Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2
Социальное партнерство в сфере труда в муниципальных образованиях - это система взаимоотношений между работниками, работодателями и органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов сторон по вопросам регулирования социально-трудовых отношений.
С целью анализа реализации законодательства Московской области в сфере социального партнерства на уровне местного самоуправления, во все муниципальные образования были направлены соответствующие анкеты.
В соответствии с данными, полученными из муниципальных образований, в 94% муниципальных районах (городских округах) Московской области имеются территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
На территории практически всех муниципальных образований (за исключением городских округов Восход, Жуковский, Фрязино, Черноголовка, Щербинка) регулярно проводятся совместные мероприятия по развитию и совершенствованию отношений в сфере социального партнерства. Мероприятия проводятся в формах конференций, "круглых столов", совещаний, семинаров. По данным муниципальных образований, в совещаниях регулярно принимают участие, помимо представителей органов местного самоуправления муниципальных образований, представители профсоюзов (за исключением городских округов Бронницы, Железнодорожный, Черноголовка) и представители работодателей (за исключением городских округов Железнодорожный, Черноголовка) организаций, находящихся в муниципальном образовании.
Основные вопросы, рассматриваемые на данных мероприятиях (тематика всех вопросов, рассматриваемых в муниципальных образованиях Московской области приведена в Приложении 1):
1) Вопросы реализации территориального трехстороннего соглашения;
2) Вопросы оплаты труда (соблюдение условий Соглашения о минимальной заработной плате, недопустимость задержек выплаты заработной платы в организациях на территории муниципального образования, повышение заработной платы работникам бюджетных учреждений, анализ динамики роста заработной платы в организациях муниципального образования);
3) Вопросы охраны труда (обстоятельства и причины несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, проведение профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма, соблюдение работодателями трудового законодательства в части безопасности и охраны труда, реализация порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Утвержденных приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.08.2007 N 569);
4) Вопросы занятости населения (занятость молодежи и проблемы трудоустройства выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений, ситуация на рынке труда, трудоустройство несовершеннолетних, реализация государственной программы занятости по снижению напряженности на рынке труда, вопросы необходимости и объемов привлечения иностранной рабочей силы);
5) Вопросы совершенствования социального партнерства в муниципальном образовании.
Практически все муниципальные образования отмечают, что отношения в сфере социального партнерства на территории муниципального образования способствуют решению задач, закрепленных в статье 3 Закона Московской области N 15/99-ОЗ "О социальном партнерстве в Московской области". Однако существуют и проблемы, препятствующие реализации норм указанного закона (проблемы по данным всех муниципальных образований Московской области представлены в Приложении 2).
Основные проблемы, по каждой из задач социального партнерства:
1. Реализации социально-трудовых прав и гарантий граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области препятствуют:
1.1. Низкий уровень правовой грамотности и социальной ответственности работников и работодателей.
1.2. Малое число первичных профсоюзных организаций в организациях, в том числе в организациях, имеющих действующие коллективные договоры.
1.3. Ослабление контроля выполнения требований трудового законодательства.
1.4. Недостаток рабочих мест, низкий уровень заработной платы в производственной сфере.
2. Развитию договорного регулирования социально-трудовых вопросов, включая установление в соглашениях минимальных социально-трудовых нормативов, в том числе минимальной заработной платы в Московской области препятствуют:
2.1. Низкая заинтересованность, как работников, так и работодателей в создании первичных профсоюзных организаций и заключении коллективных договоров, в том числе в организациях сферы "малого" бизнеса.
2.2. Уклонение части работодателей от заключения коллективных договоров.
2.3. Отсутствие действенных механизмов контроля выполнения положений территориальных соглашений, решений трехсторонних комиссий, коллективных договоров.
2.4. Формальное присоединение работодателей к соглашению.
2.5. Недостаточно сильная и активная позиция стороны профсоюзов.
2.6. Отсутствие мотивации у хозяйствующих субъектов вести переговоры, принимать обязательства (сказывается в том числе влияние финансово-экономического кризиса и общее состояние финансово-хозяйственной деятельности субъекта, увеличение ставок налоговых отчислений, рост арендной платы, коммунальных услуг и др.).
2.7. Отсутствие эффективных рычагов в борьбе с "серыми" схемами выплаты заработной платы, с нелегальным бизнесом, банкротством предприятий.
2.8. Нестабильная работа предприятий, высокий процент отчислений во внебюджетные фонды.
3. Содействию разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в сфере социально-трудовых отношений, препятствует:
3.1. Слабая позиция профсоюзов и представителей трудовых коллективов в решении конфликтных ситуаций, обусловленная зависимостью от работодателя.
3.2. Несовершенство действующего законодательства, неграмотное использование или незнание нормативно-правовой базы и трудового законодательства работодателем и (или) представителем трудового коллектива.
3.3. Не во всех организациях создана Комиссия по трудовым спорам.
3.4. Отсутствие финансовых средств в организациях, которые можно дополнительно направлять на решение социально-трудовых проблем.
3.5. Отсутствие возможности своевременного получения сторонами квалифицированных консультаций по вопросам соблюдения трудового законодательства в Государственной инспекции труда Московской области (нахождение инспекции в г. Москве, отсутствие приема на территории муниципального района).
3.6. Недостаточное информирование граждан и некомпетентность работодателей в вопросах урегулирования конфликтных ситуаций, создание комиссий по трудовым спорам.
