Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу министерства
социальной политики
Нижегородской области
от 21 июня 2013 г. N 579
Методические рекомендации
по проведению паспортизации объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур и услуг на территории Нижегородской области
1. Общие положения
Методические рекомендации разработаны в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 13.05.2013 N 294 "О проведении паспортизации объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур и услуг на территории Нижегородской области".
В настоящих методических рекомендациях представлены организация и технология работы по паспортизации и классификации объектов социальной инфраструктуры и услуг с целью объективной оценки состояния их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также для разработки необходимых мер, обеспечивающих их доступность.
В методических рекомендациях определены задачи и организация работы участников системы мониторинга состояния доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг; содержание основных этапов мониторинга и документооборот; порядок расчета статистических показателей; описана технология комплексной оценки и классификация объектов социальной инфраструктуры и услуг с определением доступности основных структурно-функциональных элементов зданий и сооружений, необходимых мероприятий по их адаптации.
2. Участники паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг на территории Нижегородской области
2.1. Участниками системы паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг на территории Нижегородской области являются:
а) на уровне Нижегородской области:
- совет по делам инвалидов при Губернаторе Нижегородской области;
- органы исполнительной власти Нижегородской области;
- основные областные общественные организации инвалидов (ВОН, ВОГ, ВОС);
б) на уровне муниципальных районов и городских округов:
- совещательный орган по вопросам, связанным с формированием безбарьерной среды (далее - Комиссия);
- районные (городские) общественные организации инвалидов (ВОИ, ВОГ, ВОС);
- государственное казенное учреждение Нижегородской области "Управление социальной защиты населения";
руководители объектов социальной, транспортной, инженерной и информационной инфраструктур, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, находящиеся на территории муниципального образования;
- руководители подведомственных учреждений (структурных подразделений) органов исполнительной власти Нижегородской области, в ведении (собственности) которых находятся объекты социальной, транспортной, инженерной и информационной инфраструктур на территории муниципального образования.
2.2. Для обеспечения взаимодействия участников паспортизации в муниципальных районах и городских округах рекомендуется создать Комиссию. Можно также возложить эти задачи и функции на действующий на территории муниципального образования иной коллегиальный совещательный орган.
2.2.1. Задачи Комиссии:
- определение приоритетов и координация деятельности на подведомственной территории в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - МГН);
- подготовка рекомендаций по вопросам паспортизации и адаптации объектов социальной, транспортной, инженерной и информационной инфраструктур (далее объект инфраструктуры) и обеспечению доступности услуг для инвалидов и других МГН;
- рассмотрение сложных и спорных вопросов по адаптации объектов инфраструктур, расположенных на территории муниципалитета, с целью принятия согласованных (межведомственных) решений;
- рассмотрение проектов управленческих решений, в том числе программ и планов в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности с целью их корректировки и согласования, а также результатов исполнения этих решений, программ и планов;
- взаимодействие с органами исполнительной власти Нижегородской области, организациями независимо от организационно-правовых форм и общественными объединениями инвалидов по вопросам формирования доступной среды для инвалидов и других МГН.
2.2.2. Для решения этих задач Комиссии осуществляют деятельность по следующим направлениям:
- организация работ по паспортизации (по учету и мониторингу состояния доступности) объектов инфраструктур (далее - ОН) на территории муниципалитета, а также по представлению результатов в министерство социальной политики Нижегородской области (далее - Министерство), в установленном порядке (в том числе в органы государственной статистики);
- рассмотрение результатов паспортизации ОН, проектов решений по спорным вопросам по оценке состояния доступности ОН, а также проектов технических и организационных решений по их адаптации и обеспечению доступности предоставляемых ими услуг с учетом потребностей инвалидов и других МГН на территории муниципалитета;
- организация дополнительной, в том числе независимой, экспертизы с целью проверки объективности результатов паспортизации и адаптации ОИ;
- рассмотрение проектов управленческих решений для их утверждения в установленном порядке, а также определение приоритетов в финансировании мероприятий по адаптации ОИ и обеспечению доступности услуг, а также для решения иных вопросов формирования доступной среды жизнедеятельности на территории муниципалитета;
- рассмотрение результатов работ по исполнению адресных программ и планов, иных управленческих решений по формированию доступной среды жизнедеятельности на территории муниципалитета для решения вопроса о представлении соответствующей информации в Министерство) и в открытых источниках информации;
- организация подготовки предложений по совершенствованию нормативно-правовых, инструктивных, методических документов, а также по развитию информационных систем в сфере формирования доступной среды для инвалидов и других МГН;
- рассмотрение сложных и спорных вопросов по адаптации ОИ и обеспечению доступности услуг для инвалидов (в том числе по обращениям физических и юридических лиц) с целью принятия согласованных решений, требующих взаимодействия различных структур и координации их действий;
- взаимодействие в установленном порядке с подведомственными учреждениями (структурными подразделениями) органов исполнительной власти Нижегородской области, общественными объединениями инвалидов, иными организациями при решении вопросов, относящихся к компетенции Комиссии.
2.2.3. Комиссия имеет право:
- запрашивать от органов исполнительной власти Нижегородской области и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, информацию по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;
- заслушивать на своих заседаниях должностных лиц органов местного самоуправления и представителей организаций, независимо от организационно-правовых форм, по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;
- создавать экспертные и рабочие группы с участием специалистов и представителей общественных объединений инвалидов по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;
- направлять своих представителей для участия в совещаниях, семинарах, конференциях, выставках и иных форумах, относящихся к компетенции Комиссии.
2.2.4. Руководит работой Комиссии глава администрации района (города); заместители председателя: заместитель главы администрации района (города), курирующий социальную сферу, а также заместитель, курирующий вопросы строительства и благоустройства.
2.3. Для проведения обследования ОИ, исполнения экспертных функций по определению состояния доступности и необходимости адаптации ОИ и обеспечения доступности услуг с учетом потребностей инвалидов по решению Комиссии создается рабочая группа.
2.3.1. Руководителем рабочей группы, как правило, назначается представитель (член) Комиссии (руководитель структурного подразделения государственного казенного учреждения Нижегородской области "Управление социальной защиты населения" муниципального образования (далее - ГКУ НО УСЗН), в чьи обязанности включены вопросы координации работ по созданию доступной среды жизнедеятельности).
2.3.2. Рабочая группа состоит из основных (постоянных) членов и привлекаемых (временных) к деятельности рабочей группы по согласованию.
Постоянными членами рабочей группы являются сотрудники ГКУ НО УСЗН и учреждений социального обслуживания (не менее двух человек), сотрудники органа местного самоуправления (не менее двух человек).
