Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 сентября 2010 г. N Ф07-9659/2010 по делу N А05-2988/2010
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 января 2011 г. N Ф07-9659/2010 по делу N А05-2988/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Колесниковой С.Г., Матлиной Е.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Нарьянмарнефтегаз" Колесникова А.В. (доверенность от 09.06.2010), от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ненецкому автономному округу Агеевой Е.А. (доверенность от 25.08.2010), Шарапко Д.А. (доверенность от 25.08.2010),
рассмотрев 07.09.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нарьянмарнефтегаз" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2010 по делу N А05-2988/2010 (судьи Пестерева О.Ю., Виноградова Т.В., Тарасова О.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Нарьянмарнефтегаз" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ненецкому автономному округу (далее - Управление) от 05.03.2010 N 04 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 28.04.2010 (судья Чурова А.А.) заявление удовлетворено, оспариваемое постановление Управления признано незаконным и отменено.
Постановлением апелляционного суда от 29.06.2010 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, просит отменить указанное постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку Общество не занималось размещением отходов производства и потребления.
В судебном заседании представителем Общества заявлено ходатайство об отказе от заявленного к Управлению требования.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что по результатам проверки соблюдения Обществом природоохранного законодательства Управлением выявлено и отражено в протоколе от 24.02.2010 N 06 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 КоАП РФ, что осуществив в четвертом квартале 2009 года размещение загрязняющих веществ в подземном водоносном горизонте через поглощающие скважины N 3П, 4П, 5П Варандейского месторождения (минерализованные нефтесодержащие жидкие отходы - подтоварные воды) в объеме 80 747 куб. метров, Общество не внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду за данный период.
Постановлением Управления от 05.03.2010 N 04 Общество признано виновным в совершении указанного административного правонарушения, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что фактически Общество привлечено к административной ответственности за неполную уплату платежей за четвертый квартал 2009 года, что не охватывается диспозицией статьи 8.41 КоАП РФ.
Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции указал, что расчет платы производится по каждому объекту негативного воздействия, невнесение платы по одному из объектов влечет административную ответственность.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, установила следующее.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон) негативное воздействие на окружающую среду является платным.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленное ему полномочие статьей 6 Закона РСФСР от 19.12.1991 N 2060-I "Об охране окружающей природной среды" (утратил силу в связи с принятием указанного Федерального закона), постановлением от 28.08.1992 N 632, сохраняющим силу и подлежащим применению судами, другими органами и должностными лицами (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О), утвердило Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), нормы которого конкретизированы в Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190; далее - Указания).
Согласно пункту 1 названного Порядка он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Пунктом 1.4 Указаний так же предусмотрено, что плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода (календарный квартал) не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Таким образом, в случае, если в результате деятельности физических и юридических лиц происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе, на них возлагается обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.41 КоАП РФ.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что Общество, осуществляя деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (размещение минерализованных нефтесодержащих жидких отходов в подземном водоносном горизонте через поглощающие скважины N 3П, 4П, 5П Варандейского месторождения), не внесло соответствующие платежи за четвертый квартал 2009 года.
Согласно Порядку заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (утвержден приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204) расчет платы производится по каждому объекту негативного воздействия (объекту размещения отходов) отдельно.
Следовательно, вывод суда апелляционной инстанции о том, что невнесение платы по одному из объектов негативного воздействия на окружающую среду образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, является правильным.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Апелляционным судом установлено, что доказательств невозможности исполнения Обществом своей публично-правовой обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Каких-либо нарушений порядка проведения проверки и процедуры привлечения Общества к административной ответственности судами обеих инстанций не установлено.
Полно и всесторонне исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
В силу части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Принимая во внимание, что в рассматриваемом случае Обществом заявлено ходатайство об отказе от требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления Управления, отказ от заявленных требований не противоречит закону и не нарушает права других лиц, кассационная инстанция находит данное ходатайство подлежащим удовлетворению. В связи с этим решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, а производство по делу - прекращению.
Руководствуясь статьей 49, пунктом 4 части 1 статьи 150, пунктом 6 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
определил:
принять отказ общества с ограниченной ответственностью "Нарьянмарнефтегаз" от заявления об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ненецкому автономному округу от 05.03.2010 N 04.
Решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.04.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2010 по делу N А05-2988/2010 отменить.
Производство по делу прекратить.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
С.Г. Колесникова |
|
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.