Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 декабря 2010 г. N Ф07-13031/2010 по делу N А13-19218/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Корабухиной О.А.,
судей Корпусовой О.А., Кузнецовой Н.Г.,
при участии от Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области Чельцовой Е.А. (доверенность от 28.06.2010),
рассмотрев 15.12.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.07.2010 (судья Смирнов В.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2010 (судьи Осокина Н.Н., Кудин А.Г., Мурахина Н.В.) по делу N А13-19218/2009,
установил:
закрытое акционерное общество "ВОСТОК" (далее - ЗАО "ВОСТОК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Вологодской области (далее - Управление ФНС по Вологодской области) и Управлению Федерального казначейства по Вологодской области (далее - Казначейство) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не совершении действий по возврату ошибочно уплаченных по платежному поручению от 05.02.2009 N 11 платежей в бюджет и о возложении обязанности принять решение о возврате данных платежей в пятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу (с учетом уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 24 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция).
Решением суда первой инстанции от 16.07.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.09.2010, признано незаконным бездействие Казначейства, выразившееся в не совершении действий по возврату ЗАО "Восток" ошибочно уплаченных в бюджет налоговых платежей по платежному поручению от 05.02.2009 N 11, как не соответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее - БК РФ). На Казначейство возложена обязанность принять решение о возврате Обществу 355 322 руб. ошибочно перечисленных по указанному платежному поручению налоговых платежей в пятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении требований заявителя к Управлению ФНС по Вологодской области отказано.
В кассационной жалобе Казначейство, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, Казначейство не обладало правом на вынесение решения о возврате заявителю ошибочно перечисленных денежных средств по собственной инициативе в виду отсутствия одного из необходимых условий для возврата ошибочных поступлений, предусмотренных пунктом 12 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 N 92н (далее - Приказ N 92н).
Кроме того, податель жалобы считает, что судебные инстанции необоснованно при рассмотрении настоящего спора применили положения часть 2 статьи 160.1 БК РФ, так как в данном случае имеет место ошибочное перечисление платежей, а не их излишняя уплата.
Также Казначейство ссылается на то, что ни в решении суда первой инстанции, ни в постановлении апелляционного суда не указаны конкретные положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой признание его действий незаконными.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "ВОСТОК" просит оставить ее без удовлетворения, указывая на то, что ее доводы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств.
В своем отзыве на кассационную жалобу Управление ФНС по Вологодской области также просит оставить ее без удовлетворения, а принятые по делу судебные акты - без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Управления ФНС по Вологодской области возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Общество, Казначейство и Инспекция о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых решения и постановления судов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы Казначейства.
Как следует из материалов дела, ЗАО "ВОСТОК", состоящее на налоговом учете в Инспекции, ошибочно платежным поручением от 05.02.2009 N 11 перечислило на счет Казначейства налог на прибыль в общей сумме 355 322 руб.
В данном платежном поручении Общество указало получателем платежа Управление Федерального казначейства по Санкт-Петербургу, ошибочно отразив в указанных платежных документах счет Управления Федерального казначейства по Вологодской области.
Перечисленные заявителем средства поступили на счет N 40101810700000010002 и были учтены Казначейством по коду бюджетной классификации 10011701010010000180 "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет".
В связи с допущенной в платежном поручении технической ошибкой при указании банка получателя денежных средств ЗАО "ВОСТОК" обратилось в Инспекцию с заявлением от 11.02.2009 N 09/02 о возврате излишне уплаченных сумм налога на прибыль на его расчетный счет.
Инспекция направила в Управление ФНС по Вологодской области письмо от 05.03.2009 N 17/06999 с просьбой оформить платежное поручение на возврат Обществу ошибочно уплаченных платежным поручением от 05.02.2009 N 11 денежных средств в общей сумме 355 322 руб., с приложением копии указанного платежного поручения.
Управление ФНС по Вологодской области на основании данного письма Инспекции провело работу по невыясненным платежам, в результате которой установило факт ошибочного перечисления ЗАО "ВОСТОК" налоговых платежей. Однако письмом, направленным в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление ФНС по Санкт-Петербургу), от 13.04.2009 N 09-08/004015 возвратило платежные документы, представленные Инспекций, в связи с представлением неполного пакета документов (отсутствуют заявления налогоплательщика).
В свою очередь Казначейство направило в адрес Инспекции информационное письмо от 23.06.2009 N 2-08/1/2302 о вступлении в действие приказа Минфина Российской Федерации от 05.09.2008 N 92н. При этом в данном письме Казначейство со ссылкой на положения пункта 12 Порядка, утвержденного названным приказом, сообщило, что запросы на выяснение принадлежности платежа по ошибочно зачисленным денежным средствам, указанным в письме Инспекции от 08.06.2009 N 17/20319, направлены в адрес администратора поступлений в бюджет - Управление ФНС по Вологодской области для оформления заявок на возврат поступлений.
Общество 16.07.2009 повторно обратилось в Инспекцию с заявлением N 08/07 о возврате ошибочно перечисленных денежных средств в общей сумме 355 322 руб. и сообщило об уплате налогов платежным поручением от 09.02.2009 N 13.
Инспекция письмом от 11.08.2009 N 17/29075 вновь обратилась в Управление ФНС по Вологодской области с просьбой вернуть на счет ЗАО "ВОСТОК" ошибочно уплаченные им денежные средства по платежному поручению от 05.02.2009 N 11 и с приложением копии указанного платежного поручения, а также заявления налогоплательщика.
Управление ФНС по Вологодской области письмом от 25.08.2009 N 09-08/009668 направило Казначейству для принятия решения о возврате ошибочно перечисленных денежных средств копию письма Инспекции с приложением заявления Общества о возврате.
Однако Казначейство письмом от 02.09.2009 N 02-08/1/3357 возвратило указанные документы без исполнения, указав, что только Управление ФНС по Вологодской области вправе принять решение по уточнению ошибочно перечисленных налоговых платежей, с последующим их межрегиональным зачетом или возвратом налогоплательщику.
Управление ФНС по Вологодской области направило в адрес Управления ФНС по Санкт-Петербургу информационное письмо от 22.09.2009 N 09-08/01/010661, которым возвратило без исполнения письмо Инспекции N 17/29075, заявление и платежное поручение ЗАО "ВОСТОК", сославшись на то, что администрирование неклассифицированных доходов не относится к компетенции налоговых органов.
Инспекция письмом от 16.10.2009 N 17/38436 сообщила Обществу о направлении его заявления о возврате ошибочно уплаченных платежей в адрес Управления ФНС по Вологодской области и в Казначейство, а также о получении от указанных органов писем от 22.09.2009 N 09-08/01/010661, от 23.06.2009 N 02-08/1/2302, от 02.09.2009 N 02-08/1/3357 о невозможности возврата ему ошибочно перечисленных платежей.
Общество, считая бездействие Казначейства и Управления ФНС по Вологодской области, выразившееся в не совершении действий по возврату ошибочно уплаченных по платежному поручению от 05.02.2009 N 11 платежей в бюджет, незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, по результатам рассмотрения настоящего спора сделали вывод о том, Казначейство не имело правовых оснований для отказа в возврате ошибочно перечисленных на его счет налоговых платежей в общей сумме 355 322 руб.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает, что признавая незаконными действия Казначейства, касающиеся отказа в возврате ошибочно перечисленных на его счет налоговых платежей, правомерно исходили из следующего.
С 01.01.2009 возврат ошибочно уплаченных платежей производится в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределением между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом N 92н.
В пункте 10 данного Порядка определено, что платежи, ошибочно перечисленные плательщиками на счет органа Федерального казначейства, предназначенные для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства, учитываются по КБК "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет".
В соответствии с пунктом 12 указанного Порядка невыясненные поступления, ошибочно поступившие на счет органа Федерального казначейства и предназначенные для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства, могут быть возвращены плательщику органом Федерального казначейства по месту зачисления платежа на основании письменного обращения администратора поступлений в бюджет, которому предназначался платеж, с приложением заявления плательщика и копии нормативного правового акта главного администратора поступлений в бюджет, наделяющего его соответствующими полномочиями, и в случае отсутствия на территории данного субъекта Российской Федерации администратора поступлений в бюджет, подведомственного тому же главному администратору поступлений в бюджет.
Возврат осуществляется на основании заявления плательщика, администратора поступлений в бюджет и оформленной в соответствии с ними органом Федерального казначейства заявки на возврат не позднее 3 рабочих дней со дня поступления в орган Федерального казначейства соответствующего заявления.
В заявке на возврат невыясненных поступлений и в оформленном органом Федерального казначейства на ее основании расчетном документе в поле "Назначение платежа" указывается: "Возврат ошибочно перечисленных поступлений (с указанием причины возврата)".
Таким образом, при ошибочном перечислении платежей на счет другого органа Федерального казначейства и образовании на счете Казначейства невыясненных поступлений, ошибочно перечисленные денежные средства могут быть возвращены плательщику органом Федерального казначейства по месту зачисления платежа.
Для возврата невыясненных платежей необходимо письменное обращение администратора поступлений в бюджет, которому предназначался платеж, с приложением заявления плательщика и копии нормативного правового акта главного администратора поступлений в бюджет, наделяющего его соответствующими полномочиями.
Приказом Федеральной налоговой службы от 05.12.2008 N ММ-3-1/643 "О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы бюджетных полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 "Федеральная налоговая служба" возложены на территориальные налоговые органы согласно приложению N 1.
Управлениям ФНС по субъектам Российской Федерации делегированы полномочия главных администраторов доходов по источникам доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, перечисленных в приложении N 2 данного Приказа.
Таким образом, в рассматриваемом случае для возврата ошибочно перечисленных Обществом налоговых платежей на счет Казначейства следовало представить обращение Инспекции с приложением заявления ЗАО "ВОСТОК" и копии Приказа Федеральной налоговой службы от 05.12.2008 N ММ-3-1/643.
Суды установлено и подателем жалобы не оспаривается, что Управление ФНС по Вологодской области письмом от 25.08.2009 N 09-08/009668 представило в Казначейство письменное обращение Инспекции как администратора поступлений в бюджет, которому предназначался платеж, с приложением заявления Общества о возврате ошибочно перечисленных платежей. При этом обратившаяся в Казначейство Инспекция не находится в подведомственности Управления ФНС по Вологодской области, которое Приказом Федеральной налоговой службы от 05.12.2008 N ММ-3-1/643 наделено полномочиями главного администратора поступлений в бюджет на территории Вологодской области.
Поэтому у Казначейства не было правовых оснований считать, что в данном случае для осуществления им действий по возврату ЗАО "ВОСТОК" ошибочно перечисленных платежей не имелось совокупности условий, предусмотренных пунктом 12 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределением между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом N 92н.
При таких обстоятельствах судебные инстанции обоснованно признали оспариваемое бездействие Казначейства, выразившееся в не совершении действий по возврату Обществу ошибочно перечисленных налоговых платежей в сумме 355 322 руб. незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя и возложили на этот орган обязанность принять решение о возврате ошибочно перечисленных налоговых платежей в пятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Поскольку судебные инстанции приняли по существу правильное решение по делу, оснований для отмены обжалуемых судебных актов суд кассационной инстанции не усматривает.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.07.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2010 по делу N А13-19218/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
О.А. Корпусова |
|
Н.Г. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.