12.2008 N 361.
К участию в деле привлечено муниципальное общеобразовательное учреждение "Лицей N 40" (далее - Лицей).
Решением от 08.06.2009 суд удовлетворил заявленные требования.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Постановлением кассационной инстанции от 24.09.2009 решение от 08.06.2009 отменено по процессуальным основаниям, а дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении Администрация просила признать недействительными приказ Министерства финансов Республики Карелия от 12.12.2008 N 361 "О направлении предписаний" в части использования не по назначению средств, направленных на мероприятия по проведению городской командной олимпиады по информатике в сумме 27 572 руб. 60 коп. и предписание, являющееся приложением N 1 к приказу от 12.12.2008 N 361.
В обоснование заявленных требований Администрация сослалась на то, что спорные денежные средства получены в 2006 году из бюджета Республики Карелия в качестве субвенций на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) и использованы на оплату мероприятий по проведению городской командной олимпиады по информатике.
Решением от 12.11.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.04.2010 заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство финансов Республики Карелия просит отменить судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельства дела и неправильное применение норм права.
В судебном заседании представитель Министерства финансов Республики Карелия подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Администрации просил оставить судебные акты без изменения, полагая их правомерными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Министерство в период с 15.02.2008 по 31.03.2008 в рамках проверки целевого использования бюджета Петрозаводского городского округа за 2006-2007 годы провело проверку по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности Лицея, о чем составило акт от 31.03.2008 N 07-14/36-08.
В ходе проверки установлено, что на основании приказа Комитета по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта Администрации от 02.11.2006 N 379 о проведении с 18.11.2006 по 19.11.2006 городской командной олимпиады по информатике муниципальным учреждением "Централизованная бухгалтерия N 1" по статье 290 "Прочие расходы" на основании сметы Лицея за счет субвенций из Регионального фонда компенсаций Республики Карелия на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования, произведены расходы на проведение городской командной олимпиады по информатике в сумме 27 572 руб. 60 коп. (в том числе 7 084 руб. 40 коп. - на приобретение призов, 2 515 руб. 60 коп. - на канцелярские товары, 12 700 руб. - на выплату заработной платы четырем членам жюри, 5 277 руб. 60 коп. - на перечисления во внебюджетные фонды от начисленной членам жюри зарплаты). Министерство, посчитав, что указанные расходы являются нецелевым использованием средств бюджета Республики Карелия, издало приказ от 12.12.2008 N 361 "О направлении в адрес Администрации предписаний", в том числе и предписания, являющегося приложением N 1 к приказу от 12.12.2008 N 361 с указанием произвести возврат в бюджет Республики Карелия 27 572 руб. 60 коп.
Администрация оспорила в арбитражный суд названные приказ в указанной части и предписание Министерства.
Суд, не обнаружив фактов нецелевого использования денежных средств, удовлетворил заявленные требования.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иными правовыми основаниями их получения.
Статьей 38 названного Кодекса предусмотрено выделение бюджетных средств в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств (принцип адресности и целевого характера).
Статьей 3 Закона Республики Карелия от 29.04.2005 N 874-ЗКР "Об образовании" к расходным обязательствам Республики Карелия в области образования относятся в том числе расходы на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходы на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами Республики Карелия. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.10.2007 N 285 утвержден порядок проведения олимпиад школьников в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создания необходимых условий для поддержки одаренных детей, распространения и популяризации научных знаний среди молодежи. В соответствие с приказом Министерства образования Республики Карелия N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных общеобразовательных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования" информатика включена в перечень общеобразовательных предметов. Согласно Примерному перечню расходов, производимых за счет средств субвенций из регионального фонда компенсаций бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Карелия, утвержденному приказом от 19.04.2006 N 535, расходование средств субвенции осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно, в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы образования в конкретном муниципальном образовании.
Как установлено судом по материалам дела, проведение городских предметных олимпиад предусмотрено планом работы Управления образования Комитета по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта на 2006 год. Городская олимпиада по информатике проведена в пределах общеобразовательных программ. Администрация, руководствуясь действующим в проверяемый период приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2005 N 152н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" отнесла упомянутые расходы на статью 290 "Прочие расходы". Таким образом, Министерство финансов Республики Карелия, сделав вывод о том, что расходование бюджетных средств на мероприятия по проведению городской командной олимпиады по информатике не относится к расходным обязательствам Республики Карелия и является нецелевым использованием средств бюджета Республики Карелия, в нарушение положений статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило доказательств несоблюдения Администрацией бюджетного законодательства и не указало, какие конкретно нормы Закона были нарушены Администрацией при финансировании названных расходов.
При таких обстоятельствах, с учетом положений статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция считает правильным вывод суда об удовлетворении заявленных Администрацией требований.
Ссылку подателя жалобы на то, что приказ от 12.12.2008 N 361 является документом, только констатирующим сам факт направления в адрес Администрации оспариваемого предписания и потому не может являться предметом обжалования в оспариваемой части, кассационная инстанция отклоняет как несостоятельную и противоречащую смыслу самого приказа. Приказ содержит требование о направлении в адрес Администрации в том числе и предписания об осуществлении возврата в бюджет Республики Карелия денежных средств в сумме 27 572 руб. 60 коп., направленных на мероприятия по проведению городской командной олимпиады по информатике,
Таким образом, кассационная инстанция, не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.11.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2010 по делу N А26-2105/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
С.Г. Колесникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.