Привлекаемыми (временными) членами рабочей группы могут быть:
- представители обследуемого ОИ (учреждения, организации на объекте),
- в отдельных случаях (при наличии особых организационных проблем доступности обследуемого ОИ) могут приглашаться представители вышестоящей организации, в чьем ведении находится объект;
- представители от общественных организаций инвалидов;
- в случае решения проблемного вопроса по обустройству объекта (с целью объективизации технических характеристик объекта, определения возможностей и конкретных рекомендаций по его обустройству), в состав рабочей группы могут привлекаться специалисты со стороны организатора проектных и ремонтно-строительных работ (например, службы заказчика, отдела строительства администрации, службы строительного надзора и экспертизы).
Задачи рабочей группы:
- обследование ОИ, определение уровня доступности ОИ;
- подготовка проектов решений по адаптации ОИ - по результатам оценки состояния их доступности для различных категорий инвалидов;
- обобщение информации для разработки управленческих решений и их рассмотрения на Комиссии и последующего утверждения в установленном порядке;
- получение необходимых дополнительных сведений и технических решений по обустройству;
- подготовка и обоснование проектов управленческих решений - проектов адресных программ (планов) по адаптации ОИ и представление их на рассмотрение в Комиссию, организация согласования и утверждения в установленном порядке;
- контроль исполнения адресных программ (планов) адаптации ОИ, а также оценка результатов их исполнения.
2.4. Практическую деятельность по организации паспортизации и классификации объектов на территории муниципальных районов и городских округов Нижегородской области осуществляют ГКУ НО УСЗН.
2.4.1. Задачами ГКУ НО УСЗН являются;
- организация формирования реестра объектов социальной инфраструктуры и услуг (далее - Реестр ОИ) на территории муниципалитета с целью их паспортизации и адаптации (обеспечения доступности) с учетом потребностей инвалидов и других МГН;
- подготовка предложений по порядку паспортизации объектов инфраструктур (далее - паспортизация ОИ) и определению приоритетов в этой деятельности - для рассмотрения и утверждения их на Комиссии;
- организация контроля исполнения управленческих решений, исполнения адресных программ (планов) на территории муниципалитета;
- представление отчетных, статистических и аналитических материалов по результатам паспортизации и адаптации ОИ в Министерство;
- организация взаимодействия с участниками процесса паспортизации и адаптации ОИ (учреждениями и организациями различных организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе общественными объединениями инвалидов);
- документационное обеспечение деятельности по паспортизации и адаптации ОИ; организация обмена информацией между участниками системы, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы;
- организация формирования и обновления "Карты доступности Нижегородской области" по доступности ОИ на территории муниципального образования;
- оказание информационной, методической, консультативной помощи участникам процесса паспортизации и адаптации ОИ для инвалидов и других МГН, в том числе организация информационно-разъяснительной работы для граждан (инвалидов и членов их семей), для общественных объединений инвалидов;
- изучение и распространение передового опыта деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН, в том числе путем участия в совещаниях, конференциях, выставках, иных форумах и проектах;
- разработка и представление в Министерство предложений по совершенствованию деятельности на территории муниципалитета по формированию доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
2.5. Ряд практических работ по исполнению функций ГКУ НО УСЗН и решаемых ими задач в части паспортизации и классификации ОИ может быть возложено на специалистов учреждений социального обслуживания населения.
ГКУ НО УСЗН формирует сектор (3 - 4 чел.) по содействию в адаптации ОИ (далее - Сектор).
2.5.1. Задачами Сектора являются:
- участие в формировании и обновлении реестра ОИ, определение приоритетных объектов и услуг с точки зрения потребностей инвалидов;
- участие в паспортизации ОИ и услуг: в сборе, обработке, анализе и оценке информации о состоянии доступности ОИ и оказываемых ими услуг - путем анкетирования, обследования, экспертной оценки уровня доступности ОИ и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов;
- участие в подготовке проектов решений по адаптации приоритетных объектов социальной инфраструктуры и обеспечению доступности услуг - по результатам оценки состояния их доступности для различных категорий инвалидов;
- обобщение информации по результатам паспортизации ОИ на территории муниципального образования, а также проектов решений по их адаптации;
- представление информации и проектов управленческих решений в Комиссию для последующего утверждения в установленном порядке;
- исполнение требований документооборота в системе паспортизации и адаптации ОИ, в том числе путем размещения и обновления информации в автоматизированной информационной системе;
- участие в контроле исполнения решений по адаптации ОИ, а также в сборе и обработке первичной информации по исполнению соответствующих адресных программ (планов), подготовка сводной информации для ГКУ НО УСЗН с целью ее представления на заседании Комиссии;
- оказание информационной и консультативной помощи инвалидам и другим МГН, членам их семей, общественным организациям инвалидов, иным заинтересованным организациям;
- взаимодействие с подведомственными учреждениями (структурными подразделениями) органов исполнительной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления, общественными организациями инвалидов, учреждениями и организациями для решения вопросов паспортизации и адаптации ОИ.
3. Организация взаимодействия и координации
3.1. На уровне Нижегородской области:
а) взаимодействие органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления Нижегородской области по проведению паспортизации ОИ и услуг на территории Нижегородской области осуществляет совет по делам инвалидов при Губернаторе Нижегородской области;
б) координацию органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области по проведению паспортизации ОИ и услуг на территории Нижегородской области осуществляет Министерство, которое также обеспечивает организационно-методическое сопровождение данной деятельности.
3.2. На уровне муниципальных районов и городских округов:
а) взаимодействие структурных подразделений администрации муниципального образования и руководителей ОИ, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, находящихся на территории муниципального образования, осуществляет Комиссия;
б) координацию структурных подразделений администрации муниципального образования и руководителей ОИ, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, расположенных на территории муниципального образования, осуществляет ГКУ НО УСЗН муниципального образования
Нижегородской области, которое также обеспечивает организационно-методическое сопровождение данной деятельности.
4. Этапы проведения паспортизации
Проведение Паспортизации осуществляется поэтапно.
4.1. В рамках подготовительного (первого) этапа проводится комплекс мероприятий, направленных на сбор и систематизацию информации, необходимой для организации работ по Паспортизации.
4.1.1. Сбор информации о действующих на территории муниципального образования ОИ.
4.1.2. Выборка ОИ для проведения анкетирования и паспортизации.
4.2. В рамках выборочного (второго) этапа проводится комплекс мероприятий, направленных на сбор и анализ информации о размещенных на территории муниципального образования ОИ, предоставляемых ими услугах, с целью определения порядка и приоритетности последующих действий.
4.2.1. Обработка данных анкет ОИ, паспортов доступности ОИ, анализ представленной информации, формирование реестра ОИ.
4.2.2. Нанесение ОИ и информации о нем на "Карту доступности Нижегородской области".
4.2.3. Выборка ОИ для проведения обследования.
