Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей Блиновой Л.В., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от Управления Федерального казначейства по Вологодской области Шепринской М.С. (доверенность от 15.09.2010 б/н),
рассмотрев 27.12.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 15.06.2010 (судья Докшина А.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2010 (судьи Мурахина Н.В., Кудин А.Г., Осокина Н.Н.) по делу N А13-19233/2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Невский мазут" (далее - ООО "Невский мазут", Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области (далее - УФНС по Вологодской области) и Управления Федерального казначейства по Вологодской области (далее - УФК по Вологодской области, Казначейство), выразившегося в непринятии решения о возврате заявителю излишне уплаченных денежных средств в сумме 935 201 руб. по платежным поручениям от 28.01.2009 N 81 и 82, а также о возложении обязанности принять решение о возврате указанных платежей в пятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 24 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 15.06.2010 признано не соответствующим Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее - БК РФ) и незаконным бездействие Казначейства, выразившееся в невозвращении Обществу излишне (ошибочно) уплаченных им платежей в сумме 935 201 руб. На Казначейство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав ООО "Невский мазут" путем принятия решения о возврате заявителю ошибочно перечисленных им налоговых платежей в вышеуказанной сумме в пятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда С УФК по Вологодской области также взыскано в пользу Общества 2000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении заявления в части признания незаконным бездействия УФНС по Вологодской области, выразившегося в несовершении действий по возврату излишне (ошибочно) перечисленных налоговых платежей в сумме 935 201 руб., ООО "Невский мазут" отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Казначейство просит отменить вышеуказанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, УФК по Вологодской области не обладало правом на вынесение решения о возврате заявителю ошибочно перечисленных им денежных средств по собственной инициативе ввиду отсутствия одного из необходимых условий для возврата ошибочных поступлений, предусмотренных пунктом 12 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 N 92н (далее - Порядок N 92н).
Казначейство также полагает, что суды необоснованно применили положения части 2 статьи 160.1 БК РФ, так как в данном случае имеет место ошибочное перечисление платежей, а не их излишняя уплата. Податель жалобы ссылается на письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 16.06.2010 N 02-04-10/2195, в соответствии с которым запрещается возврат ошибочно перечисленных поступлений из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Представители ООО "Консалтинг", Казначейства и Инспекции, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, не явились, что не препятствует судебному разбирательству без их участия.
В отзыве УФНС по Вологодской области, а также его представитель в судебном заседании просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу Казначейства как незаконную и необоснованную - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Общество, состоящее на налоговом учете в Межрайонной инспекции ФНС N 24 по Санкт-Петербургу, платежными поручениями от 28.01.2009 N 81 и 82 ошибочно перечислило налог на прибыль организаций в сумме 935 201 руб. на счет УФК по Вологодской области.
Перечисленные заявителем средства поступили на счет N 40101810700000010002 и были учтены Казначейством по коду бюджетной классификации 10011701010010000180 "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет".
В связи с допущенной технической ошибкой при указании банка получателя средств Общество обратилось в Инспекцию с заявлением от 10.02.2009 N 99/02 о возврате излишне уплаченной суммы налога на расчетный счет заявителя.
УФНС по Вологодской области на основании полученного от Инспекции письма от 05.03.2009 N 17/06988 установило факт ошибочного перечисления Обществом налоговых платежей, и направило в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление ФНС по Санкт-Петербургу) письмо от 13.04.2009 N 09-08/004015 о возврате платежных поручений, представленных Инспекцией, в связи с отсутствием заявления налогоплательщика о возврате средств (неполный пакет документов).
Инспекция 08.06.2009 направила в Казначейство письмо оформить платежные поручения на возврат Обществу ошибочно уплаченных денежных средств по перечисленным в нем поручениям, приложив копии платежных документов и заявление налогоплательщика.
Казначейство информационным письмом от 23.06.2009 N 02-08/1/2302 уведомило Инспекцию о том, что запросы на выяснение принадлежности платежа по ошибочно зачисленным денежным средствам, указанным в письме последнего от 08.06.2009 N 17/20319, направлены в адрес администратора поступлений в бюджет - УФНС по Вологодской области для оформления заявок на возврат поступлений.
Общество повторно 17.07.2009 обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате ошибочно перечисленных денежных средств.
Инспекция вновь направила в УФНС по Вологодской области письмо от 11.08.2009 N 17/29080 с просьбой вернуть на счет Общества ошибочно перечисленные им денежные средства с приложением копий платежных поручений и заявления налогоплательщика.
УФНС по Вологодской области письмом от 25.08.2009 N 09-08/009668 направило Казначейству для принятия решения о возврате денежных средств копию письма Инспекции с приложением документов УФК по Вологодской области.
