Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1
По данным Комитета по труду и занятости Московской области на территории области общее количество организаций с заключенными коллективными договорами составляет 6 730, в том числе:
организации внебюджетной сферы экономики - 2 090;
организации бюджетной сферы, государственного управления и обеспечения военной безопасности - 4 438;
субъекты малого предпринимательства, финансовый, страховой сектор - 202.
В общее число организаций входят предприятия, имеющие филиалы по Московской области, на которые распространяется действие единого коллективного договора организации (ОАО "Электросетевая компания", ОАО "Мосэнерго", ООО "Газпром авиа", ОАО "Мособлгаз").
Все крупные организации и государственные учреждения, действующие в Московской области, имеют коллективные договоры (охватывают 76% всех работающих в Московской области). Не имеют коллективных договоров организации с иностранным капиталом (2 800); предприятия малого бизнеса, включая микропредприятия (69 000).
Не охвачены коллективными договорами 520 тысяч человек, что составляет 24% от общей численности занятых в организациях Московской области.
По данным МОООП в членских организациях за отчетный период заключено и пролонгировано 6 159 коллективных договоров (действие их распространяется на 6 230 организаций). Часть единых коллективных договоров, заключаемых вышестоящими организациями, распространяются на 71 организацию области (пассажирский автотранспорт, связь, машиностроение). Таким образом, охват коллективными договорами - 94,5% от общей численности членов профсоюзов.
Соглашениями охвачено 100% членов профсоюза.
Не имеют коллективных договоров 983 организации, из них до 60% организаций (в основном организации культуры и малочисленные организации коммунально-бытовых предприятий) пользуются отраслевыми и территориальными соглашениями.
В рамках деятельности всех сторон социального партнерства, дополнительно к заключению коллективных договоров в организациях, в Московской области заключены:
Московское областное трехстороннее (региональное) соглашение между Правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области на 2009-2011 годы;
с 2008 года ежегодно заключается Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области между Правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области, к нему организована процедура присоединения работодателей, осуществляющих деятельность на территории Московской области;
28 областных отраслевых (межотраслевых) соглашений, в том числе 12 соглашений заключается в основных отраслях внебюджетного сектора экономики Московской области, к которым организована процедура присоединения работодателей соответствующих отраслей;
69 территориальных (городских, районных) трехсторонних соглашений, к которым организована процедура присоединения работодателей, осуществляющих деятельность на территории соответствующего муниципального района, городского округа;
99 территориальных отраслевых соглашений, охватывающих преимущественно муниципальные организации бюджетной сферы.
В целом коллективно-договорным регулированием охвачено 90% работников организаций Московской области.
Кроме того, Московская область является участником Соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Ассоциацией территориальных объединений профсоюзов и Координационным Советом Российского союза промышленников и предпринимателей Центрального федерального округа.
По мнению всех респондентов мониторинга, отношения социального партнерства всецело способствуют решению задач в сфере социально-трудовых отношений, закрепленных в статье 3 Закона Московской области N 15/99-ОЗ "О социальном партнерстве в Московской области", а именно:
реализация социально-трудовых прав и гарантий граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области;
развитие договорного регулирования социально-трудовых вопросов, включая установление в соглашениях минимальных социально-трудовых нормативов, в том числе минимальной заработной платы в Московской области;
содействие разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в сфере социально-трудовых отношений;
укрепление и развитие социально-трудовых отношений на демократических принципах;
создание условий для обеспечения занятости населения Московской области и развития рынка труда.
Контроль выполнения заключенных коллективных договоров на территории Московской области.
Комитетом по труду и занятости населения Московской области, прежде всего, осуществляется контроль соблюдения трудового законодательства и содержания заключаемых трехсторонних соглашений всех уровней, а также коллективных договоров организаций Московской области, расположенных в городе Москве, при проведении процедуры их уведомительной регистрации.
О выявленных нарушениях ставится в известность Государственная инспекция труда в Московской области, замечания и предложения доводятся своевременно до соответствующих сторон социального партнерства, их заключающих.
Обеспечивается координация работы администраций муниципальных районов и городских округов по проведению уведомительной регистрации коллективных договоров организаций, расположенных на их территории, и контролю за их выполнением. Разработаны совместно с профсоюзами макеты коллективных договоров и методические рекомендации по организации контроля их выполнения на местах.
Ежегодно формируется и корректируется областная база коллективных договоров, прошедших уведомительную регистрацию в Комитете по труду и занятости населения Московской области и органах местного самоуправления муниципальных образований, информация доводится до сведения Московского областного объединения организаций профсоюзов.