4.3. В рамках этапа экспертной оценки (третьего этапа) проводится комплекс мероприятий, направленных на оценку состояния доступности ОИ с определением мер по их адаптации.
4.3.1. Проведение обследования ОИ и формирование заключения о состоянии его доступности.
4.3.2. Получение и анализ дополнительных сведений об ОИ.
4.3.3. Определение мероприятий по адаптации ОИ.
4.4. В рамках заключительного (четвертого) этапа осуществляется принятие управленческих решений по адаптации ОИ:
4.4.1. Разработка, согласование и утверждение адресных программ и планов адаптации ОИ.
4.4.2. Реализация и текущий контроль исполнения адресных программ и планов.
4.4.3. Подведение итогов исполнения адресных программ и планов.
5. Проведение подготовительного этапа Паспортизации
5.1. При наличии в муниципальном образовании совещательного органа по созданию безбарьерной среды (Комиссии) необходимо дополнить его полномочия функциями по проведению паспортизации, актуализировать состав в зависимости от дополнительных задач, которые стоят перед муниципалитетом и совещательным органом, порядок его работы, полномочия и т.д.
В тех муниципальных образованиях области, где совещательного органа нет, - необходимо его создать.
5.2. Администрациями муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области (далее - Администрация) составляется список организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования, которым рассылаются следующие формы документов: информация об ОИ (приложение 2), анкета ОИ (приложение 3), паспорт ОИ (приложение 4) для заполнения.
В списке указываются даты рассылки (в нем же будут делаться отметки о дате получения заполненных форм).
5.3. Руководители ОИ направляют сведения: информация об ОИ, анкета ОИ, паспорт ОИ в ГКУ НО УСЗН для обработки данных об ОИ.
5.4. Формирование и ведение Реестра ОИ осуществляется ГКУ НО УСЗН по сведениям (приложениям 2, 3, 4), поступающим от руководителей подведомственных учреждений (структурных подразделений) органов исполнительной власти Нижегородской области по утвержденной форме.
Формирование и ведение Реестра осуществляется в виде сгруппированного списка по основным сферам жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных граждан в соответствии со следующей структурой:
- здравоохранение;
- образование;
- социальная защита населения;
- физическая культура и спорт;
- культура;
- объекты транспортной инфраструктуры;
- объекты информации и связи;
- жилые здания;
- объекты сферы услуг и потребительского рынка.
На подготовительном этапе формируется часть 1 "Общие сведения" Реестра ОИ (по утвержденной форме в формате EXCEL), который далее будет дополняться данными по результатам паспортизации.
На каждый объект, включенный в Реестр ОИ, Сектором формируется Паспорт доступности ОИ (приложение 4) - при этом заполняется его часть 1 "Общие сведения".
Документы формируются, как на бумажном носителе, так и в электронной форме.
Выборку ОИ из Реестра ОИ для их анкетирования (с учетом приоритетов и имеющихся ресурсов) осуществляет Сектор.
Решение о проведении анкетирования ОИ принимается ГКУ НО УСЗН.
6. Проведение выборочного (второго) этапа
6.1. Этот этап складывается из трех организационных периодов работы:
- анализа данных анкет ОИ, паспортов доступности ОИ, анализ представленной информации, формирование Реестра ОИ.
- выборка ОИ для обследования;
- нанесение ОИ и информации о нем на "Карту доступности Нижегородской области".
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
6.1. Сектор анализирует получаемую информацию об ОИ (приложение 2), анкеты к паспортам ОИ (приложение 3), паспорта ОИ (приложение 4).
6.2. В период обработки данных Сектором заполняется вторая часть Паспорта ОИ, 2 и 3 раздел Реестра ОИ "Характеристика деятельности учреждения, организации (по обслуживанию населения)" и первичная информация о состоянии доступности ОИ, в котором располагается учреждение или организация.
По результатам анализа данных определяется необходимость обследования ОИ, его очередность и предполагаемые сроки.
Дополнительно, для объективизации данных об ОИ и отражения их в Паспорте доступности ОИ могут быть запрошены графические материалы (из технического паспорта объекта) и фотоматериалы, либо указанные материалы получаются на следующем этапе паспортизации, в ходе обследования объекта.
6.3. Сведения об ОИ вносятся в Реестр ОИ специалистами Сектора.
Внесение сведений в Реестр ОИ в отношении одного ОИ осуществляется в одну строку Реестра. Внесение сведений в отношении одного ОИ в несколько строк Реестра ОИ, объединение строк и граф не допускается.
6.3.1. В Реестр включаются следующие сведения:
- общие сведения об ОИ (часть 1 Реестра): наименование, адрес, номер Паспорта доступности ОИ, наименование организации, расположенной в объекте социальной инфраструктуры, форма собственности организации, наименование вышестоящей организации, географические координаты (широта, долгота);
- характеристика деятельности по обслуживанию населения (раздел 2 части 1 Реестра): виды оказываемых услуг, категории населения, категории инвалидов, участие в реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
- состояние доступности ОИ (раздел 3 части 2 Реестра): вариант обустройства объекта, состояние доступности для различных категорий населения, нуждаемость и очередность адаптации;
- управленческое решение (раздел 4 части 2 Реестра): виды работ по адаптации, плановый период (срок) исполнения, ожидаемый результат по состоянию доступности, дата контроля, дата актуализации информации на карте доступности Нижегородской области.
Ведение Реестра ОИ осуществляется на протяжении всего периода проведения Паспортизации в соответствии с ее этапами.
6.4. На каждый ОИ, включенный в Реестр ОИ, формируется паспорт ОИ (приложение 4), являющийся основным учетным документом, содержащим информацию о состоянии доступности ОИ и доступности оказываемых им услуг.
Паспорт доступности формируется и ведется в электронном виде и на бумажном носителе.
6.5. ГКУ НО УСЗН проводит выборку приоритетных ОИ и представляет список в Комиссию для определения очередности их обследования.
Приоритетными признаются ОИ, участвующие в реализации реабилитационных услуг в рамках исполнения индивидуальных программ реабилитации инвалидов и детей инвалидов.
Кроме того, объектами, способствующими социальной интеграции инвалидов, являются: объекты и средства связи и информации, объекты транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры, жилые здания и помещения, объекты потребительского рынка и сферы услуг, места приложения труда.
Решение о приоритетности объектов и предоставляемых ими услуг согласуется с районными (городскими) общественными организациями инвалидов.
7. Проведение экспертной оценки (третьего этапа)
7.1. Третьим этапом паспортизации является этап экспертной оценки состояния доступности ОИ. Он проводится путем обследования ОИ. Обследование объекта проводится с целью объективизации данных и формирования заключения о состоянии доступности ОИ и доступности предоставляемых им услуг, а также для решения вопроса о необходимости и очередности адаптации ОИ или обеспечения доступности услуг путем организации иного (альтернативного) формата предоставления соответствующих услуг инвалидам и другим МГН.
