Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 сентября 2010 г. N Ф07-8733/2010 по делу N А56-26290/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Никитушкиной Л.Л., Пастуховой М.В.,
при участии от Сельскохозяйственной артели (колхоз) "Янино" Жук К.В., (доверенность от 30.07.2010), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области Касаткина С.В. (доверенность от 22.07.2010 N 04-25/27425),
рассмотрев 16.09.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2009 (судья Глумов Д.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2010 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Протас Н.И.) по делу N А56-26290/2009,
установил:
Сельскохозяйственная артель (колхоз) "Янино" (далее - Колхоз, Артель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - Инспекция), выразившихся во включении в справку N 13280 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 16.04.2009 (далее - справка N 13280) недостоверных сведений о наличии у Колхоза неисполненной обязанности по уплате:
- налога на прибыль (зачисляемого в федеральный бюджет): налог в сумме 55 339 руб. 55 коп., пени в сумме 68 769 руб. 61 коп., штраф в сумме 330 руб. 31 коп., проценты за пользование бюджетными средствами 360 руб. Итого в сумме 124 799 руб. 47 коп.
- налога на прибыль (зачисляемого в областной бюджет): налог в сумме 20 107 руб. 63 коп., пени в сумме 25 166 руб. 55 коп., штраф в сумме 23 руб. 28 коп., проценты за пользование бюджетными средствами 115 руб. Итого в сумме 45 412 руб. 46 коп.
- единого социального налога (зачисляемого в федеральный бюджет): налог в сумме 2 339 583 руб. 57 коп., пени в сумме 3 236 243 руб. 95 коп. Итого в сумме 5 575 827 руб. 52 коп.
- единого социального налога (зачисляемого в ФФОМС): налог в сумме 10 866 руб., пени в сумме 19 475 руб. 23 коп. Итого в сумме: 30 341 руб. 23 коп.
- единого социального налога (зачисляемого в ТФОМС): пени в сумме 205 238 руб. 67 коп. Итого в сумме 205 238 руб. 67 коп.
- страховых взносов на выплаты страховой части пенсии: налог в сумме 2 471 276 руб. 23 коп., пени в сумме 3 266 630 руб. 80 коп. Итого в сумме: 5 737 907 руб. 03 коп.
- страховых взносов на выплаты накопительной части пенсии: налог в сумме 370 039 руб. 27 коп., пени в сумме 836 592 руб. 09 коп. Итого в сумме: 1 206 631 руб. 36 коп.
- налога на добавленную стоимость: налог в сумме 474 481 руб. 98 коп., пени в сумме 1 000 508 руб. 38 коп., штраф в сумме 30 717 руб. Итого в сумме: 1 505 707 руб. 36 коп.
- единого налога на вмененный доход: пени в сумме 17 006 руб. 33 коп. Итого в сумме 17 006 руб. 33 коп.
- транспортного налога: налог в сумме 77 999 руб. 21 коп., пени в сумме 50 203 руб. 47 коп. Итого в сумме: 128 202 руб. 68 коп.
- налога на прибыль (зачисляемого в местный бюджет): налог в сумме 109 461 руб. 82 коп., пени в сумме 51 149 руб. 10 коп., штраф в сумме 122 руб. 21 коп., проценты за пользование бюджетными средствами 6 829 руб. 90 коп. Итого в сумме 167 563 руб. 03 коп.
- платежей за добычу подземных вод: пени в сумме 23 руб. 93 коп. Итого в сумме: 23 руб. 93 коп.
- налога с владельцев автотранспортных средств: налог в сумме 0 руб., пени в сумме 335 руб. 09 коп. Итого в сумме: 335 руб. 09 коп.
- земельного налога (ОКАТО 41212816000): налог в сумме 47 087 руб. 48 коп., пени в сумме 84 438 руб. 71 коп. Итого в сумме: 131 526 руб. 19 коп.
- земельного налога (ОКАТО 41212812000): налог в сумме 29 565 руб. 35 коп., пени в сумме 88 841 руб. 36 коп. Итого в сумме: 118 406 руб. 71 коп.
- налога на реализацию ГСМ: налог в сумме 511 руб., пени в сумме 1242 руб. 25 коп., штраф в сумме 102 руб. Итого в сумме: 1 855 руб. 25 коп.
- сбора на нужды образовательных учреждений: налог в сумме 328 229 руб. 99 коп., пени в сумме 643 690 руб. 26 коп. Итого в сумме 971 920 руб. 25 коп.
