Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Главы Волоколамского муниципального района Московской области от 24 февраля 2014 г. N 300 в название настоящего приложения внесены изменения
Приложение
к постановлению Главы
Волоколамского муниципального района
Московской области
от 31 октября 2011 г. N 3484
Муниципальная программа
"Кадровое обеспечение экономики Волоколамского муниципального района на 2012 - 2016 годы"
28 сентября, 15 октября 2012 г., 30 апреля, 17 мая, 29 июля, 29 ноября, 4 декабря 2013 г., 24 февраля, 24 апреля, 29 июля, 21 октября 2014 г.
Постановлением Главы Волоколамского муниципального района Московской области от 29 июля 2014 г. N 1189 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт муниципальной программы "Кадровое обеспечение экономики Волоколамского муниципального района на 2012 - 2016 годы"
Наименование программы |
Муниципальная программа "Кадровое обеспечение экономики Волоколамского муниципального района на 2012-2014 гг." |
Основание для разработки программы |
- Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 г. N 177 "О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08-2012/13 учебных годах" - Постановление правительства Московской области от 06.09.2010 N 734/42 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Подготовка управленческих кадров Московской области в 2011 - 2013 годах" - Закон Московской области от 20.02.2007 N 25/2007-ОЗ "О Празднике труда в Московской области" - Закон Московской области от 25.04.2008 N 53/2008-ОЗ "О квотировании рабочих мест" - Московское областное трехстороннее (региональное) соглашение между Правительством Московской области Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области на 2009-2011 годы - Постановление Правительства Московской области от 29.09.2003 N 577/36 "О признании целесообразности реализации пилотного инвестиционного проекта создания "промышленного округа" в Волоколамском районе Московской области при участии "Терре ди лама" (Италия)" - План мероприятий по взаимодействию исполнительных органов государственной власти в сфере регулирования миграционных процессов на территории Московской области в 2010-2011 гг., утвержден Губернатором Московской области 23.06.2010 г - Прогноз социально-экономического развития Волоколамского муниципального района на 2012 год и на период до 2014 года |
Муниципальный заказчик программы |
Администрация Волоколамского муниципального района |
Разработчик программы |
Отдел по трудовым отношениям Управления экономического и социального развития администрации Волоколамского муниципального района |
Цели и задачи программы |
1 Цель - создание условий, обеспечивающих развитие гибкого, эффективно функционирующего рынка труда Волоколамского муниципального района 2. Задачи: - создание условий для профессионального развития персонала организаций, своевременное обеспечение потребности экономики Волоколамского муниципального района в высококвалифицированных работниках и их эффективное использование; - создание методического, организационного и информационного обеспечения организаций в профессиональном развитии персонала; - создание системы профессиональной ориентации обучающихся и выпускников образовательных учреждений Волоколамского муниципального района; - повышение квалификации и профессиональной подготовки работников организаций; - устранение структурного несоответствия между образовательными услугами и рынком труда; - совершенствование и развитие внутрифирменной системы профессионального обучения персонала; - повышение престижности профессий; - предоставление профконсультационных услуг населению; - подготовка управленческих кадров в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации. - улучшение условий труда, снижение травматизма; - развитие системы социального партнерства в трудовых отношениях. |
Исполнители программы |
Управление системой образования, отдел по делам молодежи, физкультуры и спорта, ГКУ МО "Волоколамский ЦЗН", Управление экономического и социального развития администрации Волоколамского муниципального района, предприятия и организации района. |
Сроки реализации программы |
2012 - 2016 годы |
Источники финансирования |
Общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий составляет 66 910 тыс. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 7 272,5 тыс. руб. 2013 год - 22 291,5 тыс. руб. 2014 год - 26 134,5 тыс. руб. 2015 год - 5 406 тыс. руб. 2016 год - 5 805,5 тыс. руб.
Из них по источникам: Средства бюджета Волоколамского муниципального района всего 14 578,5 тыс. руб. в том числе по годам: 2012 год - 1 330 тыс. руб. 2013 год - 1 522 тыс. руб. 2014 год - 6 558 тыс. руб. 2015 год - 2 384,5 тыс. руб. 2016 год - 2 784 тыс. руб.
Средства федерального бюджета всего 223 тыс. руб. в том числе по годам: 2012 год - 59 тыс. руб. 2013 год - 59 тыс. руб. 2014 год - 35 тыс. руб. 2015 год - 35 тыс. руб. 2016 год - 35 тыс. руб.