7.2. Для проведения обследования (на основании списка приоритетных ОИ для обследования) рабочей группой формируется План-график на определенный промежуток времени (месяц, квартал, полугодие, год) с указанием наименования объекта, адреса расположения и иных координат для связи, и даты обследования. Дата обследования согласовывается с руководством объекта (учреждения, организации) и сообщается членам рабочей группы.
План-график проведения обследования ОИ утверждается Комиссией.
7.3. В начале обследования руководителем рабочей группы (сотрудником ГКУ НО УСЗН), организуется инструктаж членов рабочей группы о задачах и общем порядке проведения обследования ОИ.
На каждом объекте руководителем группы проводится краткое установочное совещание с участием всех членов рабочей группы, в том числе привлеченных представителей обследуемого объекта, конкретизируются задачи (с учетом результатов анкетирования объекта), уточняется порядок проведения обследования на данном ОИ, порядок обсуждения и оформления результатов.
По результатам обследования рабочей группой оформляется акт обследования ОИ к паспорту доступности ОИ (далее - Акт обследования ОИ) (приложении 5).
7.4. В ходе обследования выполняется фотографирование основных структурно-функциональных зон и функционально-планировочных элементов. У руководителя объекта запрашивается поэтажный план здания (из технического паспорта). Эти материалы прилагаются к Акту обследования ОИ.
7.5. По результатам обследования, оценки технической документации рабочей группой готовится проект заключения о состоянии доступности ОИ для инвалидов и других МГН, а также предложения по его адаптации:
- по обустройству в порядке текущего или капитального ремонта;
- по приобретению технических средств для адаптации (в том числе технических средств реабилитации для индивидуального обслуживания);
- по организации альтернативных форм обслуживания (в случае отсутствия возможности обустройства здания - в силу конструктивных, архитектурно-планировочных, или финансовых причин).
7.6. В сложных случаях для принятия решения о технической возможности обустройства здания, помещений, ряда функционально-планировочных элементов дополнительно могут быть запрошены: информация по результатам технической экспертизы здания, заключение органов строительного надзора и экспертизы, архитектуры, а также охраны и использования памятников истории и культуры; при необходимости определения объема работ и их финансового обеспечения может быть заказана разработка проектно-сметной документации. Для решения ряда организационных вопросов, в том числе о возможностях организации альтернативной формы обслуживания инвалидов и других МГН, может потребоваться согласование с вышестоящей (над учреждением обследуемого объекта) организацией.
7.7. Акт обследования ОИ подписывается руководителем и всеми членами рабочей группы, принимавшими участие в ее работе, в том числе представителем обследованного ОИ, утверждается директором ГКУ НО УСЗН.
Акт обследования ОИ составляется в двух экземплярах: один - для включения в Паспорт доступности ОИ и хранения в ГКУ НО УСЗН, при необходимости - для представления на Комиссии; второй - для руководства ОИ для организации исполнения рекомендаций, содержащихся в Акте обследования ОИ.
7.8. Итоговое заключение о состоянии доступности и возможности адаптации ОИ, требующей значительных финансовых вложений, сложных организационных решений, межведомственного согласования, выносится на обсуждение и принятие решения Комиссией.
7.9. Информация из представленной руководителем Анкеты ОИ и Акта обследования ОИ является основой составления Паспорта доступности ОИ и Реестра ОИ.
7.10. По результатам анализа Акта обследования ОИ вносятся дополнительные сведения в Паспорт доступности ОИ и в Реестр ОИ (в раздел 3 "Состояние доступности объекта").
7.11. Ежемесячно по результатам анкетирования и обследования ОИ специалистами Сектора готовится Сводка по результатам работы за истекший месяц (квартал, полугодие, год).
В Сводке указывается:
- количество анкетированных ОИ,
- количество обследованных ОИ,
- количество составленных паспортов доступности ОИ;
- количество объектов, информация о которых размещена в Реестре ОИ и на сайте "Карта доступности Нижегородской области".
7.12. Одновременно, Сектором готовится план работ на следующий месяц, в том числе список ОИ для анкетирования, список ОИ для обследования и План-график (к следующему временному периоду работы).
7.13. Сводка по результатам работы за истекший месяц (квартал, полугодие, год) направляется ГКУ НО УСЗН в Министерство до 5 числа месяца следующего за отчетным.
8. Этап управленческих решений (завершающий этап)
8.1. Этап управленческих решений складывается из следующий периодов:
- разработки, согласования и утверждения адресных программ и планов адаптации ОИ и обеспечения доступности услуг для инвалидов и других МГН (в порядке их текущего, капитального ремонта, реконструкции или проведения организационных мероприятий),
- реализации и текущего контроля исполнения программ и планов,
- подведения итогов исполнения программ и планов.
8.2. По результатам анализа решений по состоянию доступности обследованных ОИ и возможности их адаптации, сотрудниками Сектора готовится сводная информация о необходимых проектно-сметных, строительных, ремонтных работах, об иных формах адаптации ОИ (с использованием технических средств) либо организационных решениях по формату предоставления услуг.
Сводная информация является основой разработки рабочей группой проектов адресных программ (планов) адаптации ОИ и обеспечения доступности услуг (приложение 6).
Проекты программ (планов) представляются на заседании Комиссии, далее согласовываются и утверждаются администрацией муниципального образования в установленном порядке.
8.3. В период исполнения адресной программы (плана) может быть установлен текущий контроль со стороны координатора - ГКУ НО УСЗН, со сбором информации от исполнителей с установленной Комиссией периодичностью, с представлением информации на заседаниях Комиссии, в том числе с заслушиванием исполнителей отдельных мероприятий адресной программы (плана), с представлением соответствующих аналитических записок координатором.
8.4. По итогам исполнения адресной программы (плана) готовится отчет (приложение 7), который также обсуждается на заседании Комиссии.
8.5. Отчет представляется в Министерство.
8.6. Итоговый сводный отчет по исполнению Администрациями адресных программ (планов) представляется Министерством на заседании совета по делам инвалидов при Губернаторе Нижегородской области.
8.7. По результатам исполнения адресных программ (планов) принимаются решения о корректировке данных в Паспортах доступности ОИ и Реестре ОИ, а также размещается информация на сайте "Карта доступности Нижегородской области".
8.8. По завершении каждого календарного года ГКУ НО УСЗН по результатам паспортизации и адаптации ОИ и услуг готовится сводная статистическая информация и заполняется статистическая форма "Информация о состоянии доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на территории в году" (приложение 8) с расчетом показателей доступности.
