Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 сентября 2010 г. N Ф07-9328/2010 по делу N А66-1213/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Клириковой Т.В., Михайловской Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 05.05.2010 (судья Бачкина Е.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010 (судьи Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю., Тарасова О.А.) по делу N А66-1213/2010,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Крас Плюс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 4 предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тверской области (далее - Управление МЧС) от 12.11.2009 N 78-09.
Решением суда первой инстанции от 05.05.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.07.2010, заявленные требования удовлетворены частично: пункт 1 предписания Управления МЧС от 12.11.2009 N 78-09 признан недействительным, в удовлетворении требований в остальной части отказано.
В кассационной жалобе Управление МЧС просит отменить решение от 05.05.2010 и постановление апелляционной инстанции от 05.07.2010 в части признания недействительным пункта 1 предписания Управления МЧС от 12.11.2009 N 78-09, ссылаясь на неправильное применение судом норм права.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты в части признания недействительным пункта 1 предписания Управления МЧС от 12.11.2009 N 78-09 без изменения, полагая этот вывод правомерным.
Привлеченные к участию в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 12.11.2009 на основании распоряжения от 10.11.2009 N 78-09 Управлением МЧС проведена проверка соблюдения Обществом, имеющим производственный объект - склад горюче-смазочных материалов (расположенный по адресу: город Тверь, 4-й переулок Красной Слободы, 7а) требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которой составлен акт от 12.11.2009 N 78-09 и выдано предписание от 12.11.2009 N 78-09.
Согласно пункту 1 предписания Общество обязано переработать в связи с истечением срока действия план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; провести экспертизу с получением положительного экспертного заключения разработанного (переработанного) плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; разработанный (переработанный) план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов ввести в действие с оформлением приказа по организации и уведомлением органов исполнительной власти, утвердивших план.
В соответствии с пунктом 4 предписания Общество обязано создать собственное формирование (подразделение) для ликвидации разливов нефтепродуктов, аттестовать его в соответствии с законодательством Российской Федерации и оснастить специальными техническими средствами или заключить договор с профессиональным аварийно-спасательным формированием (службой), выполняющим работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющим соответствующие лицензии и (или) аттестованным в установленном порядке.
Полагая пункты 1 и 4 предписания Управления от 12.11.2009 N 78-09 недействительными, Общество оспорило их в арбитражный суд.
В целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти и защиты населения и окружающей среды от их вредного воздействия Правительством Российской Федерации принято постановление от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", которым утверждены Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее - Основные требования к разработке планов).
Согласно пункту 6 Основных требований к разработке планов планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на региональном уровне разрабатываются организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов.
Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций России от 28.12.2004 N 621 утверждены "Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", устанавливающие общие требования к планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов и определяющие порядок согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и организаций, независимо от форм собственности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, включая администрацию портов.
Согласно пункту 1 "Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240) организация мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов производится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов. Указанные организации обязаны создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно- спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке (пункт 4). В организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (пункт 2).
Из анализа приведенных правовых норм следует, что обязанность разрабатывать план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов возложена только на организации, имеющие опасные производственные объекты.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Судом по материалам дела установлено, что принадлежащий Обществу расположенный по адресу: город Тверь, 4-й переулок Красной Слободы, дом 7А, склад горюче-смазочных материалов 12.05.2009 исключен из государственного реестра опасных производственных объектов.
Принимая во внимание указанное обстоятельство, кассационная инстанция считает правильным вывод суда об отсутствии у Общества обязанности по разработке и согласованию плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. При таком положении с учетом правомерности вывода суда о наличии у Общества обязанности по организации работ по обеспечению ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, поскольку Общество является организацией, обеспечивающей хранение нефтепродуктов и обязано выполнять требования, предусмотренные пунктом 4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 05.05.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010 по делу N А66-1213/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.