Условия совершенствования налогового законодательства предполагают постоянные изменения, направленные на качественную оптимизацию налоговых режимов.
Эти изменения затрагивают, в том числе и специальные налоговые режимы, поскольку значительное количество налогоплательщиков микро, малого и среднего бизнеса предопределяет их актуальность и необходимость принятия своевременных законодательных решений.
В 2010 году были приняты два Федеральных закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ и от 27.11.2010 N 310-ФЗ, внесших изменения в главу 26.2 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в части применения упрощенной системы налогообложения.
Итак, с 1 января 2011 года расширен перечень организаций, имеющих право применять упрощенную систему налогообложения.
Статьей 346.12 НК РФ установлены ограничения на применение упрощенной системы налогообложения. Так, согласно подпункту 14 пункта 3 данной статьи организации, в которых доля участия других компаний составляет более 25 процентов, не вправе использовать упрощенную систему налогообложения. Ранее это ограничение распространялось только в отношении организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов и некоммерческих организаций, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19 июня 1992 года N 3085-1, а также хозяйственных обществ, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом.
С 1 января 2011 года ограничения на применение упрощенной системы налогообложения не распространяются также в отношении некоторых хозяйственных обществ с долей участия других компаний более 25 процентов. Это касается организаций, учрежденных:
- в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" бюджетными научными учреждениями и созданными государственными академиями наук научными учреждениями хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям;
- в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" высшими учебными заведениями, являющимися бюджетными образовательными учреждениями, и созданными государственными академиями наук высшими учебными заведениями хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным высшим учебным заведениям.
Напомню, что с 15 августа 2009 года Федеральным законом от 02.08.2009 N 217-ФЗ разрешено учреждать такие хозяйственные общества бюджетным научным учреждениям и научным учреждениям, созданным государственными академиями наук, а также вузам, которые являются бюджетными образовательными учреждениями либо созданы государственными академиями наук.
Таким образом, согласно подпункту 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, с 2011 года хозяйственные общества могут применять упрощенную систему налогообложения, если исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности принадлежат учредившим их научным организациям или высшим учебным заведениям.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 17 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, с 1 января 2011 года казенные учреждения не могут применять упрощенную систему налогообложения.
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации дано определение казенного учреждения, согласно которого им является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Статус казенного учреждения должен быть закреплен в его уставе.
Обращаю внимание, что бюджетные учреждения и ранее не могли применять данный спецрежим в отличие от автономных учреждений, для которых такое ограничение не установлено.
Федеральным законом от 22.07.2008 N 155-ФЗ внесены изменения в главу 26.3 НК РФ, в части применения единого налога на вмененный доход аптечными учреждениями.
Так, в соответствии с подпунктами 1 пункта 2.2 статьи 346.26 НК РФ, налогоплательщики не вправе применять ЕНВД, если:
- среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
- доля участия других юридических лиц в уставном капитале организации составляет более 25 процентов.
С 1 января 2011 года данное ограничение распространяется и на аптечные учреждения, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (Федеральный закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ).
Кроме того, Федеральными законами от 08.05.2010 N 83-ФЗ и от 02.06.2010 N 115-ФЗ внесены изменения в главу 26.1 НК РФ "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)", которыми уточнен порядок начисления пеней за несвоевременную уплату налогов в связи с утратой права на применение единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН).
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ налогоплательщик утрачивает право на применение ЕСХН, в том числе, если доля дохода от реализации произведенной сельхозпродукции составит в общем объеме дохода от реализации менее 70 процентов. Для сельхозтоваропроизводителей, желающих перейти на указанный спецрежим, установлены ограничения пунктами 5 и 6 статьи 346.2 НК РФ, в том числе ЕСХН не вправе применять организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров.
В соответствии с пунктом 4 статьи 346.3 НК РФ налогоплательщик, утративший право на применение ЕСХН, в течение одного месяца после периода, в котором допущено нарушение, обязан произвести перерасчет налоговых обязательств за весь налоговый период и уплатить пени за несвоевременное внесение налогов и авансовых платежей по ним.
С 1 января 2011 года вступили в силу поправки, внесенные в указанную норму, которые касаются периода начисления пеней. Теперь момент начисления пеней определяется в зависимости от оснований утраты права на <применение системы налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога:>
- если применявший ЕСХН налогоплательщик по итогам налогового периода не признается сельскохозяйственным товаропроизводителем (то есть не соблюдены требования пунктов 2 и 2.1 статьи 346.2 НК РФ), то пени начисляются за каждый день просрочки с момента истечения месяца после периода, в котором допущено нарушение;
- если индивидуальный предприниматель применял ЕСХН при отсутствии такого права (то есть не соблюдены требования пунктов 5 и 6 статьи 346.2 НК РФ), то пени начисляются за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после установленного срока уплаты соответствующего налога (авансового платежа) за налоговый (отчетный) период, в котором необоснованно применялся ЕСХН.
Еще одно изменение, вступившее в силу с 1 января 2011 года в отношении казенных и автономных учреждений. Так, в соответствии с подпунктом 4 пункта 6 статьи 346.2 НК РФ помимо бюджетных учреждений не вправе переходить на уплату ЕСХН казенные и автономные учреждения. Следует отметить, что до 2011 года автономные учреждения могли применять ЕСХН.
Начальник отдела налогообложения |
Н.И. Загоруйко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
УФНС России по Краснодарскому краю дает разъяснения о вступающих в силу с 1 января 2011 года изменениях в налоговом законодательстве РФ в части применения упрощенной системы налогообложения.
В частности, отмечается, что, если исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности хозяйственных обществ принадлежат учредившим их научным организациям или высшим учебным заведениям, то таким хозяйственным обществам с 1 января 2011 года предоставляется право применять упрощенную систему налогообложения.
С 1 января 2011 года упрощенную систему налогообложения не могут применять казенные и автономные учреждения. Расширен перечень аптечных учреждений, которые не вправе применять ЕНВД.
Изменяется также порядок начисления пеней за несвоевременную уплату налогов в связи с утратой организацией права на применение системы налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога.
Разъяснения Управления ФНС России по Краснодарскому краю от 27 января 2011 г. "Новое в специальных налоговых режимах"
Текст разъяснений размещен на сайте Управления ФНС России по Краснодарскому краю в Internet (http://www.r23.nalog.ru)