Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 декабря 2010 г. N Ф07-11382/2010 по делу N А66-1568/2010
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 августа 2012 г. N Ф07-11382/10 по делу N А66-1568/2010
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 декабря 2010 г. N Ф07-11382/2010 по делу N А66-1568/2010
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 октября 2010 г. N Ф07-11382/2010 по делу N А66-1568/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Асмыковича А.В. и Подвального И.О.,
при участии от Департамента государственного заказа Тверской области Тарасова С.В. (доверенность от 26.11.2010), Черновой И.С. (доверенность от 11.01.2010), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Красюковой Л.К. (доверенность от 20.01.2010 N 31), от общества с ограниченной ответственностью "Баталинский лесопромышленный комплекс" Покормяка В.И. (доверенность от 20.08.2010), от общества с ограниченной ответственностью "Лидер" Молчанова А.Н. (доверенность от 22.03.2010), от Департамента лесного комплекса Тверской области Енина Д.С. (доверенность от 26.11.2010 N 14),
рассмотрев 29.11.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 21.05.2010 (судья Бачкина Е.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2010 (судьи Чельцова Н.С., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу N А66-1568/2010,
установил:
Департамент государственного заказа Тверской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Управление) от 25.02.2010 по делу N 04-6/05-2010 о признании заявителя нарушившим часть 1 статьи 15 и часть 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") при проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительного предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Лидер" (далее - ООО "Лидер") и общество с ограниченной ответственностью "Баталинский лесопромышленный комплекс" (далее - ООО "Баталинский ЛПК").
Решением Арбитражного суда Тверской области от 21.05.2010, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2010, в удовлетворении заявленных требований Департаменту отказано.
В кассационной жалобе Департамент лесного комплекса Тверской области просит отменить судебные акты, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права - статьи 42 АПК РФ. Податель жалобы указал, что является правопреемником Департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области, который выступал продавцом права на заключение договора аренды лесного участка. По мнению подателя жалобы, принятые судебные акты затрагивают его права и законные интересы как продавца выставленного на аукцион права и имеют правовое значение для проведенного аукциона, в связи с чем он подлежал привлечению к участию в деле.
В судебном заседании представитель Департамента лесного комплекса Тверской области поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители Департамента и ООО "Баталинский ЛПК" в судебном заседании пояснили, что считают жалобу Департамента лесного комплекса Тверской области обоснованной, а представители Управления и ООО "Лидер" считают жалобу Департамента лесного комплекса Тверской области не подлежащей удовлетворению.
Изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы Департамента лесного комплекса Тверской области, кассационная инстанция считает, что производство по жалобе подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 26.12.2009 в газете "Тверская жизнь" N 238 (26.809) Департамент опубликовал извещение о проведении 26.02.2010 открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, в том числе в Фировском лесничестве (лот N 5). Дата и время начала приема заявок в извещении не указаны, а дата и время окончания подачи заявок установлены 11.01.2010 в 16 час. 00 мин.
Продавцом права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, выступал Департамент управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области (правопредшественник Департамента лесного комплекса Тверской области; постановление Администрации Тверской области от 31.12.2009 N 583-па).
Решением Управления от 25.02.2010 по делу N 04-6/05-2010 Департамент признан нарушившим часть 1 статьи 15 и часть 2 статьи 17 Закона "О защите конкуренции" в части установления в извещении о проведении 26.02.2010 открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка и документации об открытом аукционе сроков, объективно не обеспечивающих возможность своевременной подачи заявки на участие в аукционе, что приводит к ограничению доступа к участию в аукционе и может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции на рынке лесозаготовки и лесопереработки, а также конкуренции при проведении торгов.
На основании решения Департаменту выдано предписание от 25.02.2010 N 04-6/05-2010 о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции при проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка по лоту N 5, назначенного на 26.02.2010, а именно внести изменения в извещение и документацию об открытом аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, увеличив период подачи заявок, установив его не менее 10 рабочих дней, и указав дату начала срока подачи заявки, а также внести изменения в извещение и документацию об открытом аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, изменив дату проведения открытого аукциона с учетом требований пункта 1.1 предписания.
26.02.2010 Департаментом проведен открытый аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесных участков в Фировском лесничестве без внесения изменений в извещение и документацию об аукционе, победителем аукциона признан единственный участник ООО "Баталинский ЛПК".
Не согласившись с принятыми антимонопольным органом ненормативными актами, Департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения и предписания Управления незаконными.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали Департаменту в удовлетворении требований.