Казначейство письмом от 02.09.2009 N 02-08/1/3357 возвратило указанные документы без исполнения, указав, что только УФНС по Вологодской области вправе принять решение по уточнению ошибочно перечисленных налоговых платежей.
Письмом от 02.09.2009 N 02-08/1/3357 УФНС по Вологодской области возвратило Инспекции письмо Казначейства и неисполненные документы, сославшись на то, что администрирование неклассифицированных доходов не входит в компетенцию налоговых органов.
Инспекция в письме от 16.10.2009 N 17/38430, сославшись на письма Казначейства и УФНС по Вологодской области, сообщила Обществу о невозможности возврата ошибочно перечисленных платежей.
ООО "Невский мазут", считая действия Казначейства и УФНС по Вологодской области, связанные с непринятием мер по возврату ошибочно перечисленных платежей, незаконными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о том, что у Казначейства отсутствовали правовые основания для отказа Обществу в возврате ошибочно перечисленных им налогов.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
С 01.01.2009 возврат ошибочно уплаченных платежей в соответствии с Порядком N 92н производится Федеральным казначейством.
В соответствии с пунктом 10 данного Порядка платежи, ошибочно перечисленные плательщиками на счет органа Федерального казначейства, предназначенные для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства, учитываются по КБК "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет".
Из пункта 12 Порядка N 92н следует, что невыясненные поступления, ошибочно поступившие на счет органа Федерального казначейства и предназначенные для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства, могут быть возвращены плательщику органом Федерального казначейства по месту зачисления платежа на основании письменного обращения администратора поступлений в бюджет, которому предназначался платеж, с приложением заявления плательщика и копии нормативного правового акта главного администратора поступлений в бюджет, наделяющего его соответствующими полномочиями, и в случае отсутствия на территории данного субъекта Российской Федерации администратора поступлений в бюджет подведомственного тому же главному администратору поступлений в бюджет.
Возврат осуществляется на основании заявления плательщика, администратора поступлений в бюджет и оформленной в соответствии с ними органом Федерального казначейства заявки на возврат не позднее трех рабочих дней со дня поступления в орган Федерального казначейства соответствующего заявления.
В заявке на возврат невыясненных поступлений и в оформленном органом Федерального казначейства на ее основании расчетном документе в поле "Назначение платежа" указывается: "Возврат ошибочно перечисленных поступлений (с указанием причины возврата)".
Следовательно, при ошибочном перечислении платежей на счет другого органа Федерального казначейства и образовании на счете Казначейства "невыясненных поступлений" ошибочно перечисленные денежные средства могут быть возвращены плательщику органом Федерального казначейства по месту зачисления платежа.
Для возврата невыясненных платежей необходимо письменное обращение администратора поступлений в бюджет, которому предназначался платеж, с приложением заявления плательщика и копии нормативного правового акта главного администратора поступлений в бюджет, наделяющего его соответствующими полномочиями.
Приказом Федеральной налоговой службы от 05.12.2008 N ММ-3-1/643 "О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы бюджетных полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 "Федеральная налоговая служба" возложены на территориальные налоговые органы согласно приложению N 1.
Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации делегированы полномочия главных администраторов доходов по источникам доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, перечисленных в приложении N 2 данного приказа ФНС России.
В рассматриваемом случае для возврата ошибочно перечисленных Обществом налоговых платежей на счет Казначейства в адрес последнего следовало представить обращение Инспекции с приложением заявления Общества и копии приказа ФНС России от 05.12.2008 N ММ-3-1/643.
Судами установлено, что такие документы были представлены Казначейству.
Так, УФНС по Вологодской области письмом от 28.08.2009 N 09-08/009668 представило в Казначейство письменное обращение Инспекции как администратора поступлений в бюджет, которому предназначался платеж, с приложением заявления Общества о возврате платежей.
При этом обратившаяся в Казначейство и в УФНС по Вологодской области Инспекция не находится в подведомственности Управления ФНС по Вологодской области, на которое приказом Федеральной налоговой службы от 05.12.2008 N ММ-3-1/643 были возложены полномочия главного администратора поступлений в бюджет на территории Вологодской области.
Поэтому у Казначейства не было правовых оснований считать, что в данном случае для осуществления им надлежащих действий по возврату ООО "Невский мазут" ошибочно перечисленных платежей не имелось совокупности условий, предусмотренных пунктом 12 Порядка, утвержденного приказом N 92н.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали незаконным оспариваемое бездействие Казначейства по невозврату Обществу ошибочно перечисленных налогов в сумме 935 201 руб. и правомерно возложили именно на этот финансовый орган обязанность осуществить возврат Обществу ошибочно перечисленной им суммы налога в пятидневный срок со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части первой статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 15.06.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2010 по делу N А13-19233/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Вологодской области - удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Л.В. Блинова |
|
Л.Л. Никитушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.