9. Технология оценки состояния доступности и классификация ОИ и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения
Если ОИ занимает только часть объекта недвижимости (здания, сооружения, участка), то с точки зрения оценки доступности ОИ и оказываемых на нем услуг для инвалидов и других МГН, следует описывать (в информации об ОИ, анкете ОИ, Паспорте ОИ, акте обследования ОИ), состояние доступности этой части здания или сооружения (ОИ - учреждение), и дополнительно пути движения к нему - через другие части здания и прилегающего к нему участка (территории). При этом, "зона ответственности" руководителя организации, занимающей часть объекта недвижимости, с точки зрения обеспечения доступности объекта и услуг, распространяется на занимаемые помещения, часть здания. А пути движения к этой "части здания" (в данном случае самостоятельному ОИ) находятся в "зоне ответственности" организации, в чьем ведении находится все здание и прилегающий к нему участок. Эти особенности и взаимоотношения должны быть отмечены при описании и оценке состояния доступности ОИ.
Если учреждение или организация занимает несколько зданий и сооружений (как на единой территории, так и территориально разделенные - то есть расположенные в отдалении), то каждое самостоятельное здание (сооружение) и прилегающий к нему участок описываются и оцениваются с точки зрения доступности для МГН как несколько (разных) ОИ.
При отсутствии у организации, в чьем ведении находится здание, закрепленного участка (прилегающей территории), "зона ответственности" за доступность участка, прилегающего к соответствующему объекту недвижимости, на руководителя организации и его вышестоящую организацию не распространяется. При оценке доступности ОИ информация об этом указывается в документах (анкете - информации об ОИ, акте обследования ОИ), где отмечается необходимость оценки состояния доступности и, при необходимости, адаптации прилегающего участка. Однако, ответственность за состояние участка и организацию работ по его адаптации возлагается на организацию, в чьем ведении находится этот участок.
Анализ нормативных документов в проектировании и строительстве позволил выделить основные компоненты и параметры зданий и сооружений: структурно-функциональные зоны и элементы, подлежащие оценке с точки зрения состояния доступности ОИ и его адаптации для инвалидов и других МГН.
В таблице 5 представлена классификация основных структурно-функциональных зон и элементов зданий и сооружений, подлежащих адаптации для инвалидов и других МГН. Соответственно, именно эти структурные элементы нуждаются в оценке состояния их доступности - с точки зрения соответствия действующим нормативным документам в строительстве.
Выделяют следующие 6 основных структурно-функциональных зон ОИ (частей объекта социальной инфраструктуры):
1. Территория, прилегающая к зданию (участок),
2. Вход (входы) в здание,
3. Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации),
4. Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта),
5. Санитарно-гигиенические помещения,
6. Система информации на объекте (устройства и средства информации и связи и их системы).
По каждой из перечисленных зон выделены общие требования к оценке ее состояния доступности, а также определены функционально-планировочные элементы (составные части зоны, оцениваемые с точки зрения доступности) и параметры их оценки.
Зона 1 "Территория, прилегающая к зданию (участок)" состоит из следующих функционально-планировочных элементов:
1.1. Вход (входы) на территорию (прилегающую к зданию),
1.2. Путь (пути) движения на территории,
1.3. Лестница (наружная),
1.4. Пандус (наружный),
1.5. Автостоянки и парковки.
Таблица 5 - Основные структурно-функциональные зоны
и элементы зданий и сооружений,
подлежащие адаптации для инвалидов и других МГН
N п/п |
Основные структурно-функциональные зоны ОИ (их виды) |
Функционально-планировочные элементы зоны (и их особенности) |
|
1 |
Территория, прилегающая к зданию (участок) |
1.1. Вход (входы) на территорию |
|
1.2. Путь (пути) движения на территории | |||
1.3. Лестница (наружная) | |||
1.4. Пандус (наружный) | |||
1.5. Автостоянка и парковка | |||
2 |
Вход (входы) в здание |
2.1. Лестница (наружная) |
|
2.2. Пандус (наружный) | |||
2.3. Входная площадка (перед дверью) | |||
2.4. Дверь (входная) | |||
2.5. Тамбур | |||
3 |
Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации) |
3.1. Коридор (вестибюль, зона ожидания, галерея, балкон) |
|
3.2. Лестница (внутри здания) | |||
3.3. Пандус (внутри здания) | |||
3.4. Лифт пассажирский (или подъемник) | |||
3.5. Дверь | |||
3.6. Пути эвакуации (в т.ч. зоны безопасности) | |||
4 |
Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта) |
Вариант I - зона обслуживания граждан (в том числе инвалидов и других МГН) |
4.1. кабинетная форма обслуживания |
4.2. зальная форма обслуживания | |||
4.3. прилавочная форма обслуживания | |||
4.4. форма обслуживания с перемещением по маршруту | |||
4.5. кабина индивидуального обслуживания | |||
Вариант II - места приложения труда | |||
Вариант III - жилые помещения | |||
5 |
Санитарно-гигиенические помещения |
5.1. Туалетная комната |
|
5.2. Душевая/ванная комната | |||
5.3. Бытовая комната (гардеробная) | |||
6 |
Система информации на объекте |
6.1. Визуальные средства |
|
6.2. Акустические средства | |||
6.3. Тактильные средства |
В качестве основных требований к этой зоне определяется наличие:
- хотя бы одного входа (въезда) на территорию объекта (на прилегающую к зданию территорию), приспособленного для всех категорий граждан (инвалидов и других МГН);
- наличие путей движения для МГН (транспортных и пешеходных; с возможностью их совмещения);
- выделенных и маркированных мест (хотя бы одного) для транспорта инвалидов;
- наличие мест отдыха (рекомендуется).
Описание основных требований к зоне "Территория, прилегающая к зданию (участок)", а также параметров оценки состояния доступности ее основных функционально-планировочных элементов дано в таблице в приложении Б.1.
Зона 2 "Вход (входы) в здание".
Основным требованием к зоне 2 является наличие в здании как минимум одного входа, доступного для всех категорий инвалидов (с различными видами нарушений здоровья) и других МГН. При наличии нескольких входов в здание, как правило, выбирается вход, максимально приближенный к уровню земли и более других отвечающий требованиям доступности основных параметров по входной зоне.
К основным функционально-планировочным элементам зоны "Вход в здание" относятся:
2.1. Лестница (наружная),
2.2. Пандус (наружный),
2.3. Входная площадка (перед дверью),
2.4. Дверь (входная),
2.5. Тамбур.
При входе с уровня поверхности земли элементы 2.1 - 2.3 могут отсутствовать; при наличии лестницы, необходимо ее дублирование пандусом. Элемент 2.5 оценивается при его наличии.
