Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 января 2011 г. N Ф07-12399/2010 по делу N А56-16277/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Асмыковича А.В.,
судей Бурматовой Г.Е., Самсоновой Л.А.,
при участии от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге Савватеевой Е.Ю. (доверенность от 31.12.2010 N 72-04-45/1254-М),
рассмотрев 13.01.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Балтинтерснаб" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.2010 (судья Александрова Е.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2010 (судьи Есипова О.И., Савицкая И.Г., Семенова А.Б.) по делу N А56-16277/2010,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Балтинтерснаб" (далее - Общество, ООО "Балтинтерснаб") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге (далее - Управление, Росфиннадзор) от 17.02.2010 N 23 по делу об административном правонарушении N 40-09/5538, ответственность за которое предусмотрена частью шестой статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 28.06.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.09.2010, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе ООО "Балтинтерснаб", ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 28.06.2010 и постановление от 30.09.2010 и удовлетворить заявленные требования. Общество признает факт представления в банк паспорта сделки подтверждающих документов с нарушением установленного срока, но считает, что постановление по делу об административном правонарушении вынесено с нарушением процессуальных норм. Заявитель ссылается на то, что таможенный орган при проведении ревизии нарушил порядок ее проведения, установленный Приказом Федеральной таможенной службы от 06.11.2008 N 1378, в связи с чем доказательства, полученные в ходе проведения ревизии, не могут быть положены в основу административного дела возбужденного в отношении Общества как полученные с нарушением закона. По мнению подателя жалобы, в данном случае протокол об административном правонарушении от 28.12.2009 N 10218000-856/2009 должен быть составлен соответствующим должностным лицом Санкт-Петербургской таможни, а не Кингисеппской таможни, в связи с чем названый протокол не является надлежащим доказательством по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель Управления просил оставить судебные акты без изменения.
ООО "Балтинтерснаб" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 11.07.2008 Общество (покупатель) заключило контракт N RU/85542547/840001 с нерезидентом продавцом - компанией "Enterfex Holdings Ltd" (Соединенные Штаты Америки) на поставку товара.
На основании контракта Общество 25.11.2008 оформило паспорт сделки N 08110004/0880/0002/2/0 в филиале ОАО АКБ "ЮГРА" города Санкт-Петербурга.
В ходе исполнения обязательств по контракту ООО "Балтинтерснаб" в сентябре 2009 года по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10218060/020909/0004459 ввезло от нерезидента на таможенную территорию Российской Федерации товар "цветные иллюстрированные журналы".
Согласно отметкам таможенного органа о выпуске товаров, содержащимся в графе "D" ГТД, датой выпуска названных товаров является 02.09.2009.
Вместе с тем справка о подтверждающих документах от 23.09.2009 была представлена Обществом в банк паспорта сделки только 23.09.2009, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П (далее - Положения Центрального банка Российской Федерации N 258-П).
Данное обстоятельство послужило основанием для составления Кингисеппской таможней в отношении Общества протокола от 28.12.2009 N 10218000-856/2009 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью шестой статьи 15.25 КоАП РФ.
На основании указанного протокола и других материалов проверки Росфиннадзор вынес постановление от 17.02.2010 N 23, которым признал ООО "Балтинтерснаб" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью шестой статьи 15.25 КоАП РФ, и привлек Общество к административной ответственности в виде взыскания 40 000 руб. штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением Росфиннадзора, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, установили наличие в действиях ООО "Балтинтерснаб" состава вмененного ему административного правонарушения и отсутствие признаков его малозначительности. При этом суды указали на соблюдение Управлением процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы сторон, считает выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными.
Согласно пункту 2 части второй статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Единые формы, порядок и сроки представления такой отчетности в соответствии с частью четвертой статьи 5 Закона N 173-ФЗ устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
В силу пункта 2 части третьей статьи 23 Закона N 173-ФЗ Центральным банком Российской Федерации устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
К формам учета по валютным операциям для резидентов относятся справка о валютных операциях, справка о поступлении валюты Российской Федерации, справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения Центрального банка Российской Федерации N 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к названному Положению (Указание Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж", вступившее в силу 27.01.2008).
Согласно пунктам 2.1, 2.2 и 2.4 Положения ЦБ РФ N 258-П (с учетом Указания Центрального банка Российской Федерации от 26.09.2008 N 2080-У) в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном названным Положением, представляет в банк паспорта сделки документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).
При наличии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, путем подачи таможенной декларации резидент в качестве подтверждающих документов представляет в уполномоченный банк таможенные декларации, за исключением временных таможенных деклараций (далее - таможенные декларации).
Подтверждающие документы представляются резидентом в банк паспорта сделки одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации.
В силу части шестой статьи 15.25 КоАП РФ объективную сторону противоправного деяния образуют несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок, что влечет наложение административного штрафа.
Согласно части второй статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, материалами дела подтверждается и Обществом признается факт пропуска заявителем установленного срока представления форм учета и отчетности по валютным операциям. Так, ООО "Балтинтерснаб" представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах 23.09.2009, тогда как срок ее предоставления в соответствии с указанными выше нормативными правовыми актами истек 17.09.2009.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив конкретные обстоятельства настоящего дела, посчитали невозможным признать данное административное правонарушение малозначительным.
Кассационный суд отклоняет довод Общества о том, что постановление по делу об административном правонарушении вынесено Росфиннадзором с нарушением процессуальных норм.
Указанный довод ООО "Балтинтерснаб" являлся предметом исследования апелляционного суда, который дал ему надлежащую правовую оценку.
В соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В силу пункта 80 части второй статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органов и агентов валютного контроля вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25, частью первой статьи 19.4, частью первой статьи 19.5, а также статьями 19.6 и 19.7 названного Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 22 Закона N 173-ФЗ агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе, держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 376 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) таможенные органы проводят таможенную ревизию - проверку факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией лиц, указанных в данной статье.
В пункте 2 статьи 376 ТК РФ установлено, что общая таможенная ревизия может проводиться таможенными органами у декларантов и лиц, указанных в статье 16 названного Кодекса и не выступающих в качестве декларанта.
Подпунктом 2.2 Перечня должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы от 15.03.2005 N 198, главный государственный таможенный инспектор наделен полномочиями составлять протоколы об административном правонарушении.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен и передан таможенным органом на рассмотрение в орган валютного контроля в рамках предоставленных ему полномочий в процессе таможенной ревизии.
Так, в силу части первой статьи 361 ТК РФ после выпуска товаров и (или) транспортных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений. Проверка может осуществляться, в том числе и по направлению обеспечения соблюдения валютного законодательства Российской Федерации (подпункт 6 пункта 7 Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы от 25.09.2009 N 1560).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "25.08.2009"
Доводы заявителя о допущенных в ходе проведения ревизии нарушениях порядка ее проведения, установленного приказом Федеральной таможенной службы от 06.11.2008 N 1378, а также на то, что названый протокол об административном правонарушении от 28.12.2009 N 10218000-856/2009 не является надлежащим доказательством по делу об административном правонарушении, подлежат отклонению, поскольку привлечение к административной ответственности регулируется нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм названного Кодекса в ходе привлечения Общества к административной ответственности судами не установлено.
Таким образом, основания для отмены или изменения принятых по делу судебных актов отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части первой статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2010 по делу N А56-16277/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Балтинтерснаб" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
|
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.