Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 сентября 2010 г. N Ф07-284/2010 по делу N А56-37247/2009
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 августа 2010 г. N Ф07-284/2010 по делу N А56-37247/2009
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 января 2010 г. N Ф07-284/2010 по делу N А56-37247/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 3 сентября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Кадулина А.В. и Рудницкого Г.М.,
при участии прокурора Гавриловой Е.В. (удостоверение N 066429), глав крестьянских (фермерских) хозяйств Комарова А. Н., Николаева А. П. и Карманова А. Г., их представителя Якубова Т.М. (доверенности от 01.08.2008, 10.11.2009, 13.01.2010), от Правительства Ленинградской области Кочоровой Е.В. (доверенность от 28.12.2009), от Леноблкомимущества Яковлева Д.Д. (доверенность от 01.07.2010) от администрации Гатчинского района Ленинградской области Андреевой Г.В. (доверенность от 13.01.2009),
рассмотрев 31.08.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу глав крестьянских (фермерских) хозяйств Комарова Александра Николаевича, Николаева Александра Петровича и Карманова Александра Георгиевича на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.06.2010 по делу N А56-37247/2009 (судьи Хохлов Д.В., Соколова Н.Г., Трохова М.В.),
установил:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Комаров Александр Николаевич, глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Стевия" Николаев Александр Петрович и глава крестьянского (фермерского) хозяйства Карманов Александр Георгиевич обратились в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Ленинградской области от 28.11.2006 N 323 "Об утверждении перечня стратегически важных для Ленинградской области зон (площадок) для создания производственных и коммунально-складских зон (площадок) на территории муниципальных образований (далее - Перечень)" в части подпункта 2.2 пункта 2 Перечня (коммунально-складской зоны "Торфяное-Пригородный" Гатчинского муниципального района).
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены: Правительство Ленинградской области, администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация), Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом (далее - Леноблкомимущество).
Решением суда от 19.11.2009 признано недействующим постановление Правительства Ленинградской области от 28.11.2006 N 323 "Об утверждении перечня стратегически важных для Ленинградской области зон (площадок) для создания производственных и коммунально-складских зон (площадок) на территории муниципальных образований" в части включения в состав земель коммунально-складской зоны "Торфяное-Пригородный" земель сельскохозяйственного назначения без согласования с правообладателями как несоответствующее требованиям статей 2, 3 и 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", статей 7 и 8 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.03.2010 решение от 19.11.2009 отменено, дело передано на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд. Судом кассационной инстанции удовлетворено заявление прокурора о вступлении в рассмотрение дела.
При новом рассмотрении дела решением суда от 03.06.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе главы крестьянских (фермерских) хозяйств Комаров А. Н., Николаев А. П. и Карманов А. Г. просят решение отменить и дело передать на рассмотрение другого арбитражного суда в пределах Северо-Западного округа.
Податели жалобы ссылаются на то, что Правительство Ленинградской области и Администрация не привели доказательств того, что оспариваемое постановление Правительства Ленинградской области не нарушает права и законные интересы фермеров; постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа установлено, что оспариваемое постановление является ненормативным правовым актом, что, по мнению подателей жалобы, означает, что оно издано в нарушение пункта 1 статьи 21 Устава Ленинградской области; судом первой инстанции не выполнено указание суда кассационной инстанции о порядке рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в частности по составу судей.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании кассационной инстанции был объявлен перерыв в связи с необходимостью рассмотрения отвода, заявленного составу суда главами крестьянских (фермерских) хозяйств Комаровым А.Н., Николаевым А.П., Кармановым А.Г., до 10 час. 15 мин. 31.08.2010.
После перерыва судебное заседание продолжено.
В судебное заседание после перерыва не явился глава крестьянского (фермерского) хозяйства Николаев А.П. и явился представитель Администрации, не участвовавший в судебном заседании до объявления перерыва.
Оглашено определение об оставлении без удовлетворения заявления об отводе составу суда.
