Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кузнецовой Н.Г.,
судей Корабухиной Л.И. и Ломакина С.А.,
при участии от открытого акционерного общества "АВТОВАЗ" Ермолаева А.И. (доверенность от 24.01.2011 N00001/87-д), Казанцевой О.К. (доверенность от 08.10.2010 N00001/502-д) и Сухойван О.Ю. (доверенность от 21.12.2010 N00001/740-д), от Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 Гунченко О.А. (доверенность от 17.12.2009 б/н) и Тоток В.А. (доверенность от 17.12.2009 б/н), от Федеральной налоговой службы Тоток В.А. (доверенность от 27.05.2010 NММВ-29-7/240),
рассмотрев 01.03.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2010 (судья Звонарева Ю.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2010 (судьи Третьякова Н.О., Дмитриева И.А., Протас Н.И.) по делу N А56-13180/2010,
установил:
Открытое акционерное общество "АВТОВАЗ" (далее - Общество, ОАО "АВТОВАЗ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 (далее - Инспекция) от 30.12.2009 N 12-12/21ППр в части доначисления и предложения уплатить 204 728 417,94 руб. налога на прибыль, 33 716 144,62 руб. налога на добавленную стоимость и 8 965 070,78 руб. пеней за нарушение срока уплаты этих налогов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная налоговая служба.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2010 требования Общества удовлетворены. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2010 решение суда от 16.07.2010 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и постановление судов о признании недействительным ее решения в части доначисления налога на прибыль с соответствующей суммой пеней по эпизоду, связанному с неучетом Обществом в составе внереализационных доходов 2006 года денежных средств, полученных из бюджета в счет возмещения затрат на уплату процентов по кредитам (пункт 1.4 мотивировочной части решения), и отказать Обществу в удовлетворении заявления в этой части. Податель жалобы ссылается на неправильное применение судами норм материального права. По мнению Инспекции, денежные средства, полученные ОАО "АВТОВАЗ" в качестве возмещения затрат на уплату процентов, не относятся к доходам, перечисленным в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), не могут рассматриваться в качестве целевых поступлений. Указанные средства на основании статьи 250 НК РФ являются внереализационным доходом организации и подлежат включению в базу, облагаемую налогом на прибыль.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "АВТОВАЗ" просит оставить принятые судами по данному делу решение и постановление без изменения, считая их законными и обоснованными.
В заседании представители налоговых органов поддержали позицию, изложенную Инспекцией в кассационной жалобе, настаивая на удовлетворении жалобы, а представители Общества просили решение и постановление судов оставить без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах приведенных в жалобе доводов с учетом ограничения полномочий, предоставленных суду кассационной инстанции статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как видно из материалов дела, в связи с представлением Обществом уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль за 2006 год и налогу на добавленную стоимость за февраль, июнь и декабрь 2006 года, в которых указаны суммы налога в размере, меньшем ранее заявленного, Инспекция провела в июне - ноябре 2009 года (с учетом приостановления проверки на периоды с 12.08.2009 по 23.10.2009 и с 24.10.2009 по 17.11.2009) в соответствии с пунктом 10 статьи 89 НК РФ повторную выездную налоговую проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты ОАО "АВТОВАЗ" в бюджет налога на прибыль за период с 01.01.2006 по 31.12.2006 и налога на добавленную стоимость за периоды с 01.02.2006 по 28.02.2006, с 01.06.2006 по 30.06.2006 и с 01.12.2006 по 31.12.2006. В ходе проверки Инспекция выявила нарушения, которые отражены в акте от 27.11.2009 N 12-12/21ПП. Решением Инспекции от 30.12.2009 N 12-12/21ППр, принятым на основании акта проверки и с учетом представленных налогоплательщиком возражений, Обществу доначислено и предложено уплатить 204 728 417 руб. налога на прибыль, 33 716 144 руб. налога на добавленную стоимость и 8 965 070,78 руб. пеней за нарушение срока уплаты этих налогов. В привлечении ОАО "АВТОВАЗ" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неполную уплату налога на прибыль и налога на добавленную стоимость отказано в силу правила, установленного в пятом абзаце пункта 10 статьи 89 НК РФ.
Федеральная налоговая служба решением от 09.03.2010 N 9-1-08/0207@ оставила без изменения решение Инспекции, обжалованное Обществом в апелляционном порядке.
ОАО "АВТОВАЗ" оспорило решение Инспекции в арбитражном суде. Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление налогоплательщика.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.
В ходе повторной выездной налоговой проверки Инспекция пришла к выводу о неправомерном занижении Обществом на 278 093 518 руб. внереализационных доходов 2006 года, подлежащих обложению налогом на прибыль. По мнению Инспекции, ОАО "АВТОВАЗ" в представленной 28.09.2009 уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2006 год неправомерно исключило из внереализационных доходов указанную сумму, полученную Обществом из федерального бюджета на основании совместного приказа Минпромэнерго Российской Федерации, Минфина Российской Федерации и Минэкономразвития Российской Федерации от 22.12.2006 N 340/556/422 "О возмещении из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях". Инспекция считает, что денежные средства, полученные из бюджета, не подлежат включению в базу, облагаемую налогом на прибыль, если имеют целевой характер, то есть используются налогоплательщиком по назначению, определенному источником целевого финансирования или федеральными законами. В рассматриваемом же случае сумма, выплаченная Обществу на основании Правил возмещения из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2005 N 357, не является целевым поступлением в смысле, используемом в пункте 2 статьи 251 НК РФ, а потому она подлежит учету при определении облагаемой налогом прибыль базы в составе внереализационных доходов. Инспекция также считает, что поскольку затраты на уплату процентов по кредитам ранее учтены ОАО "АВТОВАЗ" в составе внереализационных расходов, это не приводит к дополнительному налогообложению средств, полученных на их возмещение.
