Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 9
к постановлению Руководителя Администрации
Подольского муниципального района
от 15 июля 2010 г. N 1429
Порядок
оказания муниципальных услуг в отделении сестринского ухода, предоставляемых бюджетными учреждениями Подольского муниципального района в отрасли здравоохранения
1. Общие положения
1.1. Разработчик Порядка оказания муниципальных медицинских услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями Подольского муниципального района в отрасли здравоохранения (далее Порядок) - Управление здравоохранения Администрации Подольского муниципального района.
1.2. Область применения Порядка: настоящий порядок распространяется на услуги в области здравоохранения, предоставляемые населению муниципальными учреждениями здравоохранения (далее - учреждения), и устанавливает основные положения, определяющие качество предоставления услуг в области здравоохранения, в том числе оказание круглосуточной помощи в отделении сестринского ухода.
1.3. Термины и определения: термины и определения, используемые в настоящем порядке, закреплены отраслевым стандартом ОСТ ТУ 91500.01.0005-2001 "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении", утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 N 12.
1.3.1. медицинская деятельность - деятельность, направленная на оказание медицинских услуг;
1.3.2. безопасность - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба;
1.3.3. требование - положение нормативного документа, содержащее критерии, которые должны быть соблюдены;
1.3.4. эффективность медицинской помощи - величина (размер) медицинской помощи, при которой соответствующий тип медицинского обслуживания и помощи достигает своей цели - улучшения состояния пациента;
1.3.5. медицинские работники - сотрудники медицинского учреждения, имеющие непосредственное отношение к оказанию медицинских услуг;
1.3.6. пациент - потребитель медицинской услуги, обращающийся в медицинское учреждение или к медицинскому работнику за медицинской помощью;
1.3.7. медицинская услуга - мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
1.4. Нормативные правовые акты, регламентирующие качество предоставления услуг:
1.4.32. Конституция Российской Федерации;
1.4.33. "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 г. N 5487-1 (в последующих редакциях);
1.4.34. Федеральный закон Российской Федерации от 22.06.1998 г. N 86-ФЗ (в последующих редакциях) "О лекарственных средствах";
Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ Федеральный закон Российской Федерации от 22.06.1998 г. N 86-ФЗ признан утратившим силу с 1 сентября 2010 г.
1.4.35. Федеральный закон Российской Федерации от 30.03.1995 г. N 38-ФЗ (в последующих редакциях) "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)";
1.4.5. Федеральный закон Российской Федерации от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ (в последующих редакциях) "О лицензировании отдельных видов деятельности";
1.4.6. Закон Московской области от 11.11.2005 г. N 240/2005-ОЗ "О здравоохранении в Московской области";
1.4.7. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 г. N 30 (в последующих редакциях) "Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности";
1.4.8. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 г. N 32 (в последующих редакциях) "Об утверждении положения о лицензировании технического обслуживания медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя";
1.4.9. Постановление Правительства Московской области от 30.12.2009 г. N 1199/54; "О Московской областной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год";
1.4.10. Приказ Минздрава России от 31.07.2000 г. N 303 "О введении в действие отраслевого стандарта "Технологии выполнения простых медицинских услуг. Общие требования" (ОСТ 9100.0004-2000);
1.4.11. Приказ Минздрава России от 10.04.2001 г. N 113 "О введении в действие отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги". (ОК ПМУ 91500.09.0001-2001);
1.4.12. Правила сбора, хранения и удаления отходов в лечебно-профилактических учреждениях. СанПиН-2.1.7.728-99.
1.5. Основные факторы качества, используемые в стандарте:
1.5.1. наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение здравоохранения;
1.5.2. организационно-технические условия и материально-техническое оснащение, включая оборудование, инструменты, транспорт и документацию, обеспечивающие использование медицинских технологий, разрешенных к применению Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
1.5.3. укомплектованность специалистами и их квалификация;
1.5.4. состояние информации порядке и правилах предоставления услуг населению;
1.5.5. наличие собственной и внешней систем контроля деятельности учреждения.
2. Требования к качеству оказания услуг
2.1. Сведения об услуге.
