Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Партнерство и взаимодействие Уполномоченного по правам человека
с некоммерческими организациями и Общественными советами
По состоянию на ноябрь 2010 года третий сектор (НКО) в Краснодарском крае представляли 6884 зарегистрированных некоммерческие организации (без учета государственных учреждений Краснