Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 сентября 2010 г. N Ф07-9938/2010 по делу N А26-1850/2010
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 июня 2011 г. N Ф07-9938/10 по делу N А26-1850/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Гафиатуллиной Т.С., Кадулина А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Карелфинлес" Тельтевской Ю.А. (доверенность от 03.06.2010),
рассмотрев 27.09.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карелфинлес" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2010 по делу N А26-1850/2010 (судьи Есипова О.И., Борисова Г.В., Шульга Л.А.),
установил:
Министерство лесного комплекса Республики Карелия в лице государственного учреждения Республики Карелия "Олонецкое центральное лесничество" (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Карелфинлес" (далее - Общество) о взыскании 95 199 руб. 75 коп. ущерба, причиненного лесному фонду Российской Федерации, в связи с незаконной рубкой лесных насаждений.
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 20.04.2010 (судья Зинькуева И.А.) исковое заявление оставлено без рассмотрения.
Постановлением апелляционного суда от 24.06.2010 названное определение отменено и дело направлено для рассмотрения по существу в Арбитражный суд Республики Карелия.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм процессуального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит отменить постановление от 24.06.2010.
Доводы жалобы сводятся к тому, что заявленное Министерством требование основано на ненадлежащем исполнении ответчиком договорных обязательств, в связи с чем это требование в силу пункта 8.9 договора от 18.12.2007 подлежит рассмотрению в третейском суде.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в жалобе.
Министерство надлежащим образом уведомлено о времени и месте судебного разбирательства, однако своего представителя в заседание кассационной инстанции не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, федеральное государственное учреждение "Олонецкий лесхоз" (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 27.05.2005 N 2 аренды участков лесного фонда, находящихся на территории данного лесхоза, общей площадью 52977 га, с целью заготовки древесины по главному пользованию и проведения лесохозяйственных работ в соответствии с материалами лесоустройства, проектом организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендуемых участках. Срок действия данного договора установлен сторонами по 31.12.2029. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 08.06.2005.
В связи с приведением договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации Государственный комитет Республики Карелия (правопредшественник Министерства, арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 18.12.2007 аренды лесного участка, определенного в пункте 1.2 данного договора. Срок действия договора установлен с 08.06.2005 по 31.12.2029 (пункт 7.1 договора). Договор прошел государственную регистрацию 22.01.2008.
Согласно пункту 8.9 договора от 18.12.2007 не урегулированные сторонами споры и разногласия, возникающие при исполнении настоящего договора, а также всех сделок, совершенных в связи и в соответствии с договором, разрешаются в Третейском суде при Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья.
В ходе проверки соблюдения и выполнения требований лесного законодательства в квартале 31 выделе 1 в лесах второй группы Мегрозерского участкового лесничества выявлена незаконная рубка лесных насаждений (протокол о лесонарушении от 11.07.2007 N 2). Ущерб составил 95 199 руб. 75 коп.
По результатам проведенных Олонецким РОВД проверок установлено, что рубка в указанном квартале совершена выборочным способом, вывозка древесины с места порубки не осуществлялась; на данном участке заготовкой леса занималось Общество; согласно договору подрядные работы по заготовке древесины осуществлял индивидуальный предприниматель Саламов Б.В.
Поскольку ущерб, причиненный лесному фонду, Обществом в добровольном порядке не возмещен, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции посчитал, что настоящий спор возник при исполнении обязательств по договору от 18.12.2007 и на основании пункта 8.9 этого договора подлежит разрешению третейским судом.
Суд апелляционной инстанции отменил определение суда первой инстанции об оставлении искового заявления без рассмотрения.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого постановления.
В соответствии с пунктом 5 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что имеется соглашение сторон о рассмотрении данного спора третейским судом, если любая из сторон не позднее дня представления своего первого заявления по существу спора в арбитражном суде первой инстанции заявит по этому основанию возражение в отношении рассмотрения дела в арбитражном суде, за исключением случаев, если арбитражный суд установит, что это соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено.
В соответствии с частью второй статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Согласно статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации причинившие вред лесам лица возмещают его добровольно или в судебном порядке, таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Ущерб, причиненный лесам в результате незаконной рубки деревьев определенного диаметра до степени прекращения роста, исчисляется на основании пункта 1 приложения N 1 постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства".
Поскольку ущерб, причиненный лесному фонду, возник в связи с незаконной рубкой лесных насаждений, и не связан с исполнением договора от 18.12.2007. апелляционный суд правомерно отменил определение об оставлении искового заявления без рассмотрения и направил дело для рассмотрения по существу в суд первой инстанции.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2010 по делу N А26-1850/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карелфинлес" - без удовлетворения.
Председательствующий |
П.Ю. Константинов |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
|
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.