Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 октября 2010 г. N Ф07-10061/2010 по делу N А05-1503/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Дмитриева В.В. Корпусовой О.А.
при участии от открытого акционерного общества "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" Кузнецовой Н.А. (доверенность от 31.12.2009)
рассмотрев 21.10.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.04.2010 (судья Ипаев С.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2010 (судьи Кудин А.Г., Мурахина Н.В., Чельцова Н.С.) по делу N А05-1503/2010,
установил:
открытое акционерное общество "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция) по непризнанию безнадежной ко взысканию и списанию 29 717 600 руб. задолженности по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет и 4 457 567 руб. пеней и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 23.04.2010, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2010, заявление Общества удовлетворено. Признано незаконным бездействие Инспекции по непризнанию безнадежной ко взысканию и списанию 29 717 600 руб. задолженности по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет и 4 457 567 руб. пеней. Кроме того, на ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения из лицевого счета 29 717 600 руб. задолженности по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет и 4 457 567 руб. пеней.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты как принятые с нарушением норм статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Кроме того, в нарушение статей 168, 169 АПК РФ суды устранились от рассмотрения существа заявленных требований, не указали мотивы принятия судебных актов.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы.
Суд кассационной инстанции проверил законность и обоснованность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, Общество направило в Инспекцию заявление от 10.11.2009 N 5/5498 о принятии решения о признании безнадежной ко взысканию и списанию 29 717 600 руб. недоимки по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет и 4 457 567 руб. задолженности по пеням.
По результатам рассмотрения данного заявления налоговый орган письмом от 16.12.2009 N 06-30/11830 оставил его без исполнения, сославшись на то, что постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными ко взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам" (далее - постановление N 100) не установлен порядок списания такой задолженности.
Вышестоящий налоговый орган в ответ на обращение заявителя от 30.11.2009 N 06-20/10799@ по вопросу применения пункта 3 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) письмом от 17.12.2009 N 11-17/1/17259 сообщил об отсутствии оснований для списания сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, списанных со счетов налогоплательщиков, но не перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, поскольку Правительством Российской Федерации не внесены в Порядок принятия решения о признании безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, утвержденный приказом Минфина Российской Федерации от 15.06.2005 N 72н на основании постановления N 100 дополнения, касающиеся списания "зависших" платежей в качестве безнадежной к взысканию задолженности.
Посчитав бездействие Инспекции по непризнанию безнадежной ко взысканию и списанию задолженности по налогу на прибыль и пеням незаконным Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования Общества, правомерно исходя из следующего.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 05.09.2001 по делу N А05-7095/01-339/18, вступившим в законную силу обязанность Общества по уплате налога признана исполненной, а бездействие должностного лица Инспекции Министерства по налогам и сборам по городу Новодвинску (предыдущее место постановки заявителя на налоговый учет), выразившееся в отказе произвести запись в лицевом счете налогоплательщика о перечислении 29 717 600 руб. налога на прибыль в федеральный бюджет, неправомерным.
Суды установили, что Общество в заявлении о признании задолженности безнадежной и ее списании от 10.11.2009 N 5/5498 ссылаясь на пункт 3 статьи 59 НК РФ указало о погашении им задолженности по налогу на прибыль и пеням в указанном выше размере в августе 1999 года через коммерческий банк "Резон Банк" (далее - Банк), однако перечисление этих денежных сумм в бюджетную систему Российской Федерации не произведено, в связи с чем за Обществом числится задолженность по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, и пеням в названном выше размере.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), приложенной к заявлению налогоплательщика, Банк 30.12.2002 ликвидирован по решению суда. Данный факт налоговым органом не оспаривается.
В справке Инспекции N 125 по состоянию на 14.08.2009 указано, что Общество на указанную дату не имеет неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.
Между тем из справки Инспекции от 14.08.2009 N 2318 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам (форма N 39-1) следует, что такая задолженность отражена.
Исходя из пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в том числе с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.
Согласно статье 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Вместе с тем в силу пункта 3 статьи 45 НК РФ, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Таким образом, из положений статей 44 и 45 Кодекса в их системной связи следует, что обязанность налогоплательщика по уплате налога прекращается с момента предъявления в банк поручений на уплату соответствующего налога при соблюдении условий, предусмотренных статьей 45 НК РФ
Согласно статье 59 Кодекса недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:
- Правительством Российской Федерации - по федеральным налогам и сборам;
- исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями - по региональным и местным налогам.
Суммы налога, сбора, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными ко взысканию (пункт 3 статьи 59 НК РФ в редакции пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; далее - Закон N 224-ФЗ). Данные суммы списываются в соответствии с пунктом 1 статьи 59 Кодекса в случае, если на момент принятия решения о признании соответствующих сумм безнадежными ко взысканию и об их списании указанные банки ликвидированы. Эта норма действует с 01.01.2009 в отношении сумм налога, сбора, пеней и штрафов, списанных со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, но не перечисленных банками в бюджетную систему Российской Федерации до 01.01.2009 (пункт 8 статьи 9 Закона N 224-ФЗ).
Во исполнение статьи 59 Кодекса Правительство Российской Федерации приняло постановление N 100, согласно которому признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды только в случае ликвидации организации путем признания должника несостоятельным (банкротом) по решению арбитражного суда.
Суды обеих инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из признания обязанности Общества по уплате спорных сумм налога и пеней исполненной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 05.09.2001 по делу N А05-7095/01-339/. Банк по решению суда ликвидирован до дня вступления в силу Закона N 224-ФЗ.
Следовательно, факт включения этих сумм в лицевой счет налогоплательщика является незаконным.
Таким образом, судами сделан обоснованный вывод о том, что бездействие ответчика по непризнанию безнадежной ко взысканию и списанию 29 717 600 руб. задолженности по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет и 4 457 567 руб. пеней, не соответствует пункту 3 статьи 59 НК РФ.
Доводы налогового органа об исполнении им решения Арбитражного суда Архангельской области от 05.09.2001 по делу N А05-7095/01-339/18, а также об отражении в карточке расчетов с бюджетом по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет денежных средств, списанных с расчетного счета, но не зачисленных в бюджет (29 717 600 руб. по налогу и 4 457 567 руб. по пеням) в качестве исполненной обязанности налогоплательщика, не свидетельствует о правомерности отказа в признании задолженности безнадежной ко взысканию.
При таких обстоятельствах, суды правомерно обязали ответчика исключить указанные выше суммы числящейся задолженности Общества из лицевого счета налогоплательщика.
Суды первой и апелляционной инстанций рассмотрели дело по существу заявленных требований, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами доказательства и заявленные ими доводы как того требуют положения статьи 71 АПК РФ, указали мотивы вынесения судебных актов.
С учетом изложенного, основания для удовлетворения кассационной жалобы налогового органа и отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.04.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2010 по делу N А05-1503/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
|
О.А. Корпусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.