Департамент лесного комплекса Тверской области, не привлеченный к участию в деле судами первой и апелляционной инстанций, обжаловал судебные акты в кассационном порядке.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм процессуального права, считает, что производство по кассационной жалобе подлежит прекращению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 273 АПК РФ вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, за исключением решений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы в порядке кассационного производства полностью или в части при условии, что иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, лицами, участвующими в деле, а также иными лицами в случаях, предусмотренных названным кодексом.
Согласно статье 42 АПК РФ лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.
Предметом спора по настоящему делу являются ненормативные правовые акты антимонопольного органа о признании в действиях организатора торгов нарушений применительно к требованиям Закона "О защите конкуренции". Оспариваемыми решением и предписанием Управления в действиях Департамента государственного заказа Тверской области установлены нарушения норм действующего законодательства, на него возложена обязанность осуществить действия по устранению выявленного нарушения, в частности, внести изменения в текст извещения о проведении открытого аукциона и в аукционную документацию.
В соответствии с частью 1 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации организатором аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений является продавец права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или продавец права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений либо действующая на основании договора с этим продавцом специализированная организация.
Пунктом 1 Постановления Администрации Тверской области от 28.08.2007 N 253-па "Об определении уполномоченного органа по организации торгов на право пользования природными ресурсами или права купли-продажи природных объектов и о внесении изменений в отдельные акты постановления Администрации Тверской области" (далее - Постановление N 253-па) Департамент государственного заказа Тверской области определен в качестве организатора аукционов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, а Департамент управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области (правопредшественник Департамента лесного комплекса) - в качестве продавца.
Согласно пункту 2.2 Постановления N 253-па в обязанности Департамента государственного заказа Тверской области вменена, в частности, разработка текста извещения о проведении торгов, документации об аукционе, а также публикация извещения об аукционе, продавец, в свою очередь, осуществляет мероприятия, предшествующие проведению торгов (пункт 2.1 Постановления N 253-па).
Учитывая, что Управлением выявлены нарушения требований, предъявляемых к содержанию извещения об аукционе и аукционной документации, соблюдение которых отнесено к компетенции организатора торгов, а также факт выявления правонарушения только в его действиях, суд кассационной инстанции не усматривает, что юридическая сила оспариваемых ненормативных актов Управления имеет правовое значение для деятельности Департамента лесного комплекса Тверской области и может повлечь для него негативные последствия.
Кроме того, на момент обращения Департамента государственного заказа Тверской области с кассационной жалобой открытый аукцион организатором торгов проведен, государственный договор между продавцом и арендатором заключен, арендатор приступил к фактическому использованию лесного участка, то есть правовые отношения по поводу передачи лесного участка в аренду между потенциальным приобретателем права, арендатором и продавцом права завершены, Департамент лесного комплекса Тверской области исполнил свои полномочия и утратил статус продавца. Дальнейшие отношения по поводу аренды возможны в порядке применения мер ответственности, в частности за ненадлежащее выполнение продавцом своих обязанностей, вместе с тем решение и предписание от 25.02.2010 по делу N 04-6/05-2010 не могут являться основанием такой ответственности, или иным образом повлиять на правовое положение Департамента лесного комплекса Тверской области.
При таких обстоятельствах Департамент лесного комплекса Тверской области не правомочен обжаловать решение от 21.05.2010 и постановление от 19.08.2010 в кассационном порядке, что в силу пункта 1 части 1 статьи 281 АПК РФ является основанием для возвращения кассационной жалобы, если данные обстоятельства были установлены при рассмотрении вопроса о принятии жалобы к производству.
Как разъяснено в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.1999 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", если после принятия кассационной жалобы будет установлено, что кассационная жалоба подана лицом, не имеющим права на обжалование судебного акта (в частности, лицом, не участвующим в деле, о правах и обязанностях которого арбитражный суд не принимал судебного акта), то производство по жалобе подлежит прекращению применительно к соответствующему пункту Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующему прекращение арбитражным судом производства по делу, если спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Данные основания прекращения производства по делу включают в себя все случаи, когда спор не подлежал рассмотрению в арбитражном суде, в том числе такие основания, которые свидетельствуют о том, что производство в арбитражном суде было начато ошибочно.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что производство по кассационной жалобе Департамента лесного комплекса Тверской области подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 282, 284 и 291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
определил:
прекратить производство по кассационной жалобе Департамента лесного комплекса Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области ото 21.05.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2010 по делу N А66-1568/2010.
Определение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
|
А.В. Асмыкович |
|
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.