Решением Московской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 30.03.2009 г. разработаны и утверждены Рекомендации по реализации полномочий областных отраслевых и территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений по контролю за выполнением обязательств трехсторонних соглашений в сфере труда.
По итогам каждого полугодия и года формируется отчет Комитета по труду и занятости населения Московской области по выполнению Московского областного трехстороннего (регионального) соглашения для рассмотрения на заседаниях Московской областной трехсторонней комиссии.
Ежеквартально проводится мониторинг выполнения работодателями Соглашения о минимальной заработной плате в Московской области, выявляются работодатели, не выполняющие условия соглашения, к которым применяются соответствующие меры.
Оценка содержательной части коллективных договоров и их реального выполнения производится при анализе конкурсной документации участников областного конкурса "Коллективный договор, эффективность производства - основа защиты трудовых прав работников", регионального этапа Всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности", проводимых ежегодно с 2000 года.
Со стороны профсоюзов контроль исполнения коллективных договоров и соглашений в членских организациях Московского областного объединения организаций профсоюзов осуществляют профкомы, а также профсоюзная инспекция. Эти вопросы рассматриваются на комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений, на Пленумах и Президиумах, проводимых профсоюзными организациями. Итоги коллективно-договорной кампании ежегодно рассматриваются на заседании Московской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Объединение работодателей, как полноправная сторона социального партнерства, также осуществляет контроль заключенных коллективных договоров:
Начиная с 2010 года по итогам полугодия проводится мониторинг выполнения работодателями - членами Объединения - Соглашения о минимальной и средней заработной плате в Московской области.
Анализ статистических данных: взаимодействие с коллективами предприятий и муниципальными союзами промышленников и предпринимателей и Московским областным объединением организаций профсоюзов;
Оценка содержательной части коллективных договоров и их реального выполнения производится, совместно с социальными партнерами, при анализе конкурсной документации участников областного конкурса "Коллективный договор, эффективность производства - основа защиты трудовых прав работников" и поощрением участников конкурса;
Начиная с 2000 г. проводится совместно с социальными партнерами оценка участников регионального этапа Всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности".
Контроль посредством регулярных заседаний Правления Регионального объединения работодателей "Московский областной союз промышленников и предпринимателей", в том числе, на предприятиях (не реже 1 раз в квартал).
Проблемы, возникающие при осуществлении контроля выполнения заключенных коллективных договоров на территории Московской области.
Федеральным законодательством не установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по проведению контроля исполнения коллективных договоров и соглашений (в статье 51 Трудового кодекса Российской Федерации присутствует понятие "соответствующий орган по труду").
Кроме того, проблемой является недостаточная информированность, слабая правовая грамотность участников отношений, а также отсутствие открытой информации о деятельности работодателей Московской области:
закрыта для доступа информация государственных органов статистического наблюдения в разрезе конкретных предприятий, прежде всего - по уровню заработной платы;
отсутствует практика формирования работодателями Московской области социальной (нефинансовой) отчетности, внедряемой Российским союзом промышленников и предпринимателей;
законодательно ограничены возможности контрольных и надзорных органов по проведению проверок работодателей, прежде всего - в сфере малого предпринимательства.
Формы и методы стимулирования работодателей.
Указанные респонденты, отмечая необходимость деятельности работодателей в качестве полноправной стороны социального партнерства, указывают на слабую их инициативу в заключении и выполнении условий коллективных договоров. Организации и предприятия нуждаются в дополнительном стимулировании для заключения коллективных трудовых договоров и более активного участия в отношениях социального партнерства. Предложения стимулирования работодателей отражены в Таблице 1.
Таблица 1
N |
Наименование форм и методов стимулирования работодателей, по группам респондентов |
|
Комитет по труду и занятости населения Московской области |
ФНПР Московское областное объединение организаций профсоюзов |
|
1 |
2 |
3 |
1. |
Пропаганда передового опыта коллективно-договорного регулирования отдельных организаций, в том числе - организаций малого бизнеса. |
Преимущественное рассмотрение предприятий на получение государственных и муниципальных заказов. |
2. |
Учет участия работодателей в системе социального партнерства, выполнения условий регионального, отраслевых и территориальных соглашений (в первую очередь обязательств по оплате труда) при оказании органами власти различных форм поддержки (участие в долгосрочных целевых программах, аккредитация хозяйствующих субъектов, представлении руководителей организаций к государственным наградам Московской области и иные); |
Награждение социально-ответственных работодателей наградами разного уровня. |
3. |
Включение в качестве обязательного условия участие работодателя в системе социального партнерства и заключение коллективного договора при согласовании инвестиционных проектов и размещении новых производственных объектов на территории Московской области. |
Предоставление льготных кредитов и т.д. |
4. |
|
Снижение налогов. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.