- целевых сборов на содержание милиции, благоустройство территории, нужды образовательных учреждений и другое (сбор на содержание милиции): налог в сумме 24 369 руб. 80 коп., пени в сумме 36 797 руб. 36 коп. Итого в сумме: 61 167 руб. 16 коп.
- прочих местных налогов (сбор за уборку территорий): налог в сумме 242 652 руб., пени в сумме 373 844 руб. 80 коп. Итого в сумме: 616 496 руб. 80 коп.
- взносов в Фонд социального страхования: налог в сумме 123 823 руб., пени в сумме 191 163 руб. 85 коп. Итого в сумме 314 986 руб. 85 коп.
- взносов в ГФЗН: налог в сумме 139 624 руб. 48 коп., пени в сумме 260 648 руб. 78 коп. Итого в сумме: 400273 руб. 26 коп.
А также об обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Колхоза путем исключения из базы данных "Расчеты с бюджетом" местного и регионального уровня сведений о наличии у Артели неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, взносов, пеней, штрафов, процентов за пользование бюджетными средствами в следующих суммах:
- налог на прибыль (зачисляемый в федеральный бюджет): налог в сумме 55 339 руб. 55 коп., пени в сумме 68 769 руб. 61 коп., штраф в сумме 330 руб. 31 коп., проценты за пользование бюджетными средствами 360 руб. Итого в сумме 124 799 руб. 47 коп. Информацию о наличии у заявителя неисполненной обязанности по уплате налога в сумме 180 руб. отразить справочно с указанием на утрату налоговым органом возможности взыскания налога.
- налог на прибыль (зачисляемый в областной бюджет): налог в сумме 20 107 руб. 63 коп., пени в сумме 25 166 руб. 55 коп., штраф в сумме 23 руб. 28 коп., проценты за пользование бюджетными средствами 115 руб. Итого в сумме 45 412 руб. 46 коп. Информацию о наличии у заявителя неисполненной обязанности по уплате налога в сумме 480 руб. отразить справочно с указанием на утрату налоговым органом возможности взыскания налога.
- единый социальный налог (зачисляемый в федеральный бюджет): налог в сумме 2 339 583 руб. 57 коп., пени в сумме 3 236 243 руб. 95 коп. Итого в сумме 5 575 827 руб. 52 коп. Информацию о наличии у заявителя неисполненной обязанности по уплате налога в сумме 658 002 руб. отразить справочно с указанием на утрату налоговым органом возможности взыскания налога.
- единый социальный налог (зачисляемый в ФФОМС): налог в сумме 10 866 руб., пени в сумме 19 475 руб. 23 коп. Итого в сумме: 30 341 руб. 23 коп. Информацию о наличии у заявителя неисполненной обязанности по уплате налога в сумме 6 491 руб. отразить справочно с указанием на утрату налоговым органом возможности взыскания налога.
- единый социальный налог (зачисляемый в ТФОМС): пени в сумме 205 238 руб. 67 коп. Итого в сумме 205 238 руб. 67 коп.
- страховые взносы на выплаты страховой части пенсии: налог в сумме 2 471 276 руб. 23 коп., пени в сумме 3 266 630 руб. 80 коп. Итого в сумме: 5 737 907 руб. 03 коп.
- страховые взносы на выплаты накопительной части пенсии: налог в сумме 370 039 руб. 27 коп., пени в сумме 836 592 руб. 09 коп. Итого в сумме: 1 206 631 руб. 36 коп.
- налог на добавленную стоимость: налог в сумме 474 481 руб. 98 коп., пени в сумме 1 000 508 руб. 38 коп., штраф в сумме 30 717 руб. Итого в сумме: 1 505 707 руб. 36 коп.
- единый налог на вмененный доход: пени в сумме 17 006 руб. 33 коп. Итого в сумме 17 006 руб. 33 коп.
- транспортный налог: налог в сумме 77 999 руб. 21 коп., пени в сумме 50 203 руб. 47 коп. Итого в сумме: 128 202 руб. 68 коп.
- налог на прибыль (зачисляемый в местный бюджет): налог в сумме 109 461 руб. 82 коп., пени в сумме 51 149 руб. 10 коп., штраф в сумме 122 руб. 21 коп., проценты за пользование бюджетными средствами 6 829 руб. 90 коп. Итого в сумме 167 563 руб. 03 коп. Информацию о наличии у заявителя неисполненной обязанности по уплате налога в сумме 60 руб. отразить справочно с указанием на утрату налоговым органом возможности взыскания налога.
