Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сергеевой И.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Экогазсервис" Губарева С.А. (доверенность от 01.03.2010), от администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области Березовской Е.А. (доверенность от 16.12.2010), от администрации муниципального образования "Город Гатчина" Гатчинского муниципального района Ленинградской области Березовской Е.А. (доверенность от 24.01.2011),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2010 по делу N А56-23083/2010 (судья Васильева Н.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Экогазсервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация района), выразившегося в непринятии решения о предоставлении заявителю в собственность за плату земельного участка площадью 4200 кв.м с кадастровым номером 47:25:01-04-008:0019, относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: Ленинградская область, город Гатчина, улица Ополченцев-Балтийцев, дом 42-б, а также об обязании Администрации района предоставить Обществу в собственность названный земельный участок и направить ему проект договора купли-продажи участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования "Город Гатчина" Гатчинского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация города).
Решением от 30.09.2010 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном порядке решение суда не пересматривалось.
В кассационной жалобе Администрация района просит отменить решение от 30.09.2010, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. Податель жалобы указывает следующее: Администрация района не допустила бездействия по заявлению Общества, направив в его адрес письма от 14.10.2009 и от 19.04.2010 с объяснением причин, по которым спорный земельный участок не может быть предоставлен заявителю в собственность; суд обязал Администрацию района предоставить заявителю в собственность земельный участок с кадастровым номером 47:25:01-04-008:0019, между тем участок, на котором расположены объекты недвижимости заявителя, в настоящее время имеет кадастровый номер 47:25:01-04-008:33; суд не учел, что часть испрашиваемого земельного участка попадает в зону строительства путепровода через железнодорожный переезд (автомобильной развязки), предусмотренного Генеральным планом развития города Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года, утвержденным постановлением Центрального комитета КПСС и Совета Министров СССР от 05.12.1987 N 1387; это обстоятельство свидетельствует о резервировании земельного участка, границы которого пересекают границы проектируемой автомобильной развязки, являющиеся красными линиями; Общество не обосновало необходимость предоставления в собственность земельного участка, площадь которого в 7 раз превышает площадь расположенных на нем объектов недвижимости; в силу статей 24, 28 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) спорный земельный участок под объектами дорожного сервиса приватизации не подлежит и может быть передан Обществу в аренду.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения, считая обжалуемое решение законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Администрации района и Администрации города поддержал доводы жалобы, а представитель Общества - доводы, приведенные в отзыве на нее.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исходя из доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, в порядке предварительного согласования места размещения объекта Администрация города постановлением от 09.01.2008 N 5 утвердила выданный Обществу акт выбора земельного участка площадью 4200 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Ополченцев-Балтийцев, 42-б, а также разработанный муниципальным унитарным предприятием "Городской архитектурно-планировочный центр" проект границ названного земельного участка; предоставила данный участок Обществу в аренду на три года для строительства многотопливного заправочного комплекса с автоматической мойкой. Пунктом 4 названного постановления Администрация города обязала Общество поставить земельный участок на кадастровый учет, заключить с Комитетом по управлению имуществом муниципального образования "Город Гатчина" Ленинградской области договор аренды земельного участка и осуществить его государственную регистрацию, оформить разрешение на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию.
Во исполнение указанного постановления Общество 29.01.2008 поставило спорный земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов и имеющий разрешенное использование "для строительства многотопливного заправочного комплекса с автомойкой" на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 47:25:01-04-008:0019.
На основании постановления от 09.01.2008 N 5 Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Гатчина" и Общество 31.01.2008 заключили договор N 3650-08 аренды спорного земельного участка на период с 09.01.2008 по 08.01.2011 для строительства многотопливного заправочного комплекса с автомойкой.
На основании разрешения на строительство от 20.09.2008 N RU47506102-245 и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 29.12.2008 N RU47506102-127 зарегистрировано право собственности Общества на следующие объекты недвижимости, расположенные по адресу: Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Ополченцев-Балтийцев, д. 42б:
- многотопливный автозаправочный комплекс (одноэтажное здание операторной общей площадью 126,20 кв.м, навес, 3 колонки, загрузочные отходы, сливной колодец, резервуар сборов топлива, узел слива жидкого моторного топлива, пожарный резервуар.; очистные сооружения ливнестоков, резервуары СУГ), назначение: нежилое; инвентарный номер 41:420:002:000000420:0100:00000, литера А (свидетельство о государственной регистрации права от 24.06.2009 серии 78-АД N 141019);
- одноэтажное нежилое здание мойки площадью 97,10 кв.м, инвентарный номер 41:420:002:000000420:0200:00000, литера Б (свидетельство о государственной регистрации права от 19.05.2009 серии 78-АГ N 877777).
