Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей Блиновой Л.В., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области Шепринской М.С. (доверенность от 15.09.2010 б/н),
рассмотрев 27.12.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 15.06.2010 (судья Докшина А.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2010 (судьи Осокина Н.Н., Кудин А.Г., Мурахина Н.В.) по делу N А13-19235/2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Консалт" (далее - Общество, ООО "Консалт") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области (далее - УФНС по Вологодской области) и Управления Федерального казначейства по Вологодской области (далее - УФК по Вологодской области, Казначейство), выразившегося в непринятии решения о возврате заявителю излишне уплаченных денежных средств по платежным поручениям от 03.02.2009 N 5, 7 и 8, а также в непредставлении ответчиками соответствующего поручения на возврат указанной суммы.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 24 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 15.06.2010 признано не соответствующим Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее - БК РФ) и незаконным бездействие Казначейства, выразившееся в невозвращении ООО "Консалтинг" излишне (ошибочно) уплаченных им налоговых платежей в сумме 37 147 руб. На Казначейство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав Общества путем принятия решения о возврате заявителю ошибочно перечисленных им налоговых платежей в вышеуказанной сумме в пятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. С УФК по Вологодской области также взыскано в пользу Общества 2000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении заявления в части признания незаконным бездействия УФНС по Вологодской области, выразившегося в несовершении действий по возврату излишне (ошибочно) перечисленных налоговых платежей в сумме 37 147 руб. ООО "Консалт" отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Казначейство просит отменить вышеуказанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. Податель жалобы ссылается на то, что УФК по Вологодской области не обладало правом на вынесение решения о возврате заявителю ошибочно перечисленных им денежных средств по собственной инициативе ввиду отсутствия одного из необходимых условий для возврата ошибочных поступлений, предусмотренных пунктом 12 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 N 92н (далее - Порядок N 92н).
Кроме того, Казначейство считает, что судами необоснованно применены положения части 2 статьи 160.1 БК РФ, так как в данном случае имеет место ошибочное перечисление платежей, а не их излишняя уплата.
Представители ООО "Консалт", Казначейства и Инспекции, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, не явились, что не препятствует судебному разбирательству без их участия.
В отзыве УФНС по Вологодской области, а также его представитель в судебном заседании просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу Казначейства как незаконную и необоснованную - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что ООО "Консалтинг", состоящее на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Санкт-Петербургу, платежными поручениями от 03.02.2009 N 5, 7 и 8 ошибочно перечислило налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на счет УФК по Вологодской области в общей сумме 37 147 руб.
Перечисленные заявителем средства поступили на счет N 40101810700000010002 и были учтены Казначейством по коду бюджетной классификации 10011701010010000180 "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет".
Общество в связи с допущенной технической ошибкой при указании банка получателя средств обратилось в Инспекцию с заявлением от 11.02.2009 N 01/02 о возврате излишне уплаченных им сумм налогов и взносов на расчетный счет заявителя.
УФНС по Вологодской области на основании письма Инспекции N 17/06992, оправленного 05.03.2009, установило факт ошибочного перечисления ООО "Консалтинг" налоговых платежей, о чем направило в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу (далее - УФНС по Санкт-Петербургу) письмо от 13.04.2009 о возврате платежных поручений, представленных Инспекцией, в связи с отсутствием в указанном блоке документов заявления налогоплательщика о возврате средств.
В дальнейшем Инспекция направила в УФК по Вологодской области письмо от 08.06.2009 N 17/20336 с просьбой оформить платежные поручения на возврат Обществу ошибочно уплаченных им денежных средств с приложением копий платежных поручений и заявления налогоплательщика.
Казначейство информационным письмом от 23.06.2009 N 02-08/1/2302 указало на направление поступивших документов в УФНС по Вологодской области.
Общество повторно 17.07.2009 обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате ошибочно перечисленных денежных средств.
Инспекция вновь направила в УФНС по Вологодской области письмо от 11.08.2009 с просьбой вернуть на счет ООО "Консалт" ошибочно уплаченные им денежные средства с приложением копий платежных поручений и заявления налогоплательщика.
УФНС по Вологодской области письмом от 25.08.2009 N 09-08/009668 направило копию письма Инспекции с приложением документов в УФК по Вологодской области.
Казначейство письмом от 02.09.2009 N 02-08/1/3357 возвратило указанные документы без исполнения, указав, что только УФНС по Вологодской области вправе принять решение по уточнению ошибочно перечисленных налоговых платежей.
