Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 декабря 2010 г. N Ф07-12440/2010 по делу N А13-1788/2010
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 мая 2012 г. N Ф07-12440/10 по делу N А13-1788/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Константинова П.Ю.,
при участии Беляевской М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Тотемского муниципального района Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 02.07.2010 (судья Селиванова Ю.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2010 (судьи Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю., Ралько О.Б.) по делу N А13-1788/2010,
установил:
Департамент лесного комплекса Вологодской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными пункта 2 решения Президиума районного Совета народных депутатов от 26.07.1991 N 111 "Об изъятии и предоставлении земель" (далее - решение N 111), а также постановления главы Тотемского муниципального района Вологодской области от 30.09.2008 N 666 "О предоставлении в собственность за плату земельного участка М.Н. Беляевской" (далее - постановление N 666).
К участию в деле привлечены: в качестве заинтересованного лица - администрация Тотемского муниципального района Вологодской области (далее - Администрация); в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление Росреестра), Департамент земельных отношений Вологодской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (далее - Управление Росимущества), Беляевская Марина Николаевна, Савинская Алена Сергеевна.
Решением от 02.07.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.08.2010, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам.
Податель жалобы указывает следующее: при проведении работ по межеванию предоставленного Беляевской М.Н. земельного участка с кадастровым номером 35:14:0101001:34 его границы согласованы с правообладателями смежных участков, в том числе с Тотемским районным отделом - государственным лесничеством Департамента (акт согласования от 01.09.2008); кадастровый учет названного земельного участка как участка из земель сельскохозяйственного назначения никем не оспорен; Департамент не представил надлежащих доказательств отнесения этого участка к землям лесного фонда; материалы лесоустройства таким доказательством не являются; суды не учли, что право собственности Беляевской М.Н. на данный земельный участок не оспорено, государственная регистрация этого права, а также сделка по продаже спорного земельного участка Савинской А.С. не признаны недействительными.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании Беляевская М.Н. поддержала доводы жалобы и пояснила, что предоставленный ей в 1991 году в пожизненное наследуемое владение для образования крестьянского хозяйства земельный участок никогда не относился к землям лесного фонда; этот участок до 1991 года находился в пользовании сельскохозяйственной организации; на участке между полями имеются лесополосы, часть из которых в составе прочих земель изъята в 2000 году на основании постановления главы районного самоуправления Тотемского районного муниципального собрания от 01.02.2000 и включена в районный фонд перераспределения земель; оставшийся земельный участок использовался по назначению для сельскохозяйственного производства; его межевание и согласование границ выполнены в 2008 году с участием смежного землепользователя - Тотемского районного отдела - государственного лесничества Департамента (далее - Тотемское лесничество).
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением от 26.07.1991 N 111 Президиум Тотемского районного Совета народных депутатов изъял у колхоза "Большевик" земельные участки, расположенные в местечке Петрищева Гора общей площадью 83,4 га, из которых 61,1 га занимала пашня, 5,5 га - сенокос чистый, 1,7 га - кустарник, 15,1 га - лес, зачислив их в госземзапас. Пунктом 2 названного решения указанные земельные участки из земель госземзапаса предоставлены Беляевской М.Н. в пожизненное наследуемое владение для образования крестьянского хозяйства.
На основании решения N 111 Беляевской М.Н. выдан государственный акт на право пользования землей от 12.08.1991 для выращивания сельскохозяйственной продукции.
Постановлениями главы районного самоуправления Тотемского районного муниципального собрания от 24.08.1999 N 251 и от 01.02.2000 N 29 у Беляевской М.Н. изъяты для перераспределения земельные участки общей площадью 5,8 га (пашни) и 17 га (в том числе 13,9 га пашни, 1,3 га сенокоса, 1,8 га прочих земель).
Согласно кадастровому плану от 22.02.2008 N 14/08-0461 сведения о земельном участке общей площадью 606 000 кв.м, расположенном в Тотемском районе Вологодской области, внесены в государственный кадастр недвижимости 03.11.2006 на основании государственного акта от 12.08.1991; земельному участку присвоен кадастровый номер 35:14:0101001:34, он отнесен к категории "земли сельскохозяйственного назначения".