Средства областного бюджета всего 51 346 тыс. руб. в том числе по годам: 2012 год - 5 716 тыс. руб. 2013 год - 20 543 тыс. руб. 2014 год - 19 399 тыс. руб. 2015 год - 2 844 тыс.руб. 2016 год - 2 844 тыс.руб.
Другие источники всего 762,5 тыс. руб. в том числе по годам: 2012 год - 167,5 тыс. руб. 2013 год - 167,5 тыс. руб. 2014 год - 142,5 тыс. руб. 2015 год - 142,5 тыс. руб. 2016 год - 142,5 тыс. руб. |
Планируемые результаты реализации программы |
Реализация программных мероприятий позволит: - повысить профессиональный уровень работников; - обеспечить организации района квалифицированной рабочей силой; - увеличить численность занятых в отраслях экономики; - снизить число вакантных (рабочих) мест; - увеличить долю молодежи в общей численности работников; - создать резерв управленческих кадров; |
I. Введение
Настоящая программа кадрового обеспечения предусматривает разработку и реализацию мер, направленных на формирование высококвалифицированного кадрового потенциала, способного обеспечить дальнейшее развитие экономики Волоколамского муниципального района.
II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Основой успешного развития экономики каждого муниципального образования являются конкурентоспособные организации, главным фактором стабильности и экономического роста которых является квалифицированный персонал.
Современная социально-экономическая ситуация характеризуется несоответствием требованиям работодателей уровня профессиональной подготовки специалистов и рабочих, предлагающих свои услуги, несбалансированностью рынков труда и образовательных услуг, несоответствием между уровнем оплаты труда и его реальной стоимостью.
На протяжении последних лет ситуация на рынке труда характеризуется количественным преобладанием предложения рабочей силы над спросом, и в то же время важнейшие отрасли оказываются необеспеченными квалифицированными кадрами в полном объеме. Возрастают требования работодателей к качеству рабочей силы, причем не только профессиональному, но и общеобразовательному уровню. Социально-экономическому комплексу района для продолжения экономического роста, технологической модернизации отраслей производства и социальной сферы требуются специалисты качественно нового уровня.
Большое влияние на рынок труда оказывает маятниковая миграция трудоспособного населения на работу за пределы района.
Предложение рабочей силы на рынке труда Волоколамского муниципального района в 2012 - 2014 годах определяется экономическими, демографическими, миграционными, образовательными, социально-психологическими и другими факторами.
По прогнозу социально-экономического развития Волоколамского муниципального района на 2012 год и на период до 2014 года, когда в трудоспособный возраст начнет входить поколение граждан, родившихся в период низкой рождаемости 90-х годов, произойдет не только количественное сокращение трудоспособного населения, но и его качественное ухудшение - начало старения экономически активной части населения.
В результате сохранения низкой рождаемости, высокой смертности, отрицательной миграции и неблагоприятной возрастной структуры среднегодовая численность населения района снижается:
2008 г. - 56,9 тыс. человек;
2009 г. - 54,1 тыс. человек;
2010 г. - 52,8 тыс. человек;
В перспективе 2012 - 2014 годов будет наблюдаться дальнейшее снижение численности населения:
2011 г. - 52,9 тыс. человек;
2012 г. - 52,1 тыс. человек;
2013 г. - 51,9 тыс. человек.
2014 г. - 51,7 тыс. человек;
Группа населения "старше трудоспособного возраста" также имеет тенденцию к росту. Выбывающая из трудоспособного возраста часть населения превышает численность молодежи, вступающей в трудоспособный возраст. На сегодняшний день при общем количественном преобладании предложения рабочей силы над спросом важнейшие отрасли оказываются необеспеченными квалифицированными кадрами.
Таким образом, сложившаяся демографическая ситуация в районе не позволяет рассчитывать на экстенсивный прирост трудовых ресурсов и решение экономических проблем за счет простого наращивания численности занятых в отраслях экономики.
Единственный путь решения задачи является повышение эффективности и качества рабочей силы как составной части развития человеческих ресурсов.
Преобладающая часть работающего населения в районе по-прежнему сосредоточена на крупных и средних предприятиях, организациях.
Все большее количество организаций Волоколамского муниципального района подают заявки о вакансиях работников в органы службы занятости населения. В связи с этим, уровень регистрируемой безработицы с каждым годом уменьшается.
