Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Бурматовой Г.Е., Подвального И.О.,
при участии от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге Ревнова Б.А. (доверенность от 11.01.2009),
рассмотрев 23.12.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Балтинтерснаб" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.05.2010 (судья Анисимова О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2010 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Загараева Л.П.) по делу N А56-16235/2010,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Балтинтерснаб" (далее - Общество, ООО "Балтинтерснаб") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге (далее - Управление, Росфиннадзор) от 17.02.2010 N 25 по делу об административном правонарушении N 40-09/5543, ответственность за которое предусмотрена частью шестой статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 13.05.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.08.2010, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Балтинтерснаб", ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 13.05.2010 и постановление от 24.08.2010 и удовлетворить заявленные требования. Общество признает факт представления в банк паспорта сделки подтверждающих документов с нарушением установленного срока, но считает, что постановление по делу об административном правонарушении вынесено с нарушением процессуальных норм. Так, заявитель ссылается на то, что таможенный орган при проведении ревизии нарушил порядок ее проведения, установленный приказом Федеральной таможенной службы от 06.11.2008 N 1378, в связи с чем, доказательства, полученные в ходе проведения ревизии, не могут быть положены в основу административного дела возбужденного в отношении Общества как полученные с нарушением закона.
В судебном заседании представитель Управления возражал против удовлетворения жалобы и просил оставить принятые по делу судебные акты - без изменения.
ООО "Балтинтерснаб", извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 11.07.2008 Общество (покупатель) заключило контракт N RU/85542547/840001 с нерезидентом - компанией "Enterfex Holdings Ltd" (продавец) на поставку товара.
На основании контракта Общество 25.11.2008 оформило паспорт сделки N 08110004/0880/0002/2/0 в филиале ОАО АКБ "ЮГРА" города Санкт-Петербурга.
В ходе исполнения обязательств по контракту ООО "Балтинтерснаб" в августе 2009 года по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10218060/280809/0004334 ввезло от нерезидента на таможенную территорию Российской Федерации товар "печатные книги сброшюрованные".
Согласно отметкам таможенного органа о выпуске товаров, содержащимся в графе "D" ГТД, датой выпуска товаров является 28.08.2009.
Вместе с тем справка о подтверждающих документах от 23.09.2009 была представлена Обществом в банк паспорта сделки только 29.09.2009, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления Кингисеппской таможней в отношении Общества протокола от 28.12.2009 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью шестой статьи 15.25 КоАП РФ.
На основании указанного протокола и других материалов проверки Росфиннадзор вынес постановление от 17.02.2010 N 25, которым признал ООО "Балтинтерснаб" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью шестой статьи 15.25 КоАП РФ, и привлек Общество к административной ответственности в виде взыскания 40 000 руб. штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением Росфиннадзора, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, установили наличие в действиях ООО "Балтинтерснаб" состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствие признаков малозначительности. При этом суды указали на соблюдение Управлением процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, а также доводы сторон, считает выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными.
Согласно пункту 2 части второй статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Единые формы, порядок и сроки представления такой отчетности в соответствии с частью четвертой статьи 5 Закона N 173-ФЗ устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
В силу пункта 2 части третьей статьи 23 Закона N 173-ФЗ Центральным банком Российской Федерации устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
К формам учета по валютным операциям для резидентов относятся справка о валютных операциях, справка о поступлении валюты Российской Федерации, справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения Центрального банка Российской Федерации N 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к названному Положению (Указание Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж", вступившее в силу 27.01.2008).
Согласно пунктам 2.1, 2.2 и 2.4 Положения ЦБ РФ N 258-П (с учетом редакции Указания Центрального банка Российской Федерации от 26.09.2008 N 2080-У) в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном названным Положением, представляет в банк паспорта сделки документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).
При наличии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, путем подачи таможенной декларации резидент в качестве подтверждающих документов представляет в уполномоченный банк таможенные декларации, за исключением временных таможенных деклараций (далее - таможенные декларации).
Подтверждающие документы представляются резидентом в банк паспорта сделки одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации.
В силу части шестой статьи 15.25 КоАП РФ объективную сторону противоправного деяния образуют несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок, что влечет наложение административного штрафа.
Согласно части второй статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, материалами дела подтверждается и Обществом признается факт пропуска заявителем установленного срока представления форм учета и отчетности по валютным операциям. Так, ООО "Балтинтерснаб" представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах 23.09.2009, тогда как срок ее представления в соответствии с указанными выше нормативными правовыми актами истек 12.09.2009.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив конкретные обстоятельства настоящего дела, посчитали невозможным признать данное административное правонарушение малозначительным.
Кассационный суд отклоняет довод Общества о том, что постановление по делу об административном правонарушении вынесено Росфиннадзором с нарушением процессуальных норм.
Указанный довод ООО "Балтинтерснаб" являлся предметом исследования апелляционного суда, который дал ему надлежащую правовую оценку.
В соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В силу пункта 80 части второй статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органов и агентов валютного контроля вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25, частью первой статьи 19.4, частью первой статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 названного Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 22 Закона N 173-ФЗ агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе, держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 376 ТК РФ таможенные органы проводят таможенную ревизию - проверку факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией лиц, указанных в данной статье.
В пункте 2 статьи 376 ТК РФ установлено, что общая таможенная ревизия может проводиться таможенными органами у декларантов и лиц, указанных в статье 16 названного Кодекса и не выступающих в качестве декларанта.
Подпунктом 2.2 Перечня должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы от 15.03.2005 N 198, главный государственный таможенный инспектор наделен полномочиями составлять протоколы об административном правонарушении.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен и передан таможенным органом на рассмотрение в орган валютного контроля в рамках предоставленных ему полномочий в процессе таможенной ревизии.
Так, в силу части 1 статьи 361 ТК РФ после выпуска товаров и (или) транспортных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений. Проверка может осуществляться, в том числе и по направлению обеспечения соблюдения валютного законодательства Российской Федерации (подпункт 6 пункта 7 Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы от 25.09.2009 N 1560).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "25.08.2009"
Ссылка заявителя на допущенные в ходе проведения ревизии нарушения порядка ее проведения, установленного приказом Федеральной таможенной службы от 06.11.2008 N 1378 не может быть признана правомерной, поскольку привлечение к административной ответственности регулируется нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм названного Кодекса в ходе привлечения Общества к административной ответственности судами не установлено.
Таким образом, основания для отмены или изменения принятых по делу судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части первой статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.05.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2010 по делу N А56-16235/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Балтинтерснаб" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
|
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.