На основании заявления Беляевской М.Н. от 01.08.2008 и задания от 27.08.2008 проведены работы по межеванию названного земельного участка, составлена схема теодолитного хода при обмере земельного участка, таблица расчета координат углов поворота методом полярных засечек, а также каталог координат, оформлено землеустроительное дело. Акт согласования границ от 01.09.2008 подписан смежным землепользователем - Тотемским лесничеством.
Постановлением от 10.09.2008 N 626 глава Тотемского муниципального района согласовал материалы межевания и план границ земельного участка площадью 598 480 кв.м с кадастровым номером 35:14:0101001:34 из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного восточнее деревни Петрищева Гора в Тотемском районе Вологодской области, с разрешенным использованием "для выращивания сельскохозяйственной продукции". На основании указанного постановления в имеющиеся в кадастре недвижимости сведения о спорном земельном участке 17.09.2008 внесены соответствующие изменения.
Постановлением от 30.09.2008 N 666 глава Тотемского муниципального района предоставил названный земельный участок Беляевской М.Н. в собственность. На основании данного постановления Комитет по экономике и управлению муниципальным имуществом Тотемского муниципального района Вологодской области и Беляевская М.Н. заключили договор от 06.10.2008 N 105 купли-продажи названного участка. Право собственности на земельный участок зарегистрировано за Беляевской М.Н. 18.12.2008 (свидетельство о государственной регистрации права серии 35-СК N 465400).
Впоследствии спорный земельный участок Беляевская М.Н. продала Савинской А.С. по договору купли-продажи от 11.01.2010, зарегистрированному в установленном законом порядке.
Департамент обратился в суд с настоящим заявлением, считая, что пункт 2 решения N 111 и постановление N 666 противоречат нормам лесного законодательства и нарушают права и законные интересы государства в сфере экономической деятельности, поскольку в составе земельного участка, предоставленного Беляевской М.Н. в 1991 году в пожизненное наследуемое владение, а в 2008 году - в собственность, находятся земли, занятые лесным фондом, принадлежащие государству в силу закона. Департамент указал, что об оспариваемых ненормативных правовых актах ему стало известно 18.01.2010 в результате проверки документов при перевозке древесины, вырубленной на спорном участке.
Суды обеих инстанций удовлетворили заявление Департамента, сделав на основании материалов лесоустройства вывод о том, что часть земельного участка с кадастровым номером 35:14:0101001:34 является лесным участком, относится к землям лесного фонда, поэтому президиум Совета народных депутатов и Администрация в силу Лесного кодекса РСФСР от 08.08.1978, Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 и Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, действовавших в период принятия оспариваемых ненормативных актов, не имели права распоряжаться участком лесного фонда, находящимся в федеральной собственности.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемые решение и постановление подлежат отмене, поскольку при рассмотрении настоящего спора суды первой и апелляционной инстанций неполно исследовали обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
Департамент обратился с настоящим заявлением в суд, ссылаясь на статьи 197-199 АПК РФ.
В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) государственных органов незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту. Несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании.
Согласно материалам дела оспариваемые решение и постановление приняты в 1991 и 2008 годах соответственно. С настоящим заявлением Департамент обратился в суд только 24.02.2010. При этом Департамент не заявил ходатайства о восстановлении предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ и пропущенного срока на обжалование оспариваемых ненормативных актов, а указал, что ему стало известно о них в январе 2010 года.
Между тем Администрация, возражая против заявленных требований, указала, что до передачи спорного земельного участка в собственность Беляевской М.Н. при проведении землеустроительных работ и межевания этого участка в целях постановки на кадастровый учет его границы были согласованы представителем смежного землепользователя - Тотемского лесничества, которое согласно пункту 5.6 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением правительства Вологодской области от 29.01.2007 N 136, является структурным подразделением Департамента. По результатам согласования составлен акт от 01.09.2008, подписанный начальником Тотемского лесничества Скрябиным А.М. без замечаний и разногласий (т. 1, л.д. 105).
Между тем ни суд первой инстанции, ни апелляционный суд не дали оценку этому доводу и не исследовали вопрос о том, когда Департаменту стало известно об оспариваемых ненормативных актах и по каким причинам оно пропустило установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок на обращение в суд.