В судебном заседании кассационной инстанции главы крестьянских (фермерских) хозяйств Комаров А.Н., Николаев А.П., Карманов А.Г. и их представитель поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе. Прокурор поддержал доводы подателей жалобы. Представители Правительства Ленинградской области, Леноблкомимущества и Администрации обратились с просьбой отказать в удовлетворении жалоб.
Законность решения проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
В целях повышения инвестиционной привлекательности Ленинградской области, обеспечения устойчивого социально-экономического развития территории, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, в соответствии со статьей 45 Областного закона от 29 ноября 2005 года N 101-ОЗ "Об областном бюджете Ленинградской области на 2006 год" и постановлением губернатора Ленинградской области от 22 сентября 2006 года N 151-пг "Об образовании комиссии по отбору производственных и коммунально-складских зон (площадок) в муниципальных образованиях Ленинградской области для финансирования подготовки проектной документации, документов территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории" постановлением Правительства Ленинградской области от 28.11.2006 N 323 утвержден Перечень стратегически важных для Ленинградской области зон (площадок) для создания производственных и коммунально-складских зон (площадок) на территории муниципальных образований.
Согласно пункту 2 постановления администрациям муниципальных образований, на территории которых расположены стратегически важные для Ленинградской области зоны (площадки), перечень которых утвержден настоящим постановлением, рекомендовано принять участие в разработке технического задания на подготовку проектной и комплексной градостроительной документации для создания производственных и коммунально-складских зон (площадок).
В соответствии с пунктом 3 постановления в целях защиты бюджетных инвестиций Ленинградскому областному комитету по управлению государственным имуществом совместно с администрациями муниципальных образований предписано обеспечить заключение договоров о предоставлении государственному учреждению "Агентство экономического развития Ленинградской области" земельных участков, расположенных в границах зон (площадок), перечень которых утвержден настоящим постановлением, и находящихся в распоряжении Ленинградской области и муниципальных образований, в безвозмездное срочное пользование на срок проведения изыскательских работ под создание производственных и коммунально-складских зон (площадок).
В Перечень включена коммунально-складская зона "Торфяное-Пригородный" (Гатчинский муниципальный район) площадью 100 га (пункт 2.2 Перечня).
Постановлениями главы администрации муниципального образования "Гатчинский район" Ленинградской области от 22.06.2000 N 597 и от 11.03.2001 N 214 Комарову А.Н. предоставлены в аренду сроком на 5 лет из фонда муниципального образования "Гатчинский район" земельный участок площадью 4,20 га с кадастровым номером 47:Г1:04-08-02:0002 под организацию крестьянского хозяйства вблизи пос. Пригородный и земельный участок площадью 4,97 га с кадастровым номером 47:Г1:04-08-02:0003 для организации сельхозпроизводства, расположенный по адресу: п. Пригородный, Вырицкое шоссе, N 13.
Между Комаровым А.Н. (арендатор) и муниципальным образованием "Гатчинский район" (арендодатель) в соответствии с постановлением от 11.03.2001 N 214 заключен договор аренды земель, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, от 14.03.2001 N 8284/11, по условиям которого арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 4,97 га с кадастровым номером 47:Г1:04-08-02:0003 для организации сельхозпроизводства, расположенный по адресу: п. Пригородный, Вырицкое шоссе, N 13.
Письмом от 23.04.2008 N 100/31 Администрация, ссылаясь на постановление Правительства Ленинградской области от 28.11.2006 N 323, предложила Комарову А.Н. перепрофилировать деятельность крестьянского хозяйства с выкупом Администрацией находящегося в его собственности объекта недвижимости на земельном участке с целью резервирования участка под размещение промышленного объекта.
Постановлением главы администрации муниципального образования Гатчинского района от 15.07.1997 N 66 Николаеву А.П. предоставлен в аренду для организации крестьянского хозяйства земельный участок площадью 2,70 га, расположенный вблизи пос. Пригородный.