- платежи за добычу подземных вод: пени в сумме 23 руб. 93 коп. Итого в сумме: 23 руб. 93 коп.
- налог с владельцев автотранспортных средств: налог в сумме 0 руб., пени в сумме 335 руб. 09 коп. Итого в сумме: 335 руб. 09 коп. Информацию о наличии у заявителя неисполненной обязанности по уплате налога в сумме 323 руб. отразить справочно с указанием на утрату налоговым органом возможности взыскания налога.
- земельный налог (ОКАТО 41212816000): налог в сумме 47 087 руб. 48 коп., пени в сумме 84 438 руб. 71 коп. Итого в сумме: 131 526 руб. 19 коп.
- земельный налог (ОКАТО 41212812000): налог в сумме 29 565 руб. 35 коп., пени в сумме 88 841 руб. 36 коп. Итого в сумме: 118 406 руб. 71 коп.
- налог на реализацию ГСМ: налог в сумме 511 руб., пени в сумме 1242 руб. 25 коп., штраф в сумме 102 руб. Итого в сумме: 1 855 руб. 25 коп.
- сбор на нужды образовательных учреждений: налог в сумме 328 229 руб. 99 коп., пени в сумме 643 690 руб. 26 коп. Итого в сумме 971 920 руб. 25 коп. Информацию о наличии у заявителя неисполненной обязанности по уплате налога в сумме 270 564 руб. отразить справочно с указанием на утрату налоговым органом возможности взыскания налога.
- целевые сборы на содержание милиции, благоустройство территории, нужды образовательных учреждений и другое (сбор на содержание милиции): налог в сумме 24 369 руб. 80 коп., пени в сумме 36 797 руб. 36 коп. Итого в сумме: 61 167 руб. 16 коп. Информацию о наличии у заявителя неисполненной обязанности по уплате налога в сумме 3 753 руб. отразить справочно с указанием на утрату налоговым органом возможности взыскания налога.
- прочие местные налоги (сбор за уборку территорий): налог в сумме 242 652 руб., пени в сумме 373 844 руб. 80 коп. Итого в сумме: 616 496 руб. 80 коп. Информацию о наличии у заявителя неисполненной обязанности по уплате налога в сумме 20 445 руб. отразить справочно с указанием на утрату налоговым органом возможности взыскания налога.
- взносы в фонд социального страхования: налог в сумме 123 823 руб., пени в сумме 191 163 руб. 85 коп. Итого в сумме 314 986 руб. 85 коп.
- взносы в ГФЗН: налог в сумме 139 624 руб. 48 коп., пени в сумме 260 648 руб. 78 коп. Итого в сумме: 400273 руб. 26 коп.
Решением суда первой инстанции от 21.12.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.05.2010, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить принятые судебные акты.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Артели отклонил их.
Колхозом представлен отзыв на кассационную жалобу налогового органа, в котором он просит оставить в силе обжалуемые Инспекцией судебные акты.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как видно из материалов дела, Инспекция выдала Колхозу справку N 13280 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 16.04.2009, в соответствии с которой у Артели имеется задолженность по ряду налогов, пени и штрафным санкциям.
Судами установлено и из материалов дела усматривается, что справка N 13280 с указанием задолженности заявителя была составлена Инспекцией на основании базы данных "Расчеты с бюджетом".
Руководствуясь Регламентом принятия и ввода в автоматизированную систему налоговых органов данных представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.02.2004 N БГ-3-06/76, а также Рекомендациями по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", утвержденными приказом Федеральной налоговой службы от 16.03.2007 N ММ-3-10/138@, налоговые органы по каждому налогоплательщику ведут карточки "Расчетов с бюджетом" (далее - карточка "РСБ"), которые предназначены для учета сведений о расчетах с бюджетом налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и других плательщиков обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами, по текущим платежам и неурегулированной задолженности.
Суды обеих инстанций, удовлетворяя заявленные Колхозом требования, правильно указали на то, что на налоговом органе лежит бремя доказывания соответствия указанных в справке N 13280 сумм действительной обязанности Артели по платежам в бюджет, что не было исполнено Инспекцией, поскольку последней не были представлены доказательства наличия у заявителя неисполненной обязанности по уплате спорных сумм. При этом суды установили, что по части задолженности срок давности для взыскания истек, в связи с чем информацию о наличии у заявителя неисполненной обязанности по уплате такой задолженности следует отразить справочно с указанием на утрату налоговым органом возможности взыскания налога.
