Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 августа 2010 г. N Ф07-7120/2010 по делу N А56-68214/2009
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 февраля 2011 г. N Ф07-7120/2010 по делу N А56-68214/2009
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 июня 2010 г. N Ф07-7120/2010 по делу N А56-68214/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Блиновой Л.В., Морозовой Н.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области Никифорова Е.Ю. (доверенность от 11.01.2010 N 11-06/02),
рассмотрев 23.08.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.12.2009 (судья Денего Е.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2010 (судьи Третьякова Н.О., Дмитриева И.А., Згурская М.Л.) по делу N А56-68214/2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стиль" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области (далее - Инспекция) от 11.08.2009 N 18111 об уплате 3 280 144 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), 26 459 руб. 84 коп. пеней и решения от 01.09.2009 N 2600 о взыскании за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках 3 280 144 руб. НДС и 26 459 руб. 84 коп. пеней.
Решением суда от 07.12.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.03.2010, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.
Общество о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще извещено, однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществом 18.04.2009 направлена в Инспекцию налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2009 года, согласно которой возмещению из бюджета подлежит сумма налога в размере 10 437 276 руб.
Обществом 14.07.2009 в Инспекцию направлена налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2009 года, в соответствии с которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 10 717 261 руб. Одновременно с декларацией за 2 квартал 2009 года Обществом в Инспекцию направлено заявление о зачете 10 437 276 руб. НДС, предъявленного к возмещению за 1 квартал 2009 года в счет оплаты за будущие периоды. Платежным поручением от 14.07.2009 N 41 Общество уплатило НДС за 2 квартал 2009 года в размере 292 276 руб.
Инспекция, посчитав, что Обществом не исполнена обязанность по уплате НДС за 2 квартал 2009 года, выставила требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафа N 18111 по состоянию на 11.08.2009, в соответствии с которым предложила Обществу в срок до 31.08.2009 уплатить сумму недоимки по НДС в размере 3 280 144 руб. по сроку уплаты 20.07.2009 и пени в размере 26 459 руб. 84 коп. Поскольку в установленный в требовании срок уплата налога Обществом не была произведена, Инспекция 01.09.2009 приняла решение N 2600 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.
Общество не согласилось с требованием и решением Инспекции и обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды удовлетворили заявленные требования.
Изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующему.
В силу пункта 1 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке и сроки, установленные статьей 88 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 176 НК РФ по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 2 статьи 88 НК РФ установлен трехмесячный срок для проведения налоговым органом камеральной налоговой проверки со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что камеральная налоговая проверка декларации по НДС за 1 квартал 2009 года, согласно которой сумма налога в размере 10 437 276 руб. подлежала возмещению из бюджета, начата Инспекцией 27.04.2009, то есть, с учетом положений пункта 2 статьи 88 НК РФ, срок окончания проверки - 27.07.2009. Решение N 130, согласно которому Обществу возмещено 10 437 276 руб. НДС за 1 квартал 2009 года, принято 13.10.2009, то есть с нарушением установленного срока.
В заявлении от 14.07.2009, направленном в Инспекцию вместе с налоговой декларацией за 2 квартал 2009 года, Общество просило налоговый орган произвести зачет суммы налога, подлежащей возмещению по налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2009 года, в счет уплаты будущих платежей.
Согласно пункту 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Судами установлено и из материалов дела следует, что требование N 18111 об уплате НДС по состоянию на 11.08.2009 выставлено налогоплательщику без учета сумм НДС, заявленных им к возмещению по налоговой декларации за 1 квартал 2009 года.
Довод налогового органа о неправомерном взыскании с него судебных расходов основан на неверном толковании положений главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, а именно: пункт 1 статьи 333.37 НК РФ дополнен подпунктом 1.1, согласно которому государственные органы, выступающие в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
В силу статьи 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Из материалов дела видно, что обжалуемый судебный акт принят в пользу заявителя, поэтому суд первой инстанции, решая вопрос о распределении судебных расходов, законно взыскал с Инспекции в пользу ООО Общества 5000 руб. расходов, понесенных последним в связи с уплатой государственной пошлины.
Таким образом, в данном случае судом на основании части 1 статьи 110 АПК РФ разрешен вопрос не об уплате Инспекцией в бюджет государственной пошлины по делу, а о распределении судебных расходов, понесенных Обществом при обращении в арбитражный суд за защитой нарушенного права.
Поскольку процессуальным законодательством не предусмотрено освобождение налоговых органов от возмещения судебных расходов другой стороне, в пользу которой принят судебный акт, подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, установленный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, то есть понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины при удовлетворении его требований взыскиваются в его пользу непосредственно с государственного органа как с проигравшей стороны по делу.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.12.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2010 по делу N А56-68214/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Судьи |
Л.В. Блинова |
|
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.