Подробное описание параметров оценки состояния доступности каждого функционально-планировочного элемента зоны 2 дано в таблице в приложении Б.2.
Зона 3 "Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации)".
С точки зрения доступности оценивается путь движения внутри здания к месту целевого назначения (целевого посещения) этого объекта - то есть к зоне 4, а также (при наличии адаптированной или универсальной санитарно-гигиенической зоны) путь движения к санитарно-гигиеническим помещениям.
Среди основных требований к зоне 3 важно отметить следующие: при отсутствии специально выделенных путей эвакуации и зон безопасности в здании, требования к пути движения расширяются до требований к путям эвакуации (или, наоборот, требования к путям эвакуации распространяются на пути движения внутри здания к месту целевого посещения и обратно к входу/выходу).
Основными функционально-планировочными элементами зоны 3 "Пути движения внутри здания" являются:
3.1. Коридор (вестибюль, зона ожидания, галерея, балкон),
3.2. Лестница (внутри здания),
3.3. Пандус (внутри здания),
3.3. Лифт пассажирский (или подъемник),
3.4. Дверь (двери - если несколько на одном пути движения),
3.5. Пути эвакуации (в т.ч. зоны безопасности).
Подробные характеристики оцениваемых с точки зрения доступности параметров функционально-планировочных элементов зоны 3 даны в таблице в приложении Б.3.
Зона 4 "Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта)"
Основной зоной любого объекта социальной инфраструктуры (как жилого здания, мест приложения труда, так и здания общественного назначения: учреждения здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта, объекта торговли и бытового обслуживания - любого социально значимого объекта) является место целевого назначения (или место целевого посещения) этого объекта. Это может быть место предоставления услуги, а также место приложения труда, место получения образования, либо место жительства (жилые помещения). В Методической рекомендации определено наименование указанной зоны в соответствии с основным ее системообразующим признаком и в соответствии с формулировкой, использованной в разделе 7 СП 59.13330.2012 ("места целевого посещения") и в п. 1.7.1 СП 35-201-2001 ("места целевого назначения или обслуживания").
Название зоны "Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта)" позволяет определить и основное требование к состоянию доступности объекта в соответствии с его назначением - доступность мест целевого назначения объекта и путей движения к ним. При технической невозможности обеспечить доступность и удобство для всех категорий граждан мест целевого назначения (или целевого посещения) необходимо предложить организацию специально выделенной зоны или участка (например, у входной зоны) либо обеспечить предоставление соответствующей услуги (услуг) в иной, альтернативной форме: дистанционно, на дому, или в ином месте пребывания гражданина.
Места целевого назначения могут быть универсальными для обслуживания всех категорий посетителей, либо выделенными - специальными для инвалидов и других МГН, в том числе вблизи входов. Помещения для инвалидов на креслах-колясках размещают на уровне входа, ближайшего к поверхности земли; при ином размещении помещений по высоте здания (выше или ниже первого этажа), кроме лестниц, предусматривают пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов на колясках (в том числе индивидуальные средства, например лестницеходы - "скаломобили"),
С учетом целевого назначения могут быть выделены следующие виды мест целевого назначения - варианты зоны 4:
Вариант I - зона обслуживания граждан (инвалидов и других МГН),
Вариант II - места приложения труда,
Вариант III - жилые помещения.
Вариант I - зона обслуживания: представлена, как правило, в общественных зданиях и сооружениях - на объектах социально-культурного и коммунально-бытового назначения (в том числе на объектах здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта, а также на объектах транспортной инфраструктуры, торговли, общественного питания, делового, административного, финансового, религиозного назначения).
Общие требования к зонам обслуживания граждан предусматривают не менее 5% мест для инвалидов и других МГН от общей вместимости учреждения или расчетного количества посетителей (в том числе при выделении зон специализированного обслуживания МГН в здании). При наличии нескольких идентичных мест (приборов, устройств) для обслуживания посетителей, 5% из них проектируются или организуются так, чтобы инвалид мог ими воспользоваться.
С точки зрения обеспечения безопасности посетителей с нарушениями состояния здоровья и мобильности, места обслуживания и постоянного нахождения инвалидов располагают на минимальных расстояниях от эвакуационных выходов из помещений, а также с этажей и из зданий - наружу.
Зона обслуживания может быть представлена в различных формах, соответственно, в ней выделяются различные функционально-планировочные элементы и параметры их доступности. С точки зрения архитектурно-планировочных и организационных решений доступности могут быть следующие (основные) формы обслуживания:
4.1. кабинетная форма обслуживания,
4.2. зальная форма обслуживания,
4.3. прилавочная форма обслуживания,
4.4. форма обслуживания с перемещением по маршруту,
4.5. кабина индивидуального обслуживания.
Кабинетная форма обслуживания представлена чаще всего в амбулаторных учреждениях здравоохранения, социальной защиты населения, органах власти.
Зальная форма обслуживания представлена в учреждениях культуры (театральный, концертный зал, зал музея), на объектах транспортной инфраструктуры (залы ожидания на железнодорожном и автовокзале, в аэропорту), на физкультурно-оздоровительных и спортивных объектах (спортивный, тренажерный зал), в учреждениях образования (лекционный зал), а также в учреждениях торговли и общественного питания (зал для посетителей, торговый зал).
Прилавочная форма обслуживания представлена в учреждениях культуры (кассы кинотеатра, театра, музея), на объектах транспортной инфраструктуры (кассы по продаже билетов на железнодорожном и автовокзале, в аэропорту), в учреждениях и организациях торговли, на объектах связи, в финансово-кредитных организациях (это, в частности, прилавок в магазине, киоске, на почте, в сберкассе), в медицинских и иных социальных учреждениях (регистратура, окно по обслуживанию посетителей в аптеке, в многофункциональном центре) и других.
Форма обслуживания с перемещением по маршруту может быть представлена в магазинах самообслуживания, в библиотеках, музеях, на вокзальных комплексах и в аэропортах.
Кабина индивидуального обслуживания может быть в виде примерочной кабины, кабины фото-автомата, кабины для голосования.
Вариант II - места приложения труда, и соответствующие им параметры используются в оценке состояния доступности рабочих мест (участков, цехов, предприятий и организаций, использующих труд инвалидов), а также для оценки состояния доступности учебных мест в учебных заведениях начального, среднего, высшего и дополнительного образования.
Вариант III - жилые помещения; параметры, определяющие доступность в этом варианте, используются для описания состояния доступности как жилых помещений в жилых домах, так и жилых помещений в гостиницах, пансионатах, домах отдыха, в стационарных учреждениях социального обслуживания и иных интернатных учреждениях, а также для оценки состояния доступности отделений временного проживания и стационарного обслуживания в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания.
