Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 сентября 2010 г. N Ф07-8863/2010 по делу N А56-62204/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Рудницкого Г.М. и Сапоткиной Т.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Санкт-Петербургское учебно-реабилитационное предприятие "Свет" Виноградовой Т.С. (доверенность от 23.07.2010), от администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области Денисова В.В. (доверенность от 11.01.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Санкт-Петербургское учебно-реабилитационное предприятие "Свет" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.03.2010 (судья Преснецова Т.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2010 (судьи Барканова Я.В., Полубехина Н.С., Серикова И.А.) по делу N А56-62204/2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Санкт-Петербургское учебно-реабилитационное предприятие "Свет" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области со следующими требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ):
- признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - Администрация), выразившееся в непринятии решения о предоставлении заявителю бесплатно в собственность земельного участка площадью 630 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, город Выборг, Крепостная улица, дом 20;
- обязать Администрацию принять решение о предоставлении данного земельного участка заявителю бесплатно в собственность.
Решением от 10.03.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.06.2010, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, просит отменить решение и постановление и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению Общества, орган местного самоуправления при рассмотрении заявления о приобретении земельного участка в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации может потребовать представить кадастровый паспорт участка, но не вправе бездействовать в связи с непредставлением документов; Общество не обращалось с заявлением о выдаче схемы расположения спорного земельного участка, поэтому выдача схемы не свидетельствует о том, что Администрация не допустила незаконного бездействия; Администрация может принять решение о предоставлении заявителю земельного участка в собственность и при отсутствии кадастрового паспорта участка; на основании такого решения Общество сможет обратиться в надлежащий орган для осуществления кадастрового учета земельного участка.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Администрации просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником нежилого здания общей площадью 1 043,2 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Выборг, ул. Крепостная, д. 20.
Право собственности заявителя на указанный объект признано решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.07.2008 по делу N А56-472/2007, оставленным без изменения постановлением кассационной инстанции от 21.11.2008. Государственная регистрация права собственности Общества осуществлена 29.12.2008 (свидетельство серии 78-АГ N 775580 от 29.12.2008).
Общество на основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и ссылаясь на то, что его учредителем и единственным участником является Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское ордена Трудового красного знамени общество слепых", обратилось в Администрацию с заявлением от 13.01.2009 N 7 о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка, необходимого для эксплуатации названного здания.
Не получив ответа на заявление, Общество 06.07.2009 повторно обратилось в Администрацию с заявлением N 249 аналогичного содержания.
Поскольку Администрация не приняла решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка Обществу в собственность и не направила письменного отказа в предоставлении данного участка, Общество обратилось с настоящим заявлением в суд, считая, что Администрация незаконно бездействует и нарушает его права и законные интересы.
По смыслу статьей 198 и 201 АПК РФ основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды обеих инстанций установили, что к заявлению о приобретении земельного участка в собственность Общество не приложило его кадастровый паспорт, поэтому у Администрации отсутствовали правовые основания для принятия соответствующего решения, предусмотренного пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция считает указанный вывод правильным.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 того же Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Перечень документов), утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.
Согласно пункту 6 Перечня документов к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагается, в частности, кадастровый паспорт земельного участка.
При этом в силу пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Пунктом 6 той же статьи предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Из материалов дела следует, что к заявлению от 13.01.2009 о предоставлении земельного участка в собственность Общество приложило правоустанавливающие документы, свидетельство о государственной регистрации права собственности за здание, устав, а также выписку из технического паспорта. Кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка Общество не представило. В связи с этим Администрация на основании пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации выдала Обществу схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Однако государственный кадастровый учет названного участка не был осуществлен.
При таком положении суды сделали правильный вывод о том, что Администрация не допустила бездействия, противоречащего требованиям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушающего права и законные интересы Общества, поскольку не вправе принять решение о предоставлении в собственность земельного участка, не прошедшего государственный кадастровый учет и не идентифицированного как объект права.
Кассационная инстанция считает, что решение от 10.03.2010 и постановление от 10.06.2010 приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.03.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2010 по делу N А56-62204/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Санкт-Петербургское учебно-реабилитационное предприятие "Свет" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
Г.М. Рудницкий |
|
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.