Суды первой и апелляционной инстанций, признавая ошибочной позицию Инспекции о нецелевом характере полученных Обществом денежных средств, обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации для российских организаций являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Как указано в пункте 1 статьи 248 НК РФ, к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы.
К внереализационным доходам налогоплательщика отнесены согласно пункту 8 статьи 250 НК РФ доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 НК РФ.
В пункте 2 статьи 251 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2006 году) указано, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления из бюджета бюджетополучателям.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 Информационного письма от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации", разъяснил, что целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.
Согласно норме статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в 2006 году, далее - БК РФ) получателем бюджетных средств считается бюджетная организация или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
В соответствии с правилом пункта 1 статьи 78 БК РФ оказание материальной поддержки из федерального бюджета допускается в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами.
Выделение из федерального бюджета денежных средств для возмещения из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, предусмотрено Федеральным законом от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год". В пункте 1 статьи 54 этого Федерального закона указано, что возмещение из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов осуществляется по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2005 - 2006 годах, в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 53 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год".
Согласно пункту 38 постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2006 N 101 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год" средства федерального бюджета, выделенные главным распорядителям в соответствии со сводной росписью в форме субсидий и субвенций, могут предоставляться организациям любой организационно-правовой формы в порядке, установленном соответствующим органом, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности, путем перечисления средств на расчетные счета, открытые получателям субсидий и субвенций в кредитных организациях. Правила предоставления указанных субсидий и субвенций разрабатываются с учетом отраслевых особенностей по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и утверждаются в установленном порядке в I квартале 2006 года. Главные распорядители обеспечивают контроль за целевым использованием предоставленных субсидий и субвенций. В пункте 57 постановления указано, что возмещение из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2005 - 2006 годах в российских кредитных организациях, осуществляется в соответствии с Правилами возмещения из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2005 году в российских кредитных организациях.
Такие Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2005 N 357 (далее - Правила). В соответствии с пунктом 3 Правил возмещение осуществляется в отношении организаций, экспортирующих промышленную продукцию не менее 3 лет. Кроме того, эти организации обязаны обеспечить направление кредитных ресурсов на осуществление экспорта промышленной продукции с высокой степенью переработки, то есть целевое использование кредитных средств; своевременное исполнение кредитных договоров в сроки и объемах, которые установлены графиком погашения кредита; не иметь просроченной задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и в государственные внебюджетные фонды.
Порядок отнесения промышленной продукции к продукции с высокой степенью переработки определяется Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации.
Возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным российскими экспортерами промышленной продукции в российских кредитных организациях, осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации путем перечисления средств в качестве возмещения на расчетные счета организаций, открытые в банках (пункт 12 Правил).
В пункте 13 Правил предусмотрено обязательное целевое использование средств федерального бюджета, выделяемых на осуществление возмещения, контроль за которым возложен на Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральную службу финансово-бюджетного надзора.
В совместном приказе Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 22.12.2006 N 340/556/422 "О возмещении из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях" установлен перечень российских экспортеров промышленной продукции.
В этот перечень вошло и ОАО "АВТОВАЗ".
В приказе прямо указано на возмещение перечисленным в нем организациям части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, из федерального бюджета.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается материалами, что в 2006 году на возмещение затрат по уплате процентов по кредитам Общество получило целевые бюджетные средства в форме субсидий, которые не включены в доходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль.
Целевой характер полученных Обществ подтверждается материалами дела и следует из вышеприведенных нормативных правовых актов.
В представленной в Инспекцию 28.09.2009 уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2006 год ОАО "АВТОВАЗ" исключило из состава внереализационных доходов, подлежащих обложению налогом на прибыль, ранее учтенные бюджетные средства в сумме 278 093 518 руб., полученные по платежному поручению от 27.12.2006 N 112. В этом платежном документе в качестве назначения платежа указано: возмещение расходов по уплате процентов за пользование кредитом.
Суды обоснованно отклонили довод налогового органа о том, что наименование платежа позволяет сделать вывод, что денежные средства, полученные Обществом, не являются субсидией. Действительно, спорная сумма формально не соответствуют определению субсидии, данному в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Однако она не противоречит ему, являясь субсидией по сути, в связи с чем поименована как субсидия и в постановлении Правительства Российской Федерации от 22.02.2006 N 101 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год".
Ссылка Инспекции на то, что затраты на уплату процентов по кредитам учтены ОАО "АВТОВАЗ" в составе внереализационных расходов, поэтому учет спорной суммы бюджетных средств при определении облагаемой налогом прибыль базы в составе внереализационных доходов не приведет к дополнительному налогообложению, также правомерно не принята судами.
Суды установили, что проценты по кредитам банков Общество уплатило за счет своих собственных средств. В соответствии со статьями 274, 284, 285 НК РФ при определении налоговой базы за соответствующие отчетные периоды 2006 года Общество включило уплаченные проценты по кредитам в состав внереализационных расходов на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ.
Налоговое законодательство не содержит требование и не определяет порядок корректировки налоговой базы в случае получения налогоплательщиком бюджетных средств в форме субсидий в целях частичной компенсации реально понесенных расходов.
Принимая во внимание, что судами в результате всестороннего полного и объективного исследования представленных сторонами доказательств и доводов сторон подтвержден целевой характер использования полученных ОАО "АВТОВАЗ" бюджетных средств, доказательств, опровергающих этот вывод судов в деле нет, кассационная жалоба Инспекции подлежит отклонению.
Судом кассационной инстанции не выявлено нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы рассматриваться в качестве основания для отмены или изменения оспариваемых решения и постановления судов в обжалуемой Инспекцией части.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2010 по делу N А56-13180/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
|
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.