Определение Московского областного суда
от 17 ноября 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-20796
Б. обратилась в суд с заявлением об оспаривании Решения Совета депутатов Шатурского района Московской области от 24 ноября 2004 года N 11/51 "Об установлении ставок налога на имущество физических лиц" и Решения Совета депутатов муниципального образования "Шатурский район" Московской области от 17 ноября 2005 года N 5/64 "О налоге на имущество физических лиц", в обоснование своих требований указав, что данные нормативные правовые акты противоречат федеральному законодательству о налогах и сборах, поскольку не определяют обязательные элементы налогообложения - порядок и срок уплаты, а ставки налога введены без учета экономических оснований и фактической способности их уплатить, в связи с чем просила суд признать акты недействующими с момента их принятия.
Совет депутатов Шатурского муниципального района Московской области с заявлением не согласился, в его удовлетворении просил суд отказать, пояснив, что к компетенции представительного органа местного самоуправления отнесена дифференциация ставок по налогу, в то время как порядок и срок его уплаты уже установлен федеральным законом, полагал оспариваемые решения принятыми в установленном порядке, прав и законных интересов граждан не нарушающими.
Решением суда от 28 сентября 2009 года заявление оставлено без удовлетворения.
На постановленное судом решение от заявительницы поступила кассационная жалоба.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене обжалуемого решения не находит.
В соответствии с п. 4 ст. 12 Налогового кодекса РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.
В силу п. 1 ст. 5 НК РФ нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Согласно материалам дела Решением Совета депутатов Шатурского района Московской области от 24 ноября 2004 года N 11/51 установлены ставки налога на строения, помещения и сооружения, находящиеся в собственности физических лиц. Решение вступило в силу 01 января 2005 года.
Решением Совета депутатов муниципального образования "Шатурский район" Московской области от 17 ноября 2005 года N 5/64 установлены новые ставки налога на имущество физических лиц. Решение вступило в силу 01 января 2006 года.
Таким образом, оспариваемые акты были приняты представительным органом муниципального образования в пределах своей компетенции и с соблюдением порядка вступления в силу нормативных правовых актов.
При этом Решение от 24 ноября 2004 года N 11/51 утратило силу в связи с принятием нового акта.
В соответствии с п.п. 1, 5 ст. 58 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются настоящим Кодексом применительно к каждому такому действию.
В силу п. 3 ст. 57 НК РФ уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с настоящей статьей применительно к каждому налогу. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ст.ст. 53 и 56 НК РФ налоговая база и порядок ее определения устанавливаются настоящим Кодексом. Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах
В силу ст. 3 Федеральный закон от 29 июля 2004 года N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" до введения в действие глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации ссылки в статьях 53 и 56, пункте 3 статьи 57, пунктах 1 и 5 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации на положения указанного Кодекса приравниваются к ссылкам на акты законодательства Российской Федерации о соответствующих налогах, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Оспариваемые заявительницей нормативные правовые акты содержат ссылку на ст. 3 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц".
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.
Порядок исчисления и уплаты налога установлен ст. 5 Закона.
Таким образом, оспариваемые акты заинтересованного лица на момент их действия содержали все необходимые элементы для установления налога на имущество физических лиц в данном муниципальном образовании.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Б.
Постановленное судом решение судебная коллегия находит основанным на законе и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы сводятся к неправильному толкованию положений законодательства о налогах и сборах, правильность выводов суда не опровергают, в связи с чем основанием к отмене обжалуемого решения не служат.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Шатурского городского суда Московской области от 28 сентября 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу Б. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 17 ноября 2009 г. по делу N 33-20796
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании