В целях модернизации и интеграции законодательства в области образования Министерством образования и науки Российской Федерации разработан проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", направленный на приведение его в соответствие с новыми общественными отношениями, возникающими в сфере образования, повышение эффективности механизма правового регулирования, создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с запросами личности, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования. Текст законопроекта в доработанной редакции был размещен на Интернет-сайте для всенародного обсуждения.
Для более широкого и всестороннего обсуждения проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Законодательным Собранием Краснодарского края проведены семь зональных совещаний в форме парламентских слушаний. В них приняли участие более трех тысяч человек, в числе которых представители исполнительно-распорядительных и представительных органов местного самоуправления, депутаты Совета молодых депутатов Краснодарского края, руководители образовательных учреждений, представители профсоюзных организаций работников образования, педагогическая и родительская общественность. В рамках совещаний выступили 92 участника, внесено около 250 предложений.
Кроме этого, законопроект обсуждался на собрании Совета ректоров вузов Южного Федерального округа и двух заседаниях комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам образования, науки, делам семьи и молодежи с участием представителей педагогического и научного сообщества.
Широкая дискуссия по обсуждению основных положений законопроекта развернулась на сайте Законодательного Собрания Краснодарского края.
По итогам общественного обсуждения проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" отмечается, что законопроект в целом отвечает общественным отношениям, возникающим в сфере образования, интегрирует в себе как общие положения, так и положения, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования, систематизирует правовые нормы в сфере образования. Законопроектом сохраняются базовые принципы и нормы, закрепленные действующим законодательством об образовании и оправдавшие себя на практике.
Вместе с тем отдельные положения законопроекта требуют уточнений и обеспечения правореализационными механизмами.
Среди замечаний отмечаются следующие:
чрезмерный объем и сложная структура текста проекта;
сложность понятийного аппарата, его недостаточность, как, к примеру, отсутствие понятий "индивидуальный учебный план", "исклюзивное образование", "академическая свобода" и других;
множество дублирующих и внутренне противоречивых норм, логических повторов, таких как предоставление права выбора учебных пособий в одной статье - учителю, в другой норме - образовательному учреждению;
декларативность отдельных положений, как, например, неопределенность порядка реализации нормы, регламентирующей деятельность лиц, оказывающих педагогические услуги на возмездной основе;
отсутствие достаточных и конкретных механизмов, обеспечивающих качество образования, в частности, неурегулированность порядка возмещения ущерба, причиненного некачественным образованием;
нечеткое разграничение полномочий между федеральными органами власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Кроме того, законопроект содержит нормы, противоречащие положениям федерального законодательства, в частности - законодательству в области защиты информации.
В предложенной редакции проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" субъектам Российской Федерации предоставлено право дополнительно устанавливать виды и категории образовательных организаций, реализующих основные и (или) дополнительные общеобразовательные программы, что может повлечь различные подходы к определению у лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Наряду с этим высказаны мнения о преждевременности ликвидации начального профессионального образования как самостоятельного уровня образования, а также о неопределенности статуса и порядка организации деятельности учебных центров профессиональных квалификаций, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих.
Участниками слушаний подчеркивается, что законопроект должен содержать положения, регулирующие видовое разнообразие образовательных организаций дошкольного образования, а также получение дошкольного образования в форме семейного воспитания. Кроме того, необходимо урегулировать вопросы получения гражданами бесплатного дополнительного образования.
Требуется урегулировать механизмы межведомственного взаимодействия, разграничения полномочий и солидарной ответственности образовательных организаций и иных заинтересованных служб в части обеспечения прав обучающихся на охрану жизни и здоровья, транспортное обслуживание и питание.
Следует более четко определить государственные подходы к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и организации исклюзивного образования, а также закрепить за выпускниками коррекционных учреждений права на постинтернатное сопровождение и получение ими профессионального образования.
Необходимо уточнить специфику и механизмы реализации прав учащихся на обучение по индивидуальному учебному плану, усилить нормы, регламентирующие ответственность родителей (законных представителей) за освоение обучающимися учебного плана.
Педагогической общественностью предложено расширить в законопроекте положения, регулирующие правоотношения между образовательными организациями, реализующими программы профессионального образования, и потенциальными работодателями для их участия в формировании образовательных программ и в работе по оценке качества подготовки специалистов.
Необходимо предусмотреть в законе норму, согласно которой решение о реорганизации, ликвидации образовательной организации принимается органами местного самоуправления только на основании предварительной экспертной оценки последствий такого решения для обеспечения права детей на образование, проводимой уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления.
Участники совещании полагают допустимым закрепление в проекте закона организацию приема в образовательные организации среднего профессионального образования на основании профориентационного собеседования (тестирования) в целях выявления профессиональных наклонностей граждан, поступающих в указанные образовательные организации, что позволит регулировать прием на обучение не только с учетом престижности специальности, но и с учетом способностей и склонностей граждан к получению таких специальностей.
По мнению участников совещаний, следует установить единые федеральные подходы к основам социального профессионального статуса руководящих, педагогических и иных работников образовательных организаций. Предлагается определить статус образовательных организаций дополнительного образования и работающих в них педагогов, который целесообразно приравнять к статусу общеобразовательных организаций.
Комитетом Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам образования, науки, делам семьи и молодежи проанализированы и обобщены поступившие предложения и замечания к проекту федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", которые изложены в таблице предложений и в перечне проблемных вопросов, требующих законодательного регулирования.
Изучив и обсудив основные положения проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также предложения по совершенствованию законопроекта, Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Считать целесообразной и своевременной разработку проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
2. Согласиться с тем, что предложенная редакция проекта закона требует существенной доработки содержательного, юридико-технического и редакционного характера.
3. Одобрить предложения к проекту федерального закона "Об образовании в Российской Федерации, изложенные в таблице предложений (приложение 1).
4. Поддержать перечень проблемных вопросов, требующих законодательного регулирования (приложение 2).
5. Комитету Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам образования, науки, делам семьи и молодежи направить таблицу предложений к проекту федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и перечень проблемных вопросов, требующих законодательного регулирования, в Комитет Государственной Думы по образованию и Комитет Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по образованию и науке, Министерство образования и науки Российской Федерации.
6. Комитету Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам образования, науки, делам семьи и молодежи совместно с департаментом образования и науки Краснодарского края продолжить работу по обсуждению проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Председатель Законодательного |
В.А. Бекетов |
г. Краснодар
23 марта 2011 года
N 2490-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 23 марта 2011 г. N 2490-П "Об итогах общественного обсуждения рабочей редакции проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Текст постановления опубликован в Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края от 8 апреля 2011 г. N 41 (171), стр. 461