Между Администрацией (арендодатель) и Николаевым А.П. (арендатор) заключен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от 29.07.1997, по условиям которого арендатор принимает в аренду сроком на 5 лет указанный земельный участок, определенный планом земель в качестве приложения N 1 к договору и экспликацией земель.
Уведомлением от 20.03.2009 N 471-10 Администрация, ссылаясь на статьи 450, 610 и 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, сообщила Николаеву А.П. о том, что отказывается от договора аренды.
Постановлением главы Администрации Пригородной волости Ленинградской области муниципального образования "Гатчинский район" земельным участкам, предоставленным крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Стевия" присвоен адрес: участок N 1 площадью 0,2 га и участок N 2 площадью 2,5 га в пос. Пригородный Гатчинского района Ленинградской области, Вырицкое шоссе, N 13а и N 19.
Постановлением главы администрации Пригородной волости муниципального образования "Гатчинский район" от 24.12.1999 N 215 Карманову А.Г. предоставлен земельный участок для сельскохозяйственного производства площадью 0,526 га в аренду сроком на 10 лет в пос. Пригородный, Вырицкое шоссе, N 5.
На основании указанного постановления с Кармановым А.Г. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 47:Г1:04-06-01:0006.
Письмом от 13.03.2007 N 165 администрация Новосветского сельского поселения уведомила Карманова А.Г. об отказе в продаже земельного участка, ссылаясь на постановление Правительства Ленинградской области от 28.11.2006 N 323.
Постановлением Администрации от 19.05.2009 N 1302 действие договора аренды земельного участка с Комаровым А.Н. прекращено с 11.04.2009.
Главы крестьянских (фермерских) хозяйств Комаров А.Н., Николаев А.П. и Карманов А.Г., полагая, что утверждение Перечня стратегических важных для Ленинградской области зон в части коммунально-складской зоны "Торфяное-Пригородное", принятое постановлением Правительства Ленинградской области от 28.11.2006 N 323, нарушает их права на использование сельскохозяйственных земель, влечет прекращение предпринимательской деятельности, противоречит статье 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что в деле не имеется доказательств, подтверждающих нарушение оспариваемым постановлением гражданских прав и законных интересов заявителей. Суд указал в решении, что оспариваемое постановление не устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земель сельскохозяйственного назначения и к сделкам, результатом которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, не определяет условий предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Ссылка подателей жалобы на Устав Ленинградской области не может быть признана обоснованной. В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Устава Ленинградской области губернатор Ленинградской области в пределах своих полномочий, определенных федеральным законодательством, Уставом Ленинградской области и областными законами, издает постановления и распоряжения. Постановления губернатора Ленинградской области являются нормативными правовыми актами. Распоряжения губернатора Ленинградской области являются правовыми актами, имеющими ненормативный характер.
Вместе с тем правовой характер акта принявшего его органа определяется в первую очередь его содержанием. Оспариваемый правовой акт по своему содержанию не может быть отнесен к нормативным правовым актам, поскольку он не устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Постановление Правительства Ленинградской области от 28.11.2006 содержит лишь рекомендации администрациям муниципальных образований области принять участие в разработке технического задания на подготовку градостроительной документации, а также предписания Ленинградскому областному комитету по управлению государственным имуществом. Оспариваемый правовой акт сам по себе не влечет возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, а направлен на перспективное экономическое развитие территории субъекта федерации. Оформление указанного правового акта в форме постановления не может быть признано нарушением закона, влекущим его недействительность.
Содержание оспариваемого постановления позволяет сделать вывод о том, что оно не нарушает нормы Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую".
Суд первой инстанции правильно указал в решении, что оспариваемый правовой акт не устанавливает правила или ограничения, применяемые к обороту земель сельскохозяйственного назначения и переводу земельных участков из одной категории в другую.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что не доказано нарушение оспариваемым постановлением прав и законных интересов заявителей.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.06.2010 по делу N А56-37247/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу глав крестьянских (фермерских) хозяйств Комарова Александра Николаевича, Николаева Александра Петровича и Карманова Александра Георгиевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
А.В. Кадулин |
|
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.