В силу пункта 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Статьей 68 АПК РФ установлено, что обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Кассационная инстанция считает, что в нарушение названных норм Департамент не представил надлежащих доказательств отнесения части спорного участка к землям лесного фонда.
Согласно пункту 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьями 5, 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) предусмотрено, что сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В силу пунктов 2, 8 части 2 статьи 22 Закона о кадастре кадастровый учет объекта недвижимости осуществляется при предоставлении межевого плана (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копии документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 названного Закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ), копии документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений о земельном участке).
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описание его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
В материалы дела представлена кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером 35:14:0101001:34, в которой указано, что весь участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования "для выращивания сельскохозяйственной продукции" и фактически используется в этих целях. Сведения об отнесении какой-либо части этого участка к землям лесного фонда в выписке отсутствуют (т. 1, л.д. 73).
Управление Росреестра представило также землеустроительное дело по установлению и закреплению на местности границ этого участка и указало в отзыве на заявление Департамента, что этот участок поставлен на кадастровый учет в установленном законом порядке с определением и согласованием границ со смежными землепользователями, в том числе с Тотемским лесничеством; действия по оформлению землеустроительной документации, межеванию и кадастровому учету земельного участка никем не оспорены, не признаны незаконными (т. 1, л.д. 74-76, 93-108).
Департамент в обоснование своего довода о том, что часть предоставленного Беляевской М.Н. земельного участка относится к землям лесного фонда и входит в состав лесного участка площадью 1 378 320 000 кв.м, право собственности на который согласно свидетельству от 24.12.2007 серии 35-СК N 335709 зарегистрировано за Российской Федерацией, представило только материалы лесоустройства (план лесонасаждений площадью 3408 га колхоза "Большевик" Мосеевского лесничества Тотемского мехлесхоза Вологодской области 1989 года, выкопировку из таксационного описания лесоустройства 1989 года, выкопировку из планшета Заозерского участкового лесничества кв. 9, распечатку из программы "Абрис +", схему теодолитного хода при обмере земельного участка, таблицу расчета координат углов поворота методом полярных засечек, абрис СПК "Середское" Мосеевского лесничества кв. N 6, экспликацию к плану лесонасаждений СПК "Середское" Мосеевского лесничества 2003 года). Между тем сами по себе материалы лесоустройства, проведенного до того, как были в отношении спорного участка выполнены землеустроительные работы, и до постановки его на кадастровый учет, не могут свидетельствовать о принадлежности части этого участка к землям лесного фонда с учетом того, что лесоустроительные работы могут проводиться не только на землях лесного фонда.
Кроме того, сделав вывод о том, что часть предоставленного Беляевской М.Н. земельного участка относится к землям лесного фонда, суды не установили, какая именно часть, не указали ее площадь и признали полностью незаконными оспариваемые пункт 2 решения N 111 и постановление N 666. Между тем названными ненормативными актами Беляевской М.Н. предоставлены сначала для ведения крестьянского фермерского хозяйства, а затем в собственность земли, занятые пашнями, сенокосами, кустарником, и судами не установлена незаконность предоставления Беляевской М.Н. этих земель.
Кроме того, судами не учтено, что в настоящее время право собственности на земельный участок с кадастровым номером 35:14:0101001:34 перешло к Савинской А.С. по договору купли-продажи от 11.01.2010 и зарегистрировано в установленном законом порядке. При этом ни государственная регистрация права собственности, ни сделка, оформленная договором от 11.01.2010, никем не оспорены и не признаны недействительными. В связи с этим судами не исследован вопрос о том, насколько удовлетворение требований Департамента в том виде, как они сформулированы и заявлены, будет способствовать восстановлению прав и интересов, на нарушение которых ссылается Департамент.
При таком положении решение от 02.07.2010 и постановление апелляционной инстанции от 27.08.2010 подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, проверить довод Администрации о пропуске Департаментом предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока обращения в суд; установить, входит ли в состав земельного участка, предоставленного Беляевской М.Н. на основании оспариваемых ненормативных актов, участок лесного фонда; определить, какая именно часть относится к землям лесного фонда; по результатам установленных обстоятельств рассмотреть спор.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 02.07.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2010 по делу N А13-1788/2010 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
|
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.