Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Московской областной Думы
от 23 июня 2011 г. N 9/162-П
Отчет
о проведении мониторинга практики применения законов Московской области в сфере социального партнерства в Московской области за период с 1 января 2010 года по 1 января 2011 года
В целях проведения комплексного изучения правового регулирования общественных отношений в сфере социального партнерства в Московской области, для проведения сравнительного анализа запланированных и полученных результатов действия законодательства Московской области с целью его дальнейшего совершенствования, в соответствии с постановлением Московской областной Думы от 03.09.2009 N 7/88-П "О Положении о проведении в Московской областной Думе мониторинга правоприменительной практики законов Московской области", решением Московской областной Думы от 23.12.2010 N 6/140 "О плане работы Московской областной Думы на 1 квартал 2011 года" Московской областной Думой проведен мониторинг правоприменительной практики законов Московской области: N 15/99-ОЗ "О социальном партнерстве в Московской области", N 26/2000-ОЗ "О деятельности объединений работодателей в сфере социального партнерства в Московской области", N 82/99-ОЗ "О Московской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" (далее - мониторинг) за период с 1 января 2010 года по 1 января 2011 года.
Социальное партнерство является сложной, многоуровневой системой, включающей федеральный, региональный, отраслевой и территориальный уровни. В настоящее время социальное партнерство все чаще используется в качестве инструмента обеспечения социальной и экономической устойчивости, стабильности.
Современное трудовое право России рассматривает социальное партнерство в сфере труда в качестве одного из своих основных институтов. Он является "сквозным", пронизывающим практически все остальные институты. Трудовой кодекс Российской Федерации в концентрированной форме регулирует основные вопросы социального партнерства в сфере труда в рамках раздела второго части 2.
Статья 23 Трудового кодекса Российской Федерации дает понятие социального партнерства в сфере труда. Это система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. В необходимых случаях в этих взаимоотношениях участвуют также органы государственной власти, органы местного самоуправления. Это означает, что социальное партнерство действует на всех уровнях хозяйственной деятельности - от организации (а также филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) до всероссийского уровня.
Правовое регулирование отношений по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений входит в число основных задач законодательства о труде (статья 1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, органически входит в систему основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отношения социального партнерства, участниками которых, помимо работников и работодателей, выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований, именуют отношениями трехсторонними или трипартизмом. При этом на каждом из уровней интересы сторон представляют те или иные образования. Так, на государственном (федеральном) уровне в этих отношениях участвуют представительные органы работников, объединения предпринимателей и органы государственного управления. Аналогичная ситуация складывается и на уровне субъекта Российской Федерации и отраслевом уровне. На уровне организации эти отношения имеют двусторонний характер.
Конечной целью образования трехсторонних комиссий являются обеспечение договорного регулирования коллективно-трудовых и иных, непосредственно связанных с ними, отношений, ведение коллективных переговоров, подготовка проектов коллективных договоров, соглашений, а также их заключение, организация контроля выполнения известных договоренностей.
Многоуровневость системы трехсторонних комиссий обусловлена высокой значимостью достижения указанных выше целей на всех уровнях.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации трудовое право относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. И к настоящему времени в Московской области сложилась серьезная правовая база, комплекс нормативных правовых и подзаконных актов, регулирующих отношения в сфере социального партнерства. Основой, помимо федеральных нормативных правовых актов, являются:
1) Закон Московской области N 15/99-ОЗ "О социальном партнерстве в Московской области";
2) Закон Московской области N 26/2000-ОЗ "О деятельности объединений работодателей в сфере социального партнерства в Московской области";
3) Закон Московской области N 82/99-ОЗ "О Московской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений".
Кроме законов Московской области, социальное партнерство также регулируется подзаконными актами и соглашениями. В частности, в Московской области подписано новое трехстороннее соглашение между правительством, Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и Региональным объединением работодателей "Московский областной союз промышленников и предпринимателей". Согласно ему с 1 июня 2011 года уровень минимальной оплаты труда в Подмосковье не может быть ниже 7 229 рублей. Губернатор Московской области Борис Громов, выступая на областном совещании по итогам работы за 2010 год, заверил присутствующих, что к концу года в Московской области возможен уровень минимальной оплаты труда и 10 000 рублей в реальном секторе экономики. По его словам, Подмосковье по всем показателям завершило год с положительной динамикой, а по ряду позиций добилось существенного прогресса.
Соглашение регулирует социально-трудовые отношения в Московской области и устанавливает общие принципы проведения согласованной социально-экономической политики в Московской области на соответствующий временной период.
При составлении Соглашения обязательства и гарантии, включенные в него, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.
Обязательства Правительства Московской области, вытекающие из Соглашения, реализуются через соответствующие центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти по Московской области.
Соглашение является основой для переговоров и заключения территориальных трехсторонних, отраслевых и иных соглашений, заключаемых на уровне муниципальных образований Московской области, коллективных договоров в организациях.