Различные варианты зон целевого назначения и, в частности, зоны обслуживания посетителей представлены в таблицах в приложении Б.4.
Зона 5 "Санитарно-гигиенические помещения"
К общим требованиям по этой зоне относится требование о наличии на ОИ (особенно на объекте, предназначенном для обслуживания посетителей) как минимум одной универсальной кабины для МГН (в том числе доступной для пользования инвалидами на кресле-коляске). Так, не менее одной универсальной кабины должно быть предусмотрено в общественных туалетах, в общественных зданиях (при численности посетителей 50 и более человек, при нахождении их в здании 60 минут и более), в производственных зданиях (на каждом этаже, где работают инвалиды).
К функционально-планировочным элементам зоны 5 относятся:
5.1 Туалетная комната,
5.2 Душевая/ванная комната,
5.3 Бытовая комната (гардеробная).
Подробное описание параметров и требований доступности зоны 5 представлено в таблице в приложении Б.5.
Зона 6 "Система информации на объекте"
К системе информации на объекте отнесены устройства, средства информации, связи и их системы. С учетом особых требований к ним для инвалидов с особенностями восприятия (нарушениями сенсорных функций: зрения, слуха), должны быть представлены как минимум 3 вида устройств и средств информации на объекте:
6.1. визуальные средства;
6.2. акустические средства;
6.3. тактильные средства.
Система средств информации зон и помещений должна обеспечивать:
- непрерывность информации (на всех путях движения МГН), своевременное ориентирование и однозначное опознание объектов и мест посещения;
- предусматривать возможность получения информации как о предоставляемых услугах (перечне и порядке предоставления), так и о размещении и назначении функциональных элементов на объекте, о расположении путей эвакуации, в том числе предупреждать об опасности в экстремальных ситуациях.
Системы средств информации должны быть комплексными - для всех категорий инвалидов (визуальными, звуковыми, тактильными).
Знаки и символы должны быть идентичными в пределах здания, комплекса сооружений, района расположения объектов; они должны соответствовать нормативным документам по стандартизации.
Подробное описание устройств и средств информации и параметров зоны 6, требований доступности к ним представлено в таблице в приложении Б.6.
Из перечисленных 6 функциональных зон основными, обеспечивающими (согласно СНиП и СП) досягаемость мест основного назначения и основного посещения здания, а также безопасность являются 3 зоны:
- 2 "Вход (входы) в здание",
- 3 "Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации)",
- 4 "Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта)".
Остальные 3 зоны, по классификации критериев доступности (по СНиП и СП) в большей степени обеспечивают дополнительные критерии доступности:
- требования информативности - зона 6 "Система информации на объекте (устройства и средства информации и связи и их системы)",
- требования удобства и комфортности - зона 1 "Территория, прилегающая к зданию" (участок, включая автостоянки и места отдыха), а также зона 5 "Санитарно-гигиенические помещения".
Специальные требования, развивающие и расширяющие основные требования, положенные в основу оценки состояния доступности ОИ, в зависимости от функционального назначения различных зданий, приводятся в специальных сводах правил (СП 35-102-2001, СП 35-103-2001, СП 35-104-2001 и иных сводах правил в проектировании и строительстве), а также в методических документах - рекомендациях по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов (в том числе по отдельным видам жилых, общественных и производственных зданий и сооружений). Указанные документы и их положения являются предметом деятельности специалистов в области проектирования и строительства.
Согласно СП 35-101-2001 (п. 1.6) при обустройстве ОИ допускается возможность выбора вариантов проектных решений исходя из комплекса требований, предъявляемых к проектируемому или реконструируемому объекту с целью обеспечения доступа к нему и использования его маломобильными гражданами.
"В зависимости от расчетного числа инвалидов, от финансовых возможностей заказчика и функциональной структуры здания, сооружения рекомендуется предусматривать один из двух вариантов организации доступности (не учитывая обслуживания на дому):
вариант "А" - доступность для инвалидов любой жилой ячейки в жилище, любого места обслуживания в общественном здании, любого места приложения труда. При этом, должно предусматриваться устройство: общих универсальных путей движения, доступных для всех категорий населения, в том числе инвалидов; приспособленных для нужд инвалидов всех или специально выделенных из общего числа жилых помещений и мест обслуживания; специально приспособленных мест приложения труда;
вариант "Б" - выделение в уровне входной площадки специальных помещений, зон или блоков, приспособленных и оборудованных для инвалидов. Следует предусматривать устройство специальных входов, специально обустроенных параллельных путей движения и мест обслуживания для лиц с нарушениями здоровья". Схематично оба варианта организации доступности представлены на рисунке 5. Как показано на рисунке:
- по варианту "А" обустраиваются все структурно-функциональные зоны: участок (территория, прилегающая к зданию); вход в здание; пути движения внутри здания; зона целевого назначения (оказания услуг); санитарно-гигиенические помещения и средства информации на объекте.;
- по варианту "Б", как минимум, должны быть обустроены вход в здание и специально выделенная зона оказания услуг (как правило, максимально приближенная к входу); при этом также должна быть обеспечена информация о доступном входе и выделенной зоне оказания услуг.
И в первом, и во втором варианте обустройство может быть универсальным (для всех категорий инвалидов) либо специальным - избирательным (для отдельных категорий инвалидов с учетом вида нарушений здоровья и мобильности).
Рисунок 4 - Варианты соотношения понятий объект социальной инфраструктуры - здание (объект недвижимости) - учреждение
1 - Территория, прилегающая к зданию (участок)
2 - Вход в здание
3 - Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации)
4 - Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта)
Рисунок 5 - Варианты организации доступности объектов социальной инфраструктуры
Одна организация (или учреждение) может занимать один объект недвижимости полностью или часть его, а также несколько объектов недвижимости. А также, на одном объекте недвижимости может располагаться один или несколько ОИ (одна или несколько организаций, учреждений). Для удобства восприятия и оценки соотношений "объект инфраструктуры - объект недвижимости - организация (учреждение)" на рисунке 4 схематически представлено соотношение этих понятий и их вариантов.
Как видно из схемы, ОИ может занимать здание или сооружение:
1) полностью: это может быть одно из зданий, сооружений, находящихся в ведении (в оперативном управлении, в собственности) учреждения, организации (вариант 1 на рисунке 4); в этом случае у одной организации есть несколько ОИ, и каждый из объектов недвижимости (каждое здание) рассматривается как самостоятельный ОИ со своими характеристиками (в том числе спектром оказываемых услуг населению), самостоятельными результатами оценки доступности и необходимыми мерами адаптации;
2) полностью - единственное здание у учреждения (вариант 2 на рисунке 4); в этом случае понятия "ОИ - здание - учреждение" полностью совпадают;
3) частично: часть здания или сооружения (один этаж или несколько этажей, или только несколько помещений в здании, на участке, прилегающем к зданию); ОИ в данном случае - часть здания, занимаемая конкретным учреждением.