Период |
2009 г |
2010 г |
2011 г |
2012 г |
2013 г |
2014 г |
Уровень регистрируемой безработицы, % |
2,6 |
2,3 |
2,0 |
1,6 |
1,5 |
1,1 |
Количество безработных, чел |
833 |
766 |
664 |
546 |
487 |
429 |
В перспективе планируется расширение некоторых уже существующих организаций, а также открытие новых, в том числе с привлечением иностранного капитала. Поэтому потребность организаций Волоколамского муниципального района в кадрах по тем же профессиям и специальностям в 2012 - 2014 г.г. возрастет.
Привлечение иностранной рабочей силы
В 2010 - 2011 годах 16 организаций, в том числе индивидуальных предпринимателей обратились в органы службы занятости за разрешением на получение квоты на привлечение иностранной рабочей силы. Приложение N 3.
Численность привлеченных иностранных рабочих в 2010 году 9 организациями составила 110 человек. Сфера приложения труда - в основном промышленность, строительство и сельское хозяйство.
Использование иностранной рабочей силы оказывает на районный рынок труда неоднозначное действие. С одной стороны, заполнение рабочих мест, не пользующихся спросом у местных жителей, с другой стороны, работодатели, отдавая предпочтение иностранным рабочим и имея возможность платить им меньшую заработную плату, создают предпосылки для оттока местных жителей для работы за пределы района.
Обеспеченность потребности организаций Волоколамского муниципального района выпускниками учреждений профессионального образования
В последние годы на образовательном рынке услуг в районе наблюдается подъем, проявившийся как в росте спроса на профессиональное образование, так и в увеличении его предложения.
Профессиональная подготовка в районе обеспечивается учебными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, подготовкой кадров непосредственно на производстве, в Волоколамском центре занятости населения.
Учебные заведения, расположенные на территории Волоколамского муниципального района
N |
Наименование образовательного учреждения профессионального образования |
Количество Обучающихся (человек) |
Специальности (профессии) |
Квалификации |
1 |
Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет им. К.Г. Разумовского" в г. Волоколамске Московской области |
821 |
Финансы и кредит |
Экономист |
Антикризисное управление |
Экономист-менеджер |
|||
Бухгалтерский учет, анализ и аудит |
Экономист |
|||
Экономика и управление на предприятии |
Экономист-менеджер |
|||
Автоматизированные системы обработки информации и управления |
Инженер |
|||
Юриспруденция |
Юрист |
|||
Технология продуктов общественного питания |
Инженер-технолог |
|||
Товароведение и экспертиза товаров |
Товаровед-эксперт |
|||
Юриспруденция |
Бакалавр юриспруденции |
|||
Экономика |
Бакалавр экономики |
|||
Информатика и вычислительная техника |
Бакалавр техники и технологии |
|||
2 |
Волоколамский институт гостеприимства - филиал НОУ ВПО "Российская международная академия туризма" |
269 |
Менеджмент |
Бакалавр менеджмента |
Менеджмент организации |
Менеджер |
|||
3 |
Волоколамский колледж права, экономики и безопасности |
619 |
Программирование в компьютерных системах |
Техник |
Пожарная безопасность |
Техник |
|||
Экономика и бухгалтерский учет по отраслям |
Бухгалтер, специалист по налогообложению |
|||
Правоохранительная деятельность (уголовно-правовая и судебно-правовая специализация) |
Юрист |
|||
Правоведение |
Юрист |
|||
Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем |
Техник |
|||
4 |
Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище N 53 Московской области |
500 |
Мастер общестроительных работ |
Каменщик, печник, электросварщик ручной сварки |
Мастер столярно-плотничных и паркетных работ |
Плотник, столяр строительный, паркетчик, стекольщик |
|||
Машинист дорожных строительных машин |
Машинист бульдозера, машинист катка самоходного с гладкими вальцами, машинист уплотняющей и планировочно-уплотняющей машины, машинист экскаватора одноковшового |
|||
Автомеханик |
Слесарь по ремонту автомобилей, слесарь по топливной аппаратуре, водитель автомобиля категории "В, С" |
|||
Оператор швейного оборудования |
Оператор швейного оборудования, швея |
|||
Портной |
Портной |
|||
Официант, бармен |
Бармен, буфетчик, официант |
|||
Повар, кондитер |
Повар, кондитер |
|||
Продавец, контролер-кассир |
Кассир торгового зала, контролер-кассир, продавец непродовольственных товаров, продавец продовольственных товаров |
|||
Парикмахер |
Парикмахер |
|||
Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства |
Рабочий зеленого хозяйства, садовник, цветовод |
|||
Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства |
Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства категории А, В, С, Д, Е, F |
|||
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве |
