См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 января 2011 г. N Ф07-14365/2010 по делу N А05-2394/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Нефедовой О.Ю.,
судей Кужаровой Н.И. и Серовой В.К.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Камазтрансавто" Васильева А.С. (доверенность от 01.01.2011 N 1),
рассмотрев 02.02.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Камазтрансавто" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.07.2010 (судья Бушева Н.М.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2010 (судьи Елагина О.К., Моисеева И.Н. и Рогатенко Л.Н.) по делу N А05-2394/2010,
установил:
Областное государственное учреждение "Служба весового контроля" (далее - ОГУ "Служба весового контроля") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Камазтрансавто" (далее - ООО "КТА") о взыскании 149 044 руб. 05 коп. задолженности за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования, в том числе 128 634 руб. 81 коп. за перевозки по федеральным дорогам и 20 409 руб. 24 коп. за перевозки по региональным дорогам.
К участию в деле в качестве соистца привлечено федеральное государственное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва - Архангельск Федерального дорожного агентства" (далее - Управление).
В связи с вступлением в дело в качестве соистца Управления уточнены исковые требования: взыскать с ООО "КТА" в пользу Управления 128 634 руб. 81 коп. за перевозки по федеральным дорогам и в пользу ОГУ "Служба весового контроля" 20 409 руб. 24 коп. за перевозки по региональным дорогам.
Уточнение принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд первой инстанции произвел замену ОГУ "Служба весового контроля" на государственное учреждение Архангельской области "Служба весового контроля" (далее - ГУ "Служба весового контроля") в связи с переименованием.
Решением суда первой инстанции от 05.07.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.09.2010, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ООО "КТА" просит отменить принятые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
Податель жалобы считает, что суды необоснованно приняли в качестве доказательств по делу акты о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и нагрузке на ось, поскольку они содержат недостоверные сведения о пройденном расстоянии и маршруте; некоторые из представленных актов не содержат данных о наименовании, дислокации и принадлежности пункта весового контроля; некоторые составлены с нарушением требований постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1079 "О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах", поскольку оформлены передвижными пунктами весового контроля; некоторые составлены на основе незаконного нормативно-правового акта, в связи с чем являются недопустимыми доказательствами по делу.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель ООО "КТА" поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Истцы о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью третьей статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОГУ "Служба весового контроля" создано на основании постановления администрации Архангельской области от 22.05.1998 N 129 "О создании областного государственного учреждения "Служба весового контроля", изданного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" (далее - Постановление N 962), которым рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации ввести взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по сети дорог субъектов Российской Федерации, и организовать службы весового контроля.
Распоряжением правительства Архангельской области от 09.02.2010 N 44-рп ОГУ "Служба весового контроля" переименовано в ГУ "Служба весового контроля".
Согласно уставу ГУ "Служба весового контроля" и его правопредшественника предметом его деятельности является контроль за весовыми параметрами (осевыми и полными массами) транспортных средств, в том числе иностранных, перевозящих тяжеловесные грузы по федеральной автомобильной дороге общего пользования, расположенной на территории Архангельской области, региональным автомобильным дорогам общего пользования Архангельской области, в том числе в период временного ограничения движения транспортных средств по федеральной и региональным автомобильным дорогам общего пользования в Архангельской области.
Кроме того, ГУ "Служба весового контроля" осуществляет: взимание обязательной платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по федеральной и региональным автомобильным дорогам общего пользования в Архангельской области, в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам; выдачу разрешений и согласований провоза тяжеловесных и крупногабаритных грузов по федеральной и региональным автомобильным дорогам общего пользования Архангельской области; выдачу специальных пропусков на право проезда транспортных средств по федеральной и региональным дорогам общего пользования в период временного ограничения движения.
В период с 28.02.2007 по 12.09.2009 ОГУ "Служба весового контроля" выявило факты несанкционированного (без специального разрешения) провоза тяжеловесных грузов автотранспортными средствами, принадлежащими ООО "КТА".
Данные обстоятельства подтверждаются актами о превышении ООО "КТА" установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось, которые вручены водителям автотранспортных средств.
ОГУ "Служба весового контроля" произвело расчет платы за провоз тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования, взимаемой в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам. О фактах выявленных нарушений сообщено в ГИБДД.
На основании названных актов ОГУ "Служба весового контроля" предъявило ООО "КТА" для оплаты счета-фактуры на 20 409 руб. 24 коп. за перевозки по региональным дорогам и на 128 634 руб. руб. 81 коп. за перевозки по федеральным дорогам.
Ссылаясь на то, что ООО "КТА" не оплатило выставленные счета-фактуры, Учреждение и ОГУ "Служба весового контроля" обратились в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, исходя из того, что факты превышения транспортными средствами ответчика ограничений по нагрузке на ось при проезде по федеральным дорогам и региональным дорогам, расположенным на территории Архангельской области, подтверждены материалами дела.