Наименование услуги - оказание населению круглосуточной стационарной медицинской помощи (в соответствии с лицензией).
2.2. Содержание (предмет услуги):
прием, размещение больных и престарелых соответственно профилю заболевания и тяжести их состояния;
- квалифицированный медицинский уход за больными и престарелыми;
- социальное обслуживание больных и престарелых;
- своевременное выполнение врачебных назначений и процедур;
- медицинскую реабилитацию больных и престарелых с элементами трудотерапии;
- динамическое наблюдение за состоянием больных и престарелых;
- своевременную диагностику осложнений или обострений хронических заболеваний;
- своевременный перевод пациентов при ухудшении их состояния или обострении хронических заболеваний в соответствующие отделения больницы или другие лечебно-профилактические учреждения;
- оформление одиноких престарелых граждан (по их желанию) в дома-интернаты;
- выписку больных в сроки, предусмотренные Положением об отделении, или определенные в договоре;
- ведение учетной и отчетной документации;
- связь с религиозными организациями всех вероисповеданий для отправления, в случае необходимости, культовых обрядов в период пребывания пациентов в отделении;
- связь с органами социальной защиты населения;
- в случае отсутствия родственников, похороны умершего пациента за счет средств местного бюджета.
Единица измерения - койко-дни.
Получатели бюджетной услуги - население Подольского муниципального района.
Медицинская помощь и квалифицированный уход в отделении за пациентами, являющимися жителями Подольского района оказывается за счет бюджетных средств района.
Для жителей других муниципальных образований медицинская помощь и квалифицированный уход осуществляется на коммерческой основе, они могут быть госпитализированы в отделение при наличии свободных мест и полной предварительной оплаты стоимости пребывания.
2.3. Документы, регламентирующие деятельность учреждения здравоохранения по оказанию услуг стационарной медицинской помощи:
2.3.1. Приказ Минздрава РСФСР от 01.02.1991 г. N 19 "Об организации домов сестринского ухода, хосписов и отделений сестринского уход многопрофильных и специализированных больниц"
2.3.2. Постановление Главы Подольского района от 05.07.1999 г. N 829 "Об открытии отделения сестринского ухода на базе МУЗ "Вороновская районная больница" на 25 коек".
2.3.3. Постановление Главы Подольского района от 26.02.2004 г. N 281 "О внесении изменений в постановление Главы Подольского района от 05.07.1999 г. N 829 "Об открытии отделения сестринского ухода на базе МУЗ "Вороновская районная больница" на 25 коек".
2.3.4. Положение об учреждении здравоохранения Подольского муниципального района МЛПУЗ "Вороновская районная больница".
2.3.5. Иные документы (лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложениями, правила, инструкции, методики, положения, эксплуатационные документы на медицинское оборудование, приборы и аппаратуру).
2.4. Условия размещения и режима работы отделения сестринского ухода.
По площади и техническому состоянию помещения отделения сестринского ухода должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, противопожарной безопасности, безопасности труда и быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг (повышенная температура воздуха, влажность воздуха, запыленность, загрязненность, шум, вибрация и так далее).
Площадь, занимаемая отделениями, должна обеспечивать размещение работников в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами 2.1.3.1375-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров".
В составе отделении сестринского ухода должны быть предусмотрены:
- палаты для размещения пациентов;
- приемная;
- ординаторская;
- кабинет старшей сестры;
- процедурная;
- стерилизационная;
- комната для хранения чистого белья;
- комната для хранения грязного белья;
- комната для стирки белья;
- столовая;
- буфетная;
- веранда для отдыха пациентов;
Режим работы отделения сестринского ухода - круглосуточный.
2.5. Техническое оснащение отделения сестринского ухода.
Отделение сестринского ухода должно быть оснащено в соответствии с табелем оснащения отделения, аппаратурой и приборами, транспортом, отвечающим требованиям стандартов, техническим условиям, и обеспечивающим надлежащее качество предоставляемых услуг в области здравоохранения.
Медицинские средства и оборудование:
- лекарственные средства (согласно Формуляра гарантированного лекарственного обеспечения лечебного процесса).
- перевязочные средства.
- медицинская аппаратура, инструментарий.
