Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 августа 2010 г. по делу N А56-47960/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Клириковой Т.В., Колесниковой С.Г.,
при участии от закрытого акционерного общества "КировТЭК" Афанасьевой Н.Н. (доверенность от 27.07.2010 N 38), от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе Терентьева Д.Ю. (доверенность от 12.01.2010 N 15), а после перерыва - Кушнир И.С. (доверенность от 25.12.2009 N 67),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2009 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2010 (судьи Семиглазов В.А., Дмитриева И.А., Третьякова Н.О.) по делу N А56-47960/2009,
установил:
Закрытое акционерное общество "КировТЭК" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным пункта 6 предписания Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (далее - РО ФСФР) от 19.05.2009 N 72-09-АТ-04/873 пд.
Решением от 22.12.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.04.2010, заявленные требования удовлетворены. Пункт 6 предписания РО ФСФР от 19.05.2009 N 72-09-АТ-04/873 пд признан недействительным.
В кассационной жалобе РО ФСФР, указывая на неправильное применение судом норм права, просит отменить решение от 22.12.2009 и постановление апелляционной инстанции от 09.04.2010.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения, полагая их правомерными.
В судебном заседании представитель РО ФСФР подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества - доводы, изложенные в отзыве на нее.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим обращением депутата Государственной Думы Российской Федерации от 28.04.2009 о нарушении законодательства при совершении ряда сделок с участием открытого акционерного общества "Кировский завод" и его дочерних обществ, РО ФСФР направило в адрес Общества (являющегося дочерним предприятием открытого акционерного общества "Кировский завод") предписание от 19.05.2009 N 72-09-АТ-04/873 пд. Пункт 6 предписания обязывает Общество представить в РО ФСФР копию договора (договоров) купли-продажи 7,49% доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью "СИГМА-ИНВЕСТ", заключенного (заключенных) в период с 01.01.2005 по 31.12.2006 и справку, содержащую сведения о дате фактического исполнения договора.
Полагая пункт 6 предписания от 19.05.2009 N 72-09-АТ-04/873 пд неправомерным, Общество оспорило его в суд.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам (утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317) Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в том числе по контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).
В силу пункта 10 статьи 42 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (пункт 7 статьи 44).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 46-ФЗ) предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации. Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии со статьей 2 Закона N 46-ФЗ сферой применения Закона являются условия предоставления профессиональными участниками услуг инвесторам, не являющимся профессиональными участниками; дополнительные требования к профессиональным участникам, предоставляющим услуги инвесторам на рынке ценных бумаг; дополнительные условия размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов на рынке ценных бумаг; дополнительные меры по защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и ответственность эмитентов и иных лиц за нарушение этих прав и интересов.
Согласно статье 1 Закона N 39-ФЗ названным Законом регулируются отношения, возникшие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.
С учетом анализа приведенных норм суд пришел к обоснованному выводу о том, что Законом N 39-ФЗ и Законом N 46-ФЗ регулируются правоотношения, связанные с эмиссией ценных бумаг, их выпуском и обращением, и не предоставляют право федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг направлять предписания по вопросам, не связанным с оборотом ценных бумаг.
Ссылка РО ФСФР на положения Административного регламента по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утвержденного приказом ФСФР от 13.11.2007 N 07-107/пз-н, приведенная в качестве доказательства наличия у административного органа соответствующих полномочий, обоснованно отклонена судом. Положения Административного регламента не могут служить основанием для расширительного толкования полномочий федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, определенных Федеральными законами и постановлением Правительства.
РО ФСФР не наделено полномочиями выдавать предписания по вопросам, не связанным с эмиссией и обращением ценных бумаг и, выдавая предписание от 19.05.2009 N 72-09-АТ-04/873 пд в части возложения на Общество обязанности представить копию договора (договоров) купли-продажи 7,49% доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью "СИГМА-ИНВЕСТ", заключенного (заключенных) в период с 01.01.2005 по 31.12.2006 и справку, содержащую сведения о дате фактического исполнения договора, орган по финансовым рынкам превысил предоставленные ему полномочия.
При таком положении кассационная инстанция считает правильным вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных РО ФСФР требований и, не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2010 по делу N А56-47960/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
Т.В.Клирикова |
|
С.Г. Колесникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.