В своей кассационной жалобе налоговый орган ссылается на необоснованность обязания Инспекции исключить из базы данных "РСБ" сведений о наличии у налогоплательщика неисполненной обязанности по уплате налоговых платежей. При этом Инспекция указывает, что сведения, содержащиеся в базе данных "РСБ", сами по себе не нарушают прав и законных интересов налогоплательщика, поскольку не устанавливают каких-либо обязанностей для последнего и не влекут за собой негативных последствий для него.
Кассационная инстанция согласна с позицией судов, отклонивших данный довод, поскольку отражение в карточке лицевого счета налогоплательщика недостоверных сведений препятствует получению объективной информации об исполнении обязанности по уплате налогов и сборов, что может явиться причиной необоснованного взыскания с Колхоза денежных средств в бюджет. В отзыве на кассационную жалобу Артель указала на использование налоговым органом сведений из базы данных "РСБ" при выставлении незаконных требований в адрес налогоплательщика и принятии в отношении его необоснованных решений, что подтверждается судебными актами, представленными в материалы дела.
Удовлетворяя заявленные налогоплательщиком требования, суды обязали Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения из базы данных "РСБ" необоснованных сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетом, как нарушающих права и законные интересы последнего.
При этом суды обязали отразить справочно информацию о наличии у заявителя неисполненной обязанности по ряду налогов с указанием на утрату налоговым органом возможности их взыскания.
Факт утраты возможности взыскания в отношении этой задолженности Инспекция не оспаривает.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 N 4381/09, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.
Таким образом, в отношении неисполненной обязанности Колхоза по уплате налога на прибыль (зачисляемого в федеральный бюджет) в сумме 180 руб., налога на прибыль (зачисляемого в областной бюджет) в сумме 480 руб., единого социального налога (зачисляемого в федеральный бюджет) в сумме 658 002 руб., единого социального налога (зачисляемого в ФФОМС) в сумме 6 491 руб., налога на прибыль (зачисляемого в местный бюджет) в сумме 60 руб., налога с владельцев автотранспортных средств в сумме 323 руб., сбора на нужды образовательных учреждений в сумме 270 564 руб., целевых сборов на содержание милиции, благоустройство территории, нужды образовательных учреждений и др. (сбор на содержание правоохранительных органов) в сумме 3 753 руб., прочим местным налогам (сбор за уборку территорий) в сумме 20 445 руб. суды правомерно обязали налоговый орган отразить информацию о задолженности справочно с указанием на утрату налоговым органом возможности взыскания налога.
Кассационная инстанция отклоняет ссылку налогового органа на положения статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку требование о списании налогов, сборов, взносов, пеней и штрафов как не реальных ко взысканию (безнадежных) Колхозом не заявлялось.
Ввиду того, что налоговый орган не представил суду доказательств, подтверждающих наличие у заявителя неисполненной обязанности по уплате налогов, суды установили неосновательное отражение задолженности в карточке "РСБ" и в справке N 13280. При этом представленные в материалы дела доказательства, в том числе акты сверки от 25.05.2007, исследованы и оценены судами в совокупности, а также с учетом распределения бремени доказывания по делу.
Судами также обоснованно отмечено, что Инспекция не представила достоверного расчета начисленных пеней.
В кассационной жалобе Инспекция настаивает на правомерности начисления пеней в отношении задолженности, которую суд обязал отразить справочно с указанием на утрату возможности ее взыскания.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2007 N 8241/07 была сформирована правовая позиция, согласно которой после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.
На основании анализа правовых норм, содержащихся в статьях 46 и 75 Кодекса, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.
Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.
Поэтому после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.
С учетом изложенного довод Инспекции правомерно отклонен судами обеих инстанций, поскольку после истечения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате недоимки и с этого момента начислению не подлежат.
Довод Инспекции о пропуске налогоплательщиком срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ для обжалования действий налогового органа, подлежит отклонению, поскольку справка N 13280 по состоянию на 16.04.2009 была получена налогоплательщиком 22.04.2009, а в суд Артель обратилась 07.05.2009, следовательно, трехмесячный срок для обжалования действий Инспекции налогоплательщиком пропущен не был.
Поскольку дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для удовлетворения жалобы Инспекции и отмены принятых по данному делу судебных актов у кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2010 по делу N А56-26290/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
Л.Л. Никитушкина |
|
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.