- предметы ухода за больными.
- инвентарь.
2.6. Укомплектованность организаций кадрами и их квалификация.
ЛПУ должно располагать необходимым числом специалистов в соответствии со штатным расписанием и организационно-распорядительными документами Министерства здравоохранении и социального развития Российской Федерации.
Каждый специалист должен иметь соответствующее образование, сертификат специалиста, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей. Квалификацию специалистов следует поддерживать на высоком уровне постоянной (не реже 1 раза в 5 лет) учебой на курсах переподготовки и повышения квалификации, врачебно-фельдшерскими конференциями, городскими научно-практическими конференциями, сдачей тематических зачетов.
У специалистов каждой категории должны быть должностные инструкции, устанавливающие их обязанности и права.
Наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом все сотрудники учреждения должны обладать высокими морально-этическими качествами, чувством ответственности.
При оказании услуг работники отделения сестринского ухода должны проявлять к населению максимальную вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение.
2.7. Требования к технологии оказания медицинской помощи лицам пожилого и старческого возраста, одиноким в отделении сестринского ухода.
При поступления пациента в отделение сестринского ухода заполняется карта стационарного больного Ф.1030, являющаяся основным документом, отражающая состояние пациента, проводится опрос больного (жалобы), затем проводятся объективные исследования- оценивается общее состояние, уровень сознания, кожные покровы и видимые слизистые, периферические и лимфатические узлы, костно-суставные, мышечная и др. системы (дыхание, сердечно-сосудистые, пищеварение, мочеполовая, эндокринная, нервная). Формируется предварительный диагноз. Далее принимается решение о дальнейшей тактике ведения больного.
При поступлении пациента в стационар врач в доступной форме разъясняет о плане обследования, лечения, о возможных неблагоприятных последствиях заболевания, о чем делается отметка в информационном листке для пациента по правовым аспектам оказания ему медицинской помощи. Информационный лист подписывается пациентом и вклеивается в историю болезни пациента.
2.8. Информационное сопровождение деятельности отделения сестринского ухода.
Информация о работе отделения сестринского ухода, о порядке и правилах предоставления услуги отделения сестринского ухода должна быть доступна населению района. Состояние данной информации должно соответствовать требованиям Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"
Лечебно-профилактические учреждения обязаны довести до сведения граждан свое наименование и местонахождение отделения сестринского ухода. Данная информация должна быть предоставлена любым способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации и обеспечивающим ее доступность для населения.
Информирование граждан осуществляется посредством:
1) публикации информации о медицинских учреждениях и объемах предоставляемых услуг в сети Интернет на отраслевом разделе "Здравоохранение" официального сайта Администрации Подольского муниципального района;
2) информационных стендов (уголков получателей услуг).
Также информационное сопровождение может обеспечиваться за счет тематических публикаций в средствах массовой информации и телепередачах.
В отделении должны быть информационные уголки, содержащие копию лицензии, требования к пациенту, соблюдение которых обеспечивает выполнение качественной услуги, порядок работы с обращениями и жалобами граждан, настоящий Порядок.
Пациент вправе потребовать предоставление необходимой и достоверной информации о выполняемых услугах. Пациент (или доверенное лицо, названное пациентом) вправе быть осведомленным о выполняемых медицинских действиях и процедурах специалистов отделения сестринского ухода.
Информация о деятельности отделения сестринского ухода, о порядке и правилах предоставления услуг, должна обновляться (актуализироваться) по мере необходимости.
2.9. Контроль за деятельностью отделения сестринского ухода.
Контроль за деятельностью отделения сестринского ухода осуществляется посредством процедур внутреннего и внешнего контроля.
Внутренний контроль проводится заведующим отделения сестринского ухода, заместителем главного врача по лечебной части.
Внутренний контроль подразделяется на обязательный и выборочный. Обязательному контролю подлежат:
- все случаи летальных исходов в отделении сестринского ухода;
- случаи постинъекционных осложнений (осложнений у пациентов после уколов);
- случаи расхождения диагнозов патологоанатомических и клинических;
- все случаи, сопровождающиеся жалобами пациентов или их родственников, законных представителей.