10. Классификатор объектов социальной инфраструктуры по уровню доступности для инвалидов: технология комплексной оценки и определения необходимых мероприятий по адаптации
Анализ действующих документов в проектировании и строительстве и их актуализированных версий явился основой для разработки технологии оценки состояния доступности объекта социальной инфраструктуры (ОИ) и предоставляемых им услуг, а также направлений и видов работ по адаптации ОИ с учетом потребностей инвалидов.
В основу сводной оценки положены параметры доступности основных структурно-функциональных зон и планировочных элементов этих зон в соответствии с требованиями нормативных документов в строительстве (с учетом основных критериев для различных категорий инвалидов: с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе при передвижении на кресле-коляске; с нарушениями зрения; нарушениями слуха; нарушениями умственного развития).
При оценке параметров доступности учитываются в первую очередь требования СП 59.13330.2012, согласно которому "проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать:
- досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;
- безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда;
- своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе;
- удобство и комфорт среды жизнедеятельности".
Необходимость безусловного исполнения требований досягаемости и безопасности, как подчеркивалось выше, указана в ст. 30 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Повышение качества архитектурной среды достигается при соблюдении доступности, безопасности, удобства и информативности зданий для нужд инвалидов и других МГН без ущемления соответствующих прав и возможностей других людей, находящихся в этих зданиях.
По степени значимости перечисленные критерии имеют следующий порядок приоритетов:
1) доступность, 2) безопасность, 3) информативность, 4) комфортность (удобство).
1. Критерий доступности содержит требования:
- беспрепятственного движения по коммуникационным путям, помещениям и пространствам;
- достижения места целевого назначения или обслуживания и пользования предоставленными возможностями;
- возможности воспользоваться местами отдыха, ожидания и сопутствующего обслуживания.
2. Под безопасностью понимается создание условий проживания, посещения места обслуживания или труда без риска быть травмированным каким-либо образом или причинить вред своему имуществу, а также нанести вред другим людям, зданию или оборудованию.
Основными требованиями критерия безопасности являются:
- возможность избежать травм, ранений, увечий, излишней усталости и т.п. из-за свойств архитектурной среды зданий (в том числе используемых отделочных материалов);
- возможность своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска;
- отсутствие плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения;
- предупреждение потребителей о зонах, представляющих потенциальную опасность;
- пожарная безопасность.
3. Информативность обеспечивает разностороннюю возможность своевременного получения, осознания информации и соответствующего реагирования на нее.
Требования критерия информативности включают в себя:
- использование средств информирования, соответствующих особенностям различных групп потребителей;
- своевременное распознавание ориентиров в архитектурной среде общественных зданий;
- точную идентификацию своего места нахождения и мест, являющихся целью посещения;
- возможность эффективной ориентации - как в светлое, так и в темное время суток;
- возможность иметь непрерывную информационную поддержку на всем пути следования по зданию.
Размещение и характер исполнения элементов информационного обеспечения должны учитывать:
- расстояние, с которого сообщение может быть эффективно воспринято;
- углы поля наблюдения, удобные для восприятия зрительной информации;
- ясное начертание и контрастность, а при необходимости - рельефность изображения;
- соответствие применяемых символов или пластических приемов общепринятому значению;
- исключение помех восприятию информационных средств (бликование указателей, слепящее освещение, совмещение зон действия различных акустических источников, акустическая тень).
4. Уровень комфортности архитектурной среды в проекте оценивается как с физической, так и с психологической позиций.
Критерий комфортности (удобства) содержит следующие основные требования:
- создание условий для минимальных затрат и усилий МГН на удовлетворение своих нужд;
- обеспечение своевременной возможности отдыха, ожидания и дополнительного обслуживания, обеспечение условий для компенсации усилий, затраченных на движение и получение услуги;
- сокращение времени и усилий на получение необходимой информации.
Нижним пределом комфортности (удобства) следует считать уровень условий, при которых получение или предоставление необходимой информации не может быть признано дискомфортным (неудобным).
Повышение комфортности рекомендуется осуществлять путем: сокращения необходимого пути и времени для получения на одном месте нескольких услуг, увеличения числа мест отдыха, получения заблаговременно нужной информации, применения необходимого и эргономичного оборудования и др.".
Указанные критерии должны учитываться не только при вынесении решения о состоянии доступности, но и при разработке проектов решений по адаптации объектов. Подтверждением этому является тот факт, что в СП 31-102-99 (актуализированном в 2009 году), критерии досягаемости, безопасности, информативности и комфортности (удобства) описаны в разделе (5) "Направления адаптации".
Формируемые на этапах работы по паспортизации ОИ и услуг документы фактически содержат технологию оценки состояния доступности ОИ, а также технологию выработки решения по его адаптации.
В данном случае применен организационно-технологический прием последовательного сбора и наполнения информации об ОИ: от получения сведений путем анкетирования (сбора информации об ОИ) от руководителя организации, расположенной на объекте, до последующей объективизации этой информации в процессе обследования ОИ рабочей группой - с оценкой состояния доступности основных структурно-функциональных зон и функционально-планировочных элементов объекта и разработкой проекта решения по его адаптации (при необходимости - организация согласования этого проекта решения). Итоговая информация о каждом объекте размещается в Паспорте доступности ОИ; сводные данные ложатся в основу разработки проекта управленческого решения - проекта Адресной программы (плана) мероприятий по адаптации. Конкретные виды работы, отраженные в указанной программе (плане) соответствуют решениям, отраженным в разделе 4 "Управленческое решение (проект)" в Акте обследования ОИ, а также в аналогичных разделах Паспорта доступности ОИ и Реестра ОИ.
В каждом из заполняемых в процессе паспортизации ОИ документов: Паспорте доступности ОИ (приложение 4), Анкете (информации об ОИ) к паспорту доступности ОИ (приложение 3) и Акте обследования объекта ОИ к паспорту доступности ОИ (приложение 5) - представлен раздел 3 "Состояние доступности объекта". В нем последовательно заполняются пункты и подпункты:
3.1. Путь следования к объекту пассажирским транспортом (описывается маршрут движения с использованием пассажирского транспорта); наличие адаптированного пассажирского транспорта к объекту;
3.2. Путь к объекту от ближайшей остановки пассажирского транспорта:
3.2.1. расстояние до объекта от остановки транспорта (м),
3.2.2. время движения (пешком) в минутах,
3.2.3. налич
<< Назад |
>> 11. Заключительная часть |
|
Содержание Приказ Министерства социальной политики Нижегородской области от 21 июня 2013 г. N 579 "Об утверждении методических рекомендаций... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.