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования |
|||
Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинотракторного парка |
Мастер-наладчик по техническому обслуживанию машинотракторного парка, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования, тракторист категории А, В, С, Д, Е, F, Водитель автомобиля категории "В", "С" |
|||
5 |
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российский новый университет (НОУ ВПО РосНОУ) Волоколамский филиал |
334 |
Юриспруденция |
Юрист |
Финансы и кредит |
Экономист |
|||
Психология и педагогика |
Педагог-психолог |
|||
6 |
Московский государственный открытый университет Филиал МГОУ в г. Волоколамске |
351 |
Менеджмент организации |
Менеджер |
Экономика и управление на предприятии (строительства) |
Экономист-менеджер |
|||
Экономика и управление на предприятии (транспорта) |
Экономист-менеджер |
|||
Производство строительных материалов, изделий и конструкций |
Инженер |
|||
Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (бакалавриат) |
Бакалавр техники и технологии |
|||
Строительство (бакалавриат) |
Бакалавр строительства |
|||
Экономика (бакалавриат) |
Бакалавр экономики |
|||
7 |
ФГОУ СПО Волоколамский аграрный техникум "Холмогорка" |
400 |
Ветеринария |
Ветеринарный фельдшер |
Кинология |
Кинолог |
|||
Экономика и бухгалтерский учет |
Бухгалтер |
|||
Страховое дело |
Специалист страхового дела |
|||
Менеджмент |
Менеджер |
Решение задачи прогнозирования объемов и структуры подготовки рабочих кадров на муниципальном уровне должно способствовать повышению эффективности деятельности системы профессионального образования. Важное значение в этом вопросе имеет социальное партнерство в сфере взаимодействия учебных заведений и работодателей в организации подготовки и трудоустройстве выпускников.
В процессе рыночных преобразований в районе стал все сильнее ощущаться разрыв между квалификационными требованиями работодателей и уровнем квалификации выпускников профессиональных учебных заведений. Интенсивно развивающаяся экономика, модернизация производства, внедрение новых инновационных технологий предъявляет к работникам иные, повышенные требования: универсализм, владение смежными профессиями, профессиональная мобильность, знание иностранных языков. Повысились требования и к психологическим, коммуникативным, организаторским характеристикам выпускников учреждений профессионального образования, принимаемых на работу.
Как следствие, по ряду профессий на районном рынке труда произошло заметное снижение спроса на выпускников системы профессионального образования.
Одной из основных проблем для многих образовательных учреждений становится тот факт, что большинство организаций утратило характерную для прежних лет заинтересованность в поддержке учреждений профессионального образования в обеспечении оборудованием, прохождении учащимися на их базе производственной практики, трудоустройстве выпускников. Случаи оказания материальной помощи учреждениям профессионального образования со стороны работодателей единичны. В условиях отсутствия системы базовых организаций и гарантированного трудоустройства выпускников для большинства учебных заведений наиболее сложной проблемой становится самостоятельный поиск социальных партнеров, выстраивание эффективного взаимодействия с ними и управление качеством подготовки рабочих и специалистов в соответствии с требованиями работодателей и рынка труда.
В складывающихся условиях все более актуальным становится вопрос формирования новой системы отношений между образовательными учреждениями и хозяйствующими субъектами района, предпринимателями, центром занятости населения - то есть со всеми, кто становится не просто потребителем "продукции" образовательного учреждения, но и источником его финансового благополучия.
Одним из факторов устойчивой работы экономического комплекса Волоколамского муниципального района является привлечение отечественных и иностранных инвестиций. Системное обновление основных фондов, реконструкция и техническое перевооружение существующих производств, создание условий по вводу в действие новых объектов и мощностей повлекут за собой и необходимость обеспечения потребности организаций района в квалифицированных рабочих кадрах в необходимых объемах и соответствующем качестве подготовки.
Анализ данных мониторинга показывает, что наибольшую потребность организации испытывают как в специалистах рабочих профессий, так и в специалистах с высшим образованием. Приложение N 1, Приложение N 2.
В процессе решения стоящих задач ни одно учреждение, организация не могут обойтись без планирования мероприятий по обеспечению структурных подразделений специалистами (персоналом) с точки зрения достижения наиболее приемлемых не только качественных, но и количественных параметров.
