Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 декабря 2010 г. N Ф07-12138/2010 по делу N А13-19239/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Журавлевой О.Р., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от Управления Федерального казначейства по Вологодской области Михасик Ю.В. (доверенность от 28.06.2010 б/н), от общества с ограниченной ответственностью "Авто Транспортное Предприятие N 1" Зибиной М.К. (доверенность от 01.12.2009 б/н),
рассмотрев 30.11.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 15.06.2010 (судья Докшина А.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2010 (судьи Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю., Потеева А.В.) по делу N А13-19239/2009,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Авто Транспортное Предприятие N 1" (далее - ООО "АТП N 1", Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Управлению Федеральной налоговой службы по Вологодской области (далее - Управление ФНС по Вологодской области) и Управлению Федерального казначейства по Вологодской области (далее - Казначейство, УФК по Вологодской области) о признании незаконным бездействия, выразившегося в несовершении действий по возврату излишне (ошибочно) уплаченных Обществом по платежным поручениям от 30.01.2009 N 3, от 03.02.2009 N 9 - 13, 15 и 16 платежей в бюджет в общей сумме 34 827 руб. В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Общество просит арбитражный суд обязать Казначейство и Управление ФНС по Вологодской области принять решение о возврате ошибочно перечисленных налоговых платежей в общей сумме 34 827 руб. в пятидневный срок со дня вступления решения в законную силу (с учетом уточнения предмета спора).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 24 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция N 24) .
Решением суда от 15.06.2010 признано незаконным бездействие Казначейства, выразившееся в несовершении действий по возврату Обществу излишне (ошибочно) перечисленных налоговых платежей в сумме 34 827 руб. На Казначейство возложена обязанность принять решение о возврате Обществу указанной суммы ошибочно перечисленных налоговых платежей в пятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении требований заявителя к Управлению ФНС по Вологодской области отказано.
Постановлением апелляционного суда от 06.09.2010 решение суда от 15.06.2010 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Казначейство, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, Казначейство не обладало правом на вынесение решения о возврате заявителю ошибочно перечисленных денежных средств по собственной инициативе ввиду отсутствия одного из необходимых условий для возврата ошибочно перечисленных поступлений, предусмотренных пунктом 12 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 N 92н (далее - приказ N 92н).
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Казначейства поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "АТП N 1", состоящее на налоговом учете в Инспекции N 24, платежными поручениями от 30.01.2009 N 3, от 03.02.2009 N 9 - 13, 15 и 16 ошибочно перечислило транспортный налог, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог налоги и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 34 827 руб. на счет УФК по Вологодской области.
В платежных поручениях получателем платежа указано УФК по Санкт-Петербургу (Инспекция N 24), а счет - УФК по Вологодской области.
Перечисленные средства поступили на счет N 40101810700000010002 и были учтены Казначейством по коду бюджетной классификации 10011701010010000180 "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет".
В связи с допущенной в платежных поручениях технической ошибкой при указании банка получателя денежных средств Общество обратилось в Инспекцию N 24 с заявлением от 11.02.2009 N 02/02 о возврате ошибочно уплаченных сумм налогов и взносов на расчетный счет заявителя.
Инспекция N 24 направила в Управление ФНС по Вологодской области письмо от 05.03.2009 N 17/06997 с просьбой оформить платежные поручения на возврат ООО "АТП N 1" ошибочно уплаченных денежных средств в общей сумме 34 827 руб. по перечисленным в нем поручениям и с приложением копий указанных платежных поручений.
Управление ФНС по Вологодской области письмом от 13.04.2009 N 09-08/004015 возвратило платежные документы, полученные от Инспекции в связи с непредставлением полного пакета документов (не приложено заявление налогоплательщика).
Инспекция N 24 направила в Казначейство письмо от 08.06.2009 N 17/20315 с просьбой оформить платежные поручения на возврат Обществу ошибочно уплаченных денежных средств в общей сумме 34 357 руб. по перечисленным в нем поручениям с приложением копий указанных платежных поручений, а также заявления налогоплательщика.
В ответ на указанное обращение Казначейство направило в адрес Инспекции N 24 письмо от 23.06.2009 N 02-08/1/2302, в котором сообщило о вступлении в действие приказа Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 N 92н, согласно пункту 12 Порядка запросы на выяснение принадлежности платежа по ошибочно зачисленным денежным средствам направлены в УФК по Вологодской области в адрес администратора поступлений - Управление ФНС Вологодской области для оформления заявок на возврат поступлений.
Общество 17.07.2009 повторно обратилось в Инспекцию N 24 с заявлением от 16.07.2009 N 03/07 о возврате ошибочно перечисленных денежных средств в общей сумме 34 827 руб.
Инспекция N 24 направила письмо в Управление ФНС по Вологодской области.
Казначейство письмом от 02.09.2009 N 02-08/1/3357 повторно возвратило указанные документы без исполнения.
