Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бычковой Е.Н., судей Кирейковой Г.Г., Серовой В.К.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" Кривобокова А.В. (доверенность от 27.12.2010 N 01-30-709/10),
рассмотрев 15.03.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.06.2010 (судья Виноградова Л.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2010 (судьи Семенова А.Б., Савицкая И.Г., Слобожанина В.Б.) по делу N А56-94965/2009,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - ГУП "Водоканал СПб") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к государственному унитарному предприятию "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - ГУП "ТЭК СПб") о взыскании 10 259 692 руб. 51 коп. задолженности по оплате сброса сточных вод и загрязняющих веществ с превышением нормативов водоотведения по договору от 20.02.2003 N 07-39110/00-О и 354 275 руб. 20 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами. Исковые требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 25.06.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.11.2010, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ГУП "ТЭК СПб", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 25.06.2010 и постановление от 17.11.2010 и принять новый судебный - об отказе в удовлетворении иска.
Податель жалобы считает неправомерным вывод судов о том, что у него имеется задолженность в части оплаты питьевой воды и приема сточных вод, поскольку иск заявлен о взыскании задолженности за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ сверх установленных нормативов в систему коммунальной канализации Санкт-Петербурга.
Кроме того, податель жалобы утверждает, что относится к организациям - получателям бюджетных средств и в соответствии с пунктом 2 постановления правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 N 1677 "О порядке взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга" (далее - Постановление N 1677) освобожден от уплаты данных платежей.
ГУП "ТЭК СПб" указывает, что является получателем бюджетных средств на основании приказа N 15 Комитета финансов Санкт-Петербурга от 18.02.2004 "О внесении изменений и дополнений в перечень получателей средств бюджета Санкт-Петербурга, которым открыты лицевые счета в Комитете финансов". По мнению подателя жалобы, несмотря на то что с 2009 года его лицевой счет в Комитете финансов Санкт-Петербурга закрыт, он сохранил статус получателя бюджетных средств, что подтверждается положениями Закона Санкт-Петербурга от 01.12.2008 N 730-129 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов", а также письмом Комитета по энергетике и инженерному обеспечению правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2009.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ГУП "Водоканал СПб" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
ГУП "ТЭК СПб" надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, однако представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ГУП "Водоканал СПб" (предприятие) и ГУП "ТЭК СПб" (абонент) заключили договор от 20.02.2003 N 07-39110/00-О (далее - Договор) на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ, в соответствии с которым предприятие обязуется осуществлять отпуск питьевой воды абоненту, прием от него сточных вод и загрязняющих веществ в соответствии с требованиями, установленными государственными стандартами, санитарными нормами и правилами, а абонент - соблюдать условия и режим водопотребления, приема (сброса) сточных вод и производить оплату Предприятию полученной питьевой воды, сброшенных сточных вод и загрязняющих веществ, со сроком действия с момента подписания сторонами на один год, с ежегодным продлением на тот же срок и на тех же условиях.
В соответствии с пунктом 5.1 Договора расчеты абонента с предприятием за отпущенную ему питьевую воду и принятые от него сточные воды, нарушение лимитов водопотребления и нормативов водоотведения, в том числе: нормативов водоотведения по объему (лимитов водоотведения), превышение нормативов водоотведения по качеству (при сверхнормативном сбросе загрязняющих веществ с фактическими концентрациями, превышающими нормативы допустимых концентраций (ДК) загрязняющих веществ и/или с фактическими показателями общих свойств сточных вод, превышающими нормативные показатели; при установленном факте залпового сброса всех видов загрязняющих веществ; сброса веществ, запрещенных к приему в системы коммунальной канализации, несогласованном сбросе загрязняющих веществ производятся в порядке, определяемом органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, путем выставления предприятием платежного требования на инкассо в банк-эмитент для снятия с расчетного счета абонента на расчетный счет Предприятия соответствующих денежных сумм, в порядке акцепта плательщика.
Поскольку ГУП "ТЭК СПб" в нарушение условий Договора не оплатило сброс сточных вод с превышением нормативов водоотведения по объему сточных вод (лимитов водоотведения) и по качеству сточных вод в соответствии с платежными документами, выставленными за период с 17.07.2009 по 30.09.2009, ГУП "Водоканал СПб" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования истца законными и обоснованными и удовлетворил иск в полном объеме. При этом суд первой инстанции указал, что ГУП "ТЭК СПб" не освобождено от уплаты взыскиваемых платежей в соответствии с пунктом 2 Постановления N 1677, поскольку оно не представило доказательств того, что в 2009 году у него были открыты лицевые счета в Комитете финансов Санкт-Петербурга и оно являлось получателем бюджетных средств.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), регулируются отношения между абонентами (юридическими лицами, а также предпринимателями без образования юридического лица) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства (далее - организация ВКХ) в сфере пользования центральными системами водоснабжения и (или) канализацией населенных пунктов.