Выборочному контролю подлежат все прочие случаи оказания круглосуточной медицинской помощи с использованием статистического метода случайной выборки. Выборочный контроль проводится ответственными лицами путем изучения медицинской документации.
Выборочная проверка также осуществляется ответственными лицами по обращениям (жалобам) граждан и запросам различных организаций.
Управление здравоохранения Администрации Подольского муниципального района осуществляет внешний контроль за деятельностью учреждения по оказанию услуг стационарной медицинской помощи в части соблюдения качества бюджетной услуги путем проведения мониторинга основных показателей работы за определенный период, анализа обращений и жалоб граждан в Управление здравоохранения Администрации Подольского муниципального района, проведения по фактам обращения служебных расследований с привлечением главных внештатных специалистов Подольского муниципального района по выявленным нарушениям.
Жалобы на нарушение настоящего Порядка потребителями услуг могут направляться как непосредственно в лечебно-профилактическое учреждение, в Управление здравоохранения Администрации Подольска муниципального района, а так уже в другие органы муниципальной и государственной власти.
Жалобы и заявления на некачественное предоставление услуг по отделению сестринского ухода подлежат обязательной регистрации. Жалобы на предоставление услуг с нарушением настоящего Порядка должны быть рассмотрены руководителем ЛПУ и отделения сестринского ухода, либо начальником Управления здравоохранения Администрации Подольского муниципального района в 30-дневный срок, а их заявителю дан письменный ответ о принятых мерах.
В особых случаях рассмотрение вопросов выносится на заседание врачебной комиссии Управления здравоохранения Администрации Подольского муниципального района, клинико-экспертной комиссии Министерства здравоохранения Московской области с привлечением главных внештатных специалистов Министерства здравоохранения Московской области по профилю работы.
Предупредительный контроль может осуществляться лицензионной комиссией Управления лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности и контроля качества медицинской помощи Министерства здравоохранения Московской области, перед проведением лицензирования, путем экспертизы соответствия лицензионным требованиям и условиям юридического лица.
Целью предупредительного контроля является определение возможностей учреждения оказывать заявленные виды медицинской помощи, соответствие их деятельности установленным стандартам ведения больных. Предупредительный контроль призван оценить качество и уровень безопасности работы для пациента до получения им разрешения на оказание медицинских услуг населению.
2.10. Качество оказания услуги:
2.10.1. Ответственность за качество оказания услуг по отделению сестринского ухода.
Работа отделения сестринского ухода в области качества услуг должна быть направлена на полное удовлетворение нужд пациента, непрерывное повышение качества услуг.
Главный врач ЛПУ несет полную ответственность за соблюдение учреждением требований настоящего Порядка и определяет основные цели, задачи и направления деятельности учреждения в области совершенствования качества предоставляемых услуг.
Заведующий отделения сестринского ухода обязан:
- обеспечить разъяснение и доведение Порядка до всех сотрудников;
- четко определить полномочия, ответственность и взаимодействие всего персонала отделения, осуществляющего предоставление услуг и контроль качества предоставляемых услуг;
- организовать информационное обеспечение процесса оказания услуги в соответствии с требованиями Порядка;
- проводить внутренний контроль за соблюдением Порядка;
- обеспечить выработку предложений по совершенствованию процедуры оказания услуг пациентам отделения сестринского ухода;
2.10.2. Критерии оценки качества оказания услуг пациентам отделения сестринского ухода:
- полнота предоставления услуги в соответствии с установленными настоящим Порядком требованиями ее предоставления;
- результативность предоставления услуги пациентам отделения сестринского ухода определяется по результатам оценки соответствия оказанной стационарной медицинской помощи стандартам, наличию либо отсутствию жалоб в различные инстанции.
Качественную медицинскую помощь характеризуют:
- доступность, безопасность, адекватность и эффективность проводимого в отделении лечения;
- обоснованность применяемых медицинских технологий (выполнение медицинского процесса);
- отсутствие врачебных ошибок и нарушений технологии оказания круглосуточной медицинской помощи;
- оптимальность использования ресурсов отделения сестринского ухода;
- удовлетворенность больного медицинским обслуживанием.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.