Кассационная инстанция считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с Постановлением N 962 в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом, перевозящим тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам, с 01.01.1996 введена плата с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по федеральным дорогам.
Одновременно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано ввести взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по сети дорог субъектов Российской Федерации, и организовать службы весового контроля.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.1996 N 1211 "Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы" (далее - Постановление N 1211) Министерству транспорта Российской Федерации поручено утвердить по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации временные ставки платы за провоз тяжеловесных грузов.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.07.1998 N 22-П признал Постановления N 962 и 1211 не противоречащими Конституции Российской Федерации.
Временные ставки платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам 30.04.1997 утверждены Министерством транспорта Российской Федерации в Положении о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам (далее - Положение о компенсации).
Во исполнение Постановлений N 962 и 1211 главой администрации Архангельской области издано постановление от 31.05.2004 N 82 "О плате за провоз автомобильным транспортом тяжеловесных грузов по региональным дорогам общего пользования Архангельской области" (далее - Постановление N 82), которым предусмотрено взимание платы с владельцев автотранспорта с применением ставок платы и методики расчета, содержащихся в Положении о компенсации.
Согласно действовавшим в период совершения нарушений Постановления N 962 и Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной 27.05.1996 Министром транспорта Российской Федерации (далее - Инструкция), взыскиваемая истцами плата носит компенсационный характер, установлена в целях возмещения ущерба, наносимого дорогам и дорожным сооружениям транспортными средствами.
Пунктом 1.4 Инструкции предусмотрено, что перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке и по форме, установленной Инструкцией. С владельцев или пользователей автомобильного транспорта (пункт 1.6 Инструкции) взимается плата за ущерб, наносимый транспортными средствами дорогам и дорожным сооружениям.
Как следует из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.1998 N 22-П, плата за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам предназначена для возмещения особых расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству федеральных автомобильных дорог.
В Положении о компенсации также указано, что размер, порядок исчисления и взимания платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящих неделимые тяжеловесные и крупногабаритные грузы, при проезде по автомобильным дорогам устанавливается в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам, и определения порядка учета, поступления и использования указанных средств.
Факты превышения транспортными средствами ответчика установленных ограничений по нагрузке на ось при проезде по федеральным и региональным дорогам, расположенным на территории Архангельской области, установлены соответствующими актами.
ООО "КТА" не представило доказательств наличия у него на момент осуществления перевозки специальных разрешений, выданных в установленном порядке.
Судебными инстанциями проверена достоверность информации, содержащейся в актах о превышении, в том числе по осевым нагрузкам, о наличии в них данных об измерительных приборах и о месте их составления, что подтверждается свидетельствами о поверке и паспортами измерительных приборов.
Суды пришли к правильному выводу о том, что истцы вправе обращаться в суд с заявлением о взыскании платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Архангельской области за перевозки по федеральным и региональным дорогам, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что акты о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось для федеральных автомобильных дорог содержат недостоверные сведения о пройденном транспортными средствами расстоянии и его маршруте, не содержат данных о наименовании, дислокации и принадлежности пункта весового контроля, оформлены передвижными пунктами весового контроля и составлены на основе незаконного нормативно-правового акта.
Упомянутые акты были составлены специалистами ГУ "Служба весового контроля" на основании документов, путевых листов, предъявленных водителями транспортных средств инспекторам УГИБДД.
В актах указаны также марки, модели и регистрационные номера транспортных средств, прошедших через пункт весового контроля, полное наименование и адрес организации, осуществляющей автоперевозку, маршрут движения автотранспортного средства.
Первые экземпляры актов вручены водителям автотранспортных средств под роспись. На момент составления актов замечаний от водителей относительно информации, зафиксированной в данных актах, не поступало.
В материалы дела представлена доверенность от 01.12.2009 N 2667/1, выданная ОГУ "Служба весового контроля", из которой следует, что Управление предоставило право доверителю от его имени совершать действия, связанные с взиманием и перечислением в федеральный бюджет обязательной платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, в том числе право директору Корельскому В.Л. подавать и подписывать исковые заявления о взыскании данной платы.
Кроме того, взвешивание транспортных средств, принадлежащих ответчику, произведено на весоизмерительном оборудовании, прошедшем испытания Госстандарта России, по результатам которых выданы сертификаты об утверждении типа средств измерений, произведена регистрация в Государственном реестре средств измерений, и они допущены к применению.
Исправное состояние весоизмерительного оборудования подтверждается в том числе копиями свидетельств о поверке, выданных федеральным государственным учреждением "Архангельский ЦСМ" и федеральным государственным учреждением "Тольяттинский центр стандартизации, метрологии и сертификации".
Остальные доводы, приведенные в жалобе, были предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонены.
Нарушений судами норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены принятых по делу судебных актов, а также несоблюдения норм материального права кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.07.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2010 по делу N А05-2394/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Камазтрансавто" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Судьи |
В.К. Серова |
|
Н.И. Кужарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.