В связи с изложенными фактами Инспекция в письме от 16.10.2009 N 17/38433 сообщила Обществу о невозможности возврата ошибочно перечисленных платежей.
ООО "Консалт", считая действия Казначейства и УФНС по Вологодской области, связанные с непринятием мер по возврату ошибочно перечисленных Обществом платежей, незаконными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о том, что Казначейство не имело правовых оснований для отказа заявителю в возврате ошибочно перечисленных им налогов.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
С 01.01.2009 возврат ошибочно уплаченных платежей производится в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределением между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом N 92н.
В соответствии с пунктом 10 данного Порядка платежи, ошибочно перечисленные плательщиками на счет органа Федерального казначейства, предназначенные для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства, учитываются по КБК "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет".
Согласно пункту 12 указанного Порядка невыясненные поступления, ошибочно поступившие на счет органа Федерального казначейства и предназначенные для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства, могут быть возвращены плательщику органом Федерального казначейства по месту зачисления платежа на основании письменного обращения администратора поступлений в бюджет, которому предназначался платеж, с приложением заявления плательщика и копии нормативного правового акта главного администратора поступлений в бюджет, наделяющего его соответствующими полномочиями, и в случае отсутствия на территории данного субъекта Российской Федерации администратора поступлений в бюджет подведомственного тому же главному администратору поступлений в бюджет.
Возврат осуществляется на основании заявления плательщика, администратора поступлений в бюджет и оформленной в соответствии с ними органом Федерального казначейства заявки на возврат не позднее трех рабочих дней со дня поступления в орган Федерального казначейства соответствующего заявления.
В заявке на возврат невыясненных поступлений и в оформленном органом Федерального казначейства на ее основании расчетном документе в поле "Назначение платежа" указывается: "Возврат ошибочно перечисленных поступлений (с указанием причины возврата)".
Таким образом, при ошибочном перечислении платежей на счет другого органа Федерального казначейства и образовании на счете Казначейства "невыясненных поступлений" ошибочно перечисленные денежные средства могут быть возвращены плательщику органом Федерального казначейства по месту зачисления платежа.
Для возврата невыясненных платежей необходимо письменное обращение администратора поступлений в бюджет, которому предназначался платеж, с приложением заявления плательщика и копии нормативного правового акта главного администратора поступлений в бюджет, наделяющего его соответствующими полномочиями.
Приказом Федеральной налоговой службы от 05.12.2008 N ММ-3-1/643 "О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы бюджетных полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 "Федеральная налоговая служба" возложены на территориальные налоговые органы согласно приложению N 1.
Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации делегированы полномочия главных администраторов доходов по источникам доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, перечисленных в приложении N 2 данного приказа ФНС России.
Таким образом, в рассматриваемом случае для возврата Казначейством ошибочно перечисленных Обществом налоговых платежей на счет УФК по Вологодской области следовало представить обращение Инспекции с приложением заявления Общества и копии приказа Федеральной налоговой службы от 05.12.2008 N ММ-3-1/643.
Судами установлено, что весь пакет необходимых документов был представлен Казначейству.
Так, УФНС по Вологодской области письмом от 28.08.2009 N 09-08/009668 представило в Казначейство письменное обращение Инспекции как администратора поступлений в бюджет, которому предназначался платеж, с приложением заявления Общества о возврате платежей.
При этом обратившаяся в Казначейство и в УФНС по Вологодской области Инспекция не находится в подведомственности УФНС по Вологодской области, которое приказом Федеральной налоговой службы от 05.12.2008 N ММ-3-1/643 наделено полномочиями главного администратора поступлений в бюджет на территории Вологодской области.
В силу таких обстоятельств у Казначейства отсутствовали правовые основания считать, что в данном случае для осуществления им действий по возврату ООО "Консалт" ошибочно перечисленных платежей не имелось совокупности условий, предусмотренных пунктом 12 Порядка, утвержденного приказом N 92н.
В виду изложенного суды обоснованно признали незаконным оспариваемое бездействие Казначейства по не возврату Обществу ошибочно перечисленных налоговых платежей в сумме 37 147 руб. и правомерно возложили именно на этот финансовый орган обязанность осуществить возврат заявителю ошибочно перечисленных им налоговых платежей в пятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Таким образом, поскольку кассационная жалоба Казначейства по своему характеру является необоснованной и противоречит обстоятельствам, установленным судами, то она подлежит отклонению, а обжалуемые судебные акты - оставлению без изменения.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части первой статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 15.06.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2010 по делу N А13-19235/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Л.В. Блинова |
|
Л.Л. Никитушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.