Стороны признают необходимым заключение территориальных, отраслевых и иных соглашений, коллективных договоров в организациях и обязуются оказывать трудовым коллективам, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие в решении социально-трудовых вопросов.
Проекты нормативных правовых актов Московской области, затрагивающих важнейшие трудовые и социально-экономические интересы населения, предварительно согласовываются сторонами и при необходимости рассматриваются на заседаниях Московской областной трехсторонней комиссии.
Присоединение к Соглашению работодателей и профсоюзов, действующих на территории Московской области, осуществляется в соответствии с Законом Московской области N 15/99-ОЗ "О социальном партнерстве в Московской области".
Итоги проведенного мониторинга
Московской областной Думой проведен мониторинг практики применения законов Московской области в сфере социального партнерства. Учитывая сложную структуру отношений социального партнерства и множественность сторон - участников социального партнерства, в круг респондентов мониторинга были включены все муниципальные образования Московской области, Комитет по труду и занятости населения Московской области, как представитель Правительства Московской области; Московское областное объединение организаций профсоюзов (далее - МОООП), как представитель работников и Региональное объединение работодателей "Московский областной союз промышленников и предпринимателей", как представитель работодателей.
Мониторинг проводился в соответствии с решением Московской областной Думы от 23.12.2010 N 6/140 "О плане работы Московской областной Думы на 1 квартал 2011 года" и Постановлением от 27 января 2011 г. N 7/143-П "О проведении мониторинга практики применения законов Московской области в сфере социального партнерства" с изменениями по продлению сроков проводимого мониторинга, внесенными Постановлением областной Думы от 07.04.2011 N 11/152-П.
Для каждого блока респондентов была подготовлена анкета с вопросами, касающимися практической реализации указанных выше законов Московской области в период с 1 января 2010 года по 1 января 2011 года.
Сложность и объемность полученных в результате проведения мониторинга данных приводит к необходимости разделения анализа результатов на 2 раздела:
1) Результаты мониторинга, полученные из Комитета по труду и занятости населения Московской области, Московского областного объединения организаций профсоюзов и Регионального объединения работодателей "Московский областной союз промышленников и предпринимателей".
2) Результаты мониторинга, полученные из муниципальных образований Московской области.
Итоги
По итогам социологического исследования респондентами были внесены предложения по совершенствованию федерального законодательства и законодательства Московской области, регулирующего отношения в сфере социального партнерства:
1. Внести изменения в статьи 50, 51 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающие включение соответствующих полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по проведению уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений, исключить понятие "соответствующие органы по труду".
2. Внести дополнения в статью 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в части уточнения действий территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Государственной инспекции труда), после получения копий письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате.
3. Внести изменения в Федеральный закон N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по предоставлению полномочий органам местного самоуправления по участию в социальном партнерстве в сфере труда, в том числе по проведению уведомительной регистрации коллективных договоров и контроля их выполнения.
4. В федеральном законодательстве: реальное повышение ответственности сторон за невыполнение условий коллективных договоров и соглашений, и отказ от заключения коллективных договоров и соглашений; стимулирующие меры экономического характера для работодателей, участвующих в социальном партнерстве.
5. На областном уровне: принятие законодательного акта, в дополнение к Федеральному закону N 10-ФЗ "О профессиональных союзах и гарантиях их деятельности", регламентирующего деятельность профсоюзов на территории Московской области (такие законодательные акты действуют во многих субъектах Российской Федерации).
6. Кроме этого предусмотреть ряд обязательств социальных партнеров подкреплять законодательными актами, предусматривающими льготное налогообложение организаций, в сферах:
Технического развития предприятий;
Сохранения и прироста численности работающих на предприятиях;
Развития социальной сферы в организациях (строительство жилья, оздоровительных и спортивных объектов, детских оздоровительных лагерей и так далее).
Предложения по совершенствованию законодательства, внесенные муниципальными образованиями Московской области (Приложение 4).
Из них обобщенные предложения.
Внести изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части наделения органов местного самоуправления полномочиями в сфере социального партнерства такое предложение внесли 12 муниципальных образований Московской области.
Разработать концепцию и программу государственного регулирования в области занятости населения с учетом усиливающегося процесса международной миграции нашей рабочей силы так предложили 3 муниципальных образования Московской области.
Усилить ответственность всех участников за невыполнение коллективных договоров и соглашений, в том числе увеличить размеры административных штрафов - 8 муниципальных образований Московской области.
Уделить внимание развитию практики трудового арбитража с целью оперативного решения социально-трудовых вопросов предложили 2 муниципальных образования Московской области.
Внести изменения в Трудовой Кодекс Российской Федерации - 3 муниципальных образования Московской области.
Повышение мотивационного эффекта работников путем усовершенствования системы трудовых отношений, построенных на основе постоянного конструктивного диалога между заинтересованными сторонами - 3 муниципальных образования Московской области.
<< Назад |
Раздел 1 >> Раздел 1 |
|
Содержание Постановление Московской областная Дума от 23 июня 2011 г. N 9/162-П "Об итогах проведения мониторинга практики применения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.