В то же время данные мониторинга общей потребности рынка труда в профессионально-квалификационном разрезе показали, что на многих предприятиях нет целенаправленной работы по перспективному планированию потребности и численности квалифицированных кадров. Работодатели довольно неохотно при определении источников обеспечения потребности в работниках делают ставку на подготовку специалистов в высших, средних специальных учебных заведениях, а также в учреждениях начального профессионального образования. В основном обеспечение потребности в кадрах осуществляется за счет внутрифирменной подготовки кадров. На промышленных предприятиях осуществляются следующие виды профессионального обучения рабочих:
- подготовка новых рабочих (начальная подготовка);
- переподготовка рабочих;
- обучение рабочих вторым (смежным) профессиям;
- повышение квалификации рабочих.
Повышение квалификации работники организаций района осуществляют в системе Президентской программы подготовки управленческих кадров. За период действия программы прошли обучение 12 человек, в настоящее время обучаются 3 специалиста.
Особенности молодежи как группы трудовых ресурсов предопределяют ряд специфических проблем в области ее подготовки, распределения и использования.
Значение трудовых ресурсов молодежи как источника рабочей силы для экономики района все более увеличивается. В последующие годы поддержание и прирост численности работников невозможно решить без привлечения молодежи на производство.
Особого внимания в плане профессиональной ориентации и подготовки к трудовой деятельности требуют подростки 14 - 17 лет, являющиеся в основном учащимися общеобразовательных школ. Многие школьники плохо информированы о востребованности и мире профессий, не имеют реального профессионального плана и навыков профессионального самоопределения.
Выпускники практически не выбирают профессии, связанные с работой в промышленности, сельском и жилищно-коммунальном хозяйстве, не смотря на острую нехватку квалифицированных специалистов в этих отраслях.
Создание в районе единой системы профессиональной ориентации молодежи приведет к изменению ряда социально-экономических показателей: повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда, снижению социальной напряженности в молодежной сфере, улучшению криминогенной обстановки, рациональному использованию трудовых ресурсов.
Анализ сложившегося положения дел в сфере развития кадрового потенциала организаций района позволяет сделать вывод, что в данных условиях необходима разработка и внедрение комплексной, постоянно действующей системы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и проведение различных форм адаптационного обучения кадров.
Данная Программа должна обеспечить расширенное качественное воспроизводство трудовых ресурсов в соответствии с требованиями рыночной экономики и перспективами научно-технического прогресса.
III. Цель и задачи Программы
Цель Программы - эффективное использование собственных трудовых ресурсов, создание условий для профессионального развития персонала организаций, своевременное обеспечение потребности Волоколамского муниципального района в высококвалифицированных работниках.
Программная цель соответствует приоритетам социально-экономического развития Волоколамского муниципального района на 2012 - 2014 годы.
Мероприятия Программы направлены на решение следующих задач:
- создание научно - методического, организационного и информационного обеспечения организаций в профессиональном развитии персонала;
- развитие системы профессиональной ориентации обучающихся и выпускников образовательных учреждений Волоколамского муниципального района
- повышение квалификации и профессиональной подготовки работников организаций;
- устранение структурного несоответствия между образовательными услугами и рынком труда;
- совершенствование и развитие внутрифирменной системы профессионального обучения персонала;
- повышение престижа профессий сферы материального производства;
- предоставление профконсультационных услуг населению;
- подготовка управленческих кадров в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации.
IV. Планируемые результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит:
- обеспечить эффективное управление процессом содействия организациям в формировании кадрового потенциала, соответствующего требованиям современного производства;
- сформировать заказ на подготовку кадров по востребованным профессиям;
- содействовать развитию социального партнерства в сфере подготовки кадров;
- повысить качество базового профессионального и внутрифирменного обучения;
- организовать эффективную профориентационную работу среди молодежи с учетом потребности отраслей экономики района;
- организовать работу по разработке комплексных программ внутрифирменного развития персонала и повышения социально-трудовой мотивации работников в организациях района;
- увеличить приток молодежи на производство путем повышения престижа профессий;
- регулировать миграционные потоки населения;
- расширить возможности для трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования;
- содействовать сохранению рабочих мест в организациях и созданию новых;
- обеспечить подготовку кадрового резерва на производстве.
V. Финансовое обеспечение
Источниками финансирования программы являются средства федерального, областного, местного бюджетов, внебюджетные средства.
VI. Контроль за реализацией Программы
Контроль за исполнением Программы осуществляют органы администрации Волоколамского муниципального района в соответствии с их полномочиями, установленными действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.