Управление ФНС по Вологодской области письмом от 25.08.2009 направило письмо с приложенными материалами в УФК по Вологодской области.
УФК по Вологодской области письмом от 02.09.2009 возвратило указанные документы без исполнения. Указав, что такое решение обязано принять Управление ФНС по Вологодской области.
Управление ФНС по Вологодской области возвратило названные документы Инспекции N 24, которая в свою очередь выслала документы налогоплательщику со ссылкой на письма Управления ФНС по Вологодской области от 23.06.2009 N 02-08/1/2302 и Казначейства от 22.09.2009 N 09-08/01/010661 и невозможность возврата ошибочно перечисленных платежей.
Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций по результатам рассмотрения настоящего спора сделали вывод о том, Казначейство не имело правовых оснований для отказа в возврате ошибочно перечисленных на его счет налоговых платежей в общей сумме 34 827 руб.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены судебных актов по следующим основаниям.
Возврат ошибочно уплаченных платежей с 01.01.2009 производится в соответствии с Порядком, утвержденным приказом N 92н.
В пункте 10 данного Порядка определено, что платежи, ошибочно перечисленные плательщиками на счет органа Федерального казначейства, предназначенные для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства, учитываются по КБК "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет".
В соответствии с пунктом 12 указанного Порядка невыясненные поступления, ошибочно поступившие на счет органа Федерального казначейства и предназначенные для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства, могут быть возвращены плательщику органом Федерального казначейства по месту зачисления платежа на основании письменного обращения администратора поступлений в бюджет, которому предназначался платеж, с приложением заявления плательщика и копии нормативного правового акта главного администратора поступлений в бюджет, наделяющего его соответствующими полномочиями, и в случае отсутствия на территории данного субъекта Российской Федерации администратора поступлений в бюджет подведомственного тому же главному администратору поступлений в бюджет.
Возврат осуществляется на основании заявления плательщика, администратора поступлений в бюджет и оформленной в соответствии с ними органом Федерального казначейства заявки на возврат не позднее 3 рабочих дней со дня поступления в орган Федерального казначейства соответствующего заявления.
В заявке на возврат невыясненных поступлений и в оформленном органом Федерального казначейства на ее основании расчетном документе в поле "Назначение платежа" указывается: "Возврат ошибочно перечисленных поступлений (с указанием причины возврата)".
Таким образом, при ошибочном перечислении платежей на счет другого органа Федерального казначейства и образовании на счете Казначейства невыясненных поступлений ошибочно перечисленные денежные средства могут быть возвращены плательщику органом Федерального казначейства по месту зачисления платежа.
Для возврата невыясненных платежей необходимо письменное обращение администратора поступлений в бюджет, которому предназначался платеж, с приложением заявления плательщика и копии нормативного правового акта главного администратора поступлений в бюджет, наделяющего его соответствующими полномочиями.
Приказом Федеральной налоговой службы от 05.12.2008 N ММ-3-1/643 "О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы бюджетных полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 "Федеральная налоговая служба" возложены на территориальные налоговые органы согласно приложению N 1.
Управлениям ФНС по субъектам Российской Федерации делегированы полномочия главных администраторов доходов по источникам доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, перечисленных в приложении N 2 данного Приказа.
Таким образом, в рассматриваемом случае для возврата ошибочно перечисленных Обществом налоговых платежей на счет Казначейства следовало представить обращение Инспекции N 24 с заявлением в Управление ФНС по Вологодской области с приложением заявления налогоплательщика.
Суд первой инстанции установил и подателем жалобы не оспаривается, что Управление ФНС по Вологодской области письмом от 28.08.2009 N 09-08/009818 представило в Казначейство письменное обращение Инспекции как администратора поступлений в бюджет, которому предназначался платеж, с приложением заявления Общества о возврате ошибочно перечисленных платежей. При этом обратившаяся в Казначейство и в Управление ФНС по Вологодской области Инспекция N 24 не находится в подведомственности Управления ФНС по Вологодской области, которое Приказом Федеральной налоговой службы от 05.12.2008 N ММ-3-1/643 наделено полномочиями главного администратора поступлений в бюджет на территории Вологодской области.
Поэтому у Казначейства не было правовых оснований считать, что в данном случае для осуществления им действий по возврату Обществу ошибочно перечисленных платежей не имелось совокупности условий, предусмотренных пунктом 12 Порядка, утвержденного приказом N 92н.
При таких обстоятельствах судебные инстанции обоснованно признали оспариваемые действия Казначейства по отказу Обществу в возврате ошибочно перечисленных налоговых платежей в сумме 34 827 руб. незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя и возложили на этот орган обязанность принять решение о возврате ошибочно перечисленных налоговых платежей в пятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Поскольку судебные инстанции приняли по существу правильное решение по делу, то оснований для отмены обжалуемых судебных актов нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 15.06.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2010 по делу N А13-19239/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
|
Л.Л. Никитушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.