Общество обратилось в Администрацию района с заявлением от 08.09.2009 N 398 о выкупе земельного участка с кадастровым номером 47:25:01-04-008:0019, на котором находится принадлежащее заявителю недвижимое имущество, по правилам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В письме от 14.10.2009 N 1824-10 Администрация района сообщила Обществу, что для приобретения права собственности на указанный земельный участок необходимо представить кадастровый паспорт с отображением расположенных на нем объектов недвижимости, с указанием сведений о частях земельного участка и обременениях, отображением границ частей этого участка.
Письмом от 11.03.2010 N 042 Общество направило Администрации района подлинный экземпляр кадастрового паспорта от 02.03.2010 N 4725/201/10-0226 на испрашиваемый земельный участок, ранее учтенный под кадастровым номером 47:25:01-04-008:0019, которому в связи с внесением изменений в сведения государственного кадастра недвижимости присвоен кадастровый номер 47:25:01-04-008:33.
Поскольку Администрация района в порядке и в срок, установленные статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, не рассмотрела заявление о выкупе испрашиваемого земельного участка, не приняла решения о предоставлении данного участка заявителю в собственность за плату, не направила Обществу проект договора купли-продажи этого участка, Общество обратилось с настоящими требованиями в суд, считая бездействие Администрации района незаконным, нарушающим его права и законные интересы.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд сделал правильный вывод о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для признания оспариваемого бездействия незаконным и обязал Администрацию района в качестве устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя подготовить и направить ему проект договора купли-продажи спорного земельного участка с предложением заключить его в месячный срок со дня вступления решения в законную силу. При этом суд правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 5 той же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
По смыслу названных норм во взаимосвязи с иными положениями Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 данного Кодекса, обязан принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности и подготовить проект договора купли-продажи участка в том случае, если заявитель обладает исключительным правом на выкуп испрашиваемого им земельного участка и выполнил все предусмотренные законодательством действия.
При рассмотрении настоящего спора суд установил, что заявитель, являясь собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, сформированном первоначально для их строительства, а затем и для размещения построенных объектов, представил полный пакет документов, необходимых для оформления права собственности на испрашиваемый земельный участок в соответствии с перечнем таких документов, установленных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370, в том числе кадастровый паспорт земельного участка от 02.03.2010 N 4725/201/10-0226.
При таком положении суд сделал верный вывод о том, что Администрация района нарушила установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации порядок рассмотрения заявления Общества о предоставлении земельного участка в собственность, а также права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Согласно кадастровому паспорту от 02.03.2009 N 4725/201/10-0226 спорный земельный участок площадью 4200 кв.м, относящийся к землям населенных пунктов государственная собственность на которые не разграничена, в установленном порядке сформирован под принадлежащими Обществу объектами недвижимости и поставлен на кадастровый учет. Проект его границ и площадь утверждены Администрацией города в 2008 году и согласованы председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Город Гатчина" при оформлении нового кадастрового паспорта в декабре 2009 года.
Суд правомерно отклонил довод Администрации района о том, что Общество не обосновало необходимости выкупа земельного участка площадью 4200 кв.м, поскольку на момент обращения с заявлением о выкупе границы испрашиваемого земельного участка были установлены, согласованы, участок сформирован и поставлен на кадастровый учет.
Доводу Администрации района о том, что испрашиваемый в собственность земельный участок зарезервирован для строительства автомобильной развязки генеральным планом развития города Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года, утвержденным постановлением Центрального комитета КПСС и Совета Министров СССР от 05.12.1987 N 1387, суд дал надлежащую правовую оценку, указав, что представленная в материалы дела проектная документация не подтверждает обстоятельств, на основании которых допускается в соответствии с Законом о приватизации отказ в предоставлении в собственность заявителя спорного земельного участка. Администрация района не представила доказательств резервирования спорного участка для государственных или муниципальных нужд, отнесения его к землям общего пользования и расположения в границах красных линий.
Несостоятелен довод жалобы о том, что решение от 30.09.2010 неисполнимо, поскольку принято в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:25:01-04-008:0019, которого в настоящее время не существует. Из материалов дела видно, что в отношении земельного участка, занятого объектами недвижимости Общества, по указанию Администрации района в 2009 году были выполнены кадастровые работы в связи с необходимостью отобразить на плане участка существующие объекты недвижимости, при этом площадь и вид разрешенного использования участка не изменились. В кадастровом паспорте участка с номером 47:25:01-04-008:33 указан прежний кадастровый номер участка - 47:25:01-04-008:0019.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает, что суд всесторонне и полно исследовал имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, правильно применил нормы материального и процессуального права, поэтому не имеется оснований для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2010 по делу N А56-23083/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
|
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.