Согласно пункту 11 Правил N 167 прием (сброс) сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 ГК РФ).
Нормативы водоотведения или нормативы сброса - это установленные органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование (пункт 1 Правил N 167).
В соответствии с пунктом 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций ВКХ природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
Пунктом 65 Правил N 167 предусмотрено, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией ВКХ путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение Постановления N 1310 правительством Санкт-Петербурга утверждено Постановление N 1677.
Согласно пункту 5 Постановления N 1677, утвержденного правительством Санкт-Петербурга в пределах предоставленных ему приведенными положениями полномочий, с абонентов взимается плата за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сверх установленных нормативов водоотведения и по временным условиям приема загрязняющих веществ за: превышение нормативов водоотведения по объему сточных вод (лимитов водоотведения); превышение нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных в составе допустимых сбросов загрязняющих веществ; несогласованный сброс загрязняющих веществ при превышении нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга; залповый сброс любого загрязняющего вещества; сброс загрязняющих веществ, запрещенных (неразрешенных) к сбросу в системы коммунальной канализации (запрещенный сброс); превышение установленных временными условиями приема загрязняющих веществ.
Факт превышения установленных нормативов водоотведения по объему сточных вод (лимитов водоотведения) и по качеству сточных вод установлен судами первой и апелляционной инстанций, подтвержден материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Вместе с тем податель жалобы полагает, что освобожден от уплаты платежей за сброс сточных вод и загрязняющих веществ с превышением нормативов водоотведения на основании пункта 2 Постановления N 1677.
Согласно пункту 2 Постановления N 1677 (в редакции, действовавшей в спорный период) от взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сверх установленных нормативов водоотведения освобождены учреждения, финансируемые из бюджета Санкт-Петербурга, и иные организации, которым открыты лицевые счета в Комитете финансов Санкт-Петербурга, являющиеся получателями средств бюджета Санкт-Петербурга; жилищно-эксплуатационные организации, подведомственные Жилищному комитету; жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья и иные объединения собственников жилья.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено названным Кодексом.
Согласно пункту 1.2 Инструкции о порядке ведения лицевых счетов получателей бюджетных средств, утверждения и доведения лимитов бюджетных обязательств, санкционирования и оплаты денежных обязательств за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, утвержденной распоряжением Комитета финансов Санкт-Петербурга от 26.04.2001 N 45-р (далее - Распоряжение N 45-р), получатель бюджетных средств - орган государственной власти Санкт-Петербурга, находящееся в ведении главного распорядителя бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
В силу пункта 1.5 Распоряжения N 45-р получатель бюджетных средств осуществляет операции со средствами бюджета Санкт-Петербурга исключительно через лицевой счет получателя бюджетных средств, открытый ему в Комитете финансов, а также через лицевой счет получателя бюджетных средств, открытый ему в Управлении Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу, в части расходования средств, поступающих из федерального бюджета.
Таким образом, согласно приведенным нормам ГУП "ТЭК СПб" не является получателем бюджетных средств.
Кроме того, судами установлено и ответчиком не оспаривается, что в 2009 году ГУП "ТЭК СПб" не имело лицевого счета в Комитете финансов Санкт-Петербурга. Приказ Комитета финансов от 18.02.2004 N 15 "О внесении изменений и дополнений в перечень получателей средств бюджета", на который ссылается податель жалобы, утратил силу в связи с изданием приказа Комитета финансов Санкт-Петербурга от 23.06.2004 N 43.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод о том, что ГУП "ТЭК СПб" не относится к субъектам, перечисленным в пункте 2 Постановления N 1677, и обязано оплатить сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга, произведенный сверх установленных нормативов водоотведения.
Поскольку ГУП "ТЭК СПб" не представило доказательств погашения задолженности по оплате превышения нормативов водоотведения, суды обоснованно взыскали с него в пользу ГУП "Водоканал СПб" 10 613 967 руб. 71 коп.
Суд первой инстанции признал обоснованным требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, проверил расчет взыскиваемых процентов и правомерно удовлетворил требование о взыскании 354 275 руб. 20 коп. процентов.
Поскольку при рассмотрении дела нормы материального права применены судами правильно и нормы процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.06.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2010 по делу N А56-94965/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Бычкова |
Судьи |
Г.Г. Кирейкова |
|
В.В. Серова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.