3.7. Недостаточно развитая система (либо ее отсутствие) бесплатных юридических услуг в сфере трудовых отношений, включая посреднические (третья сторона) в разрешении споров.
4. Укреплению и развитию социально-трудовых отношений на демократических принципах препятствуют:
4.1. В законодательстве о местном самоуправлении отсутствуют полномочия по муниципальному управлению в сфере труда.
4.2. Профсоюзы недостаточно активны. Профсоюзы не защищают интересы работников в должной мере. На многих небольших предприятиях нет профсоюзных организаций.
4.3. "Шаблонность", в отдельных случаях, составления коллективного договора организации, отсутствие указания на источники и размеры финансирования мероприятий и условий, включенных в коллективный договор.
5. Созданию условий для обеспечения занятости населения Московской области и развития рынка труда препятствуют:
5.1. Отсутствие желания у работодателей в решении вопросов подготовки кадров, улучшений условий и охраны труда и обеспечения достойной заработной платы.
5.2. Отсутствие прогнозов потребностей рынка труда в специалистах определенных профессий.
5.3. Не применяются санкции, предусмотренные статьей 19.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за непредставление сведений о вакансиях в центры занятости населения.
5.4. Неконструктивная позиция ряда работодателей, не пришедших к пониманию необходимости партнерских взаимоотношений с работниками, низкая подготовленность и в ряде случаев пассивность части профсоюзных кадров и иных представителей работников.
5.5. Отсутствие в законах, нормативных и правовых актах полномочий участия в вопросах занятости населения органов местного самоуправления.
5.6. Недостаточное развитие, расширение производств, создание новых рабочих мест, повышение заработной платы.
5.7. Отсутствие прямых рычагов воздействия со стороны органов местного самоуправления.
5.8. Обязательства соглашения не являются приоритетными для сторон.
5.9. Заинтересованность работодателей в привлечении иностранных работников.
5.10. Отрицательное сальдо маятниковой миграции трудоспособного населения (город Москва, другие регионы).
При анализе поступивших данных из муниципальных образований можно вывести основные препятствия, мешающие решению вышеуказанных задач социального партнерства:
1. Низкая правовая грамотность работников;
2. Недостаточная независимость и авторитет профсоюзов и небольшая способность их оказывать влияние на работодателя в интересах работников;
3. Отсутствие действенных нормативных рычагов воздействия на работодателя со стороны муниципальных органов власти;
4. Отсутствие либо низкая эффективность санкций, предусмотренных законодательством за правонарушения в сфере социального партнерства;
5. Низкая социальная ответственность работодателей.
По данным муниципальных образований, органы местного самоуправления активно взаимодействуют с профсоюзами и работодателями (объединениями работодателей) не только в формах, предусмотренных действующим законодательством, но и вырабатывают и применяют новые формы взаимодействия, способствующие развитию социального партнерства:
1. Заключение территориальных трехсторонних соглашений;
2. Работа "горячей линии" по вопросам нарушений трудовых прав наемных работников. Ежеквартальное в СМИ освещение нормативной базы в области трудового законодательства РФ;
3. Создание территориального Союза работодателей муниципального образования;
4. Привлечение общественных организаций к взаимодействию в сфере социального партнерства;
5. Совместные (выездные) семинары-совещания на тему "Роль коллективного договора в современных условиях" по развитию коллективно-договорных отношений в отраслях бюджетной сферы (например, образование), среда организаций малого бизнеса;
6. Создание Совета директоров предприятий и организаций муниципального образования с участием профсоюзов;
7. Проведение мониторинга работодателей по заключению коллективных договоров, созданию новых и дополнительных рабочих мест, соблюдению требований законодательства о труде в части проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, проведению медицинских осмотров и организации работы по охране труда;
8. При принятии нормативных актов, касающихся социальных вопросов, направление их проектов в Трехстороннюю городскую комиссию по регулированию социально-трудовых споров;
Наиболее действенные формы реализации социального партнерства (по данным муниципальных образований Московской области) представление в следующей диаграмме:
Основные проблемы, препятствующие развитию социального партнерства на уровне муниципального образования (результаты по всем муниципальным образованиям Московской области представлены в Приложении 3):
1. Низкий уровень правовой грамотности и социальной ответственности работников и работодателей;
2. Зависимость профсоюзных комитетов и объединений работников от работодателя;
3. Ограниченные финансовые возможности работодателя в решении социальных вопросов;
4. Отсутствие ответственности у части работодателей, особенно малого бизнеса, перед наемными работниками в вопросах соблюдения их трудовых прав;
5. Нет нормативного закрепления процедуры распространения территориального соглашения на всех работодателей, функционирующих на соответствующей территории;
6. Практическое отсутствие переговорного процесса в сфере малого бизнеса;
7. Низкая заинтересованность, как работников, так и работодателей в создании первичных профсоюзных организаций и заключении коллективных договоров. В том числе в организациях сферы "малого" бизнеса;
8. Отсутствие в законах полномочий органов местного самоуправления на участие в системе социального партнерства;
9. Отсутствие спецкурсов по социальному партнерству и программы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров руководителей, специалистов-управленцев, профсоюзных работников;
10. Малый бизнес не принимает участия в социальном партнерстве.
<< Раздел 1 Раздел 1 |
Приложение 1. >> Пункт 3 анкеты мониторинга |
|
Содержание Постановление Московской областная Дума от 23 июня 2011 г. N 9/162-П "Об итогах проведения мониторинга практики применения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.