Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 октября 2010 г. N Ф07-10257/2010 по делу N А56-68658/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д. судей Дмитриева В.В. Корпусовой О.А.
при участии от Департамента имущества города Москвы Рябчиковой М.В. (доверенность от 07.10.2010), от Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 9 Лебедевой И.А. (доверенность от 02.08.2010), Григорьевой М.С. (доверенность от 11.11.2009),
рассмотрев 21.10.2010 кассационную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 9 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2010 (судья Галкина Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2010 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Семиглазов В.А.) по делу N А56-68658/2009,
установил:
Департамент имущества города Москвы (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об обязании Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 9 (далее - налоговая инспекция) возвратить из бюджета 10 417 156,29 руб., излишне уплаченного налога на прибыль и 935 974,37 руб. процентов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Управление Федерального казначейства по городу Москве (далее - УФК) и открытое акционерное общество "Акционерный коммерческий банк "Банк Москвы" (далее - Банк).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2010 заявление удовлетворено частично. Суд обязал налоговую инспекцию возвратить Департаменту из бюджета 10 417 156,29 руб. излишне уплаченного налога на прибыль и начислить и уплатить Департаменту из бюджета 381 282,19 руб. процентов.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты в части начисления и уплаты 381 282,19 руб. процентов за несвоевременный возврат 4 260 505 руб. налога и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления в этой части.
По мнению подателя жалобы, налоговая инспекция своевременно совершила действия по возврату налога из бюджета. Нарушение сроков вызвано тем, что сам заявитель неправильно указал реквизиты, по которым необходимо осуществить возврат денежных средств.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент и Банк просили оставить в силе судебные акты как законные и обоснованные.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей УФК и Банка, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Департамента просил оставить в силе судебные акты.
Суд кассационной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Положением о Департаменте имущества города Москвы, Департамент является держателем находящихся в собственности города Москвы как субъекта Российской Федерации акций хозяйственных обществ и ответственным за получение дивидендов от таких акций и зачисление дивидендов в доход бюджета субъекта Российской Федерации.
С 1995 года Департамент является акционером Банка. В период с 2004 года по 2006 год Банк, как налоговый агент, удержал и перечислил в бюджет 10 417 156 руб. 29 коп. налога на прибыль с доходов, полученных Департаментом в виде дивидендов, в том числе 4 260 505 руб. налога с доходов, выплаченных в 2006 году в виде дивидендов за 2005 год.
Поскольку согласно разъяснению Управления Федеральной налоговой службы России по городу Москве от 13.03.2007 N 20-05/024041 Департамент в силу статьи 246 НК РФ не являлся плательщиком налога на прибыль и у налогового агента не возникла обязанность по удержанию налога с доходов в виде дивидендов, 21.11.2008 Департамент обратился с заявлением в налоговый орган о возврате из бюджета 10 417 156,29 руб. излишне уплаченного налога на прибыль.
Решением налогового органа от 16.12.2008 N 10/23793 Департаменту отказано в возврате налога за 2003 год в размере 3 722 152,04 руб. и за 2004 год в размере 2 434 499,25 руб. в связи с истечением установленного статьей 78 НК РФ срока на подачу заявления.
Также 16.12.2008 налоговым органом принято решение N 299 о возврате 4 260 505 руб. налога, которое направлено для исполнения в УФК. Однако данное решение было возвращено без исполнения в связи с неверным указанием реквизитов получателя. Налоговая инспекция 26.12.2008 вынесла повторное решение N 348 о возврате 4 260 505 руб. налога и направило его в УВК. Данное решение 29.12.2008 возвращено без исполнения также в связи с неверным указанием реквизитов получателя.
Налоговая инспекция ссылается на то, что неверные реквизиты указаны самим Департаментом в письме от 21.11.2008 N 08/35779.
Вместе с тем, суд первой инстанции исследовал этот вопрос и сделал правильный вывод о несоответствии данного довода фактическим обстоятельствам дела.
В письме Департамента от 21.11.2008 получателем денежных средств был указан Департамент финансов города Москвы (Департамент имущества города Москвы). В решении же о возврате налога от 16.12.2008 N 299 получателем был указан только Департамент имущества города Москвы. А в решении от 26.12.2008 N 348 неверно указан счет получателя.
Позднее 02.03.2009 налоговая инспекция приняла решение N 79 о возврате 4 260 505 руб. налога, но данное решение также не исполнено. Как следует из письма УФК от 24.03.2009 N 02-26/2571, причиной неисполнения указанных решений о возврате налога послужило их неправильное оформление: расчетные счета, указанные в платежных документах не принадлежат получателю "Департамент имущества города Москвы", не указан лицевой счет, открытый на счетах Департамента финансов города Москвы и Управления Федерального казначейства по городу Москве.
Таким образом, суды правомерно признали, что нарушение срока возврата 4 260 505 руб. налога произошло по вине налогового органа.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный возврат (зачет) сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
В силу пункта 5 статьи 78 НК РФ по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 9 статьи 78 НК РФ).
Из пунктов 6 и 7 статьи 78 НК РФ следует, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению, которое может быть подано в налоговый орган в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Пунктом 10 статьи 78 НК РФ предусмотрено, что в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 статьи 78 НК РФ, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Таким образом, положения статьи 78 НК РФ предусматривают начисление процентов на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную налоговым органом в установленный срок, за каждый день нарушения срока возврата вплоть до поступления излишне уплаченной суммы налога на счет налогоплательщика в банке, что позволяет налогоплательщику компенсировать потери, вызванные несвоевременным возвратом суммы излишне уплаченного налога.
С учетом указанных норм, суды правомерно обязали налоговый орган начислить и уплатить Департаменту 381 282,19 руб. процентов за несвоевременный возврат налога на прибыль в размере 4 260 505 руб. Спора по размеру процентов не имеется.
При таких обстоятельствах, судебные акты вынесены с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил :
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2010 по делу N А56-68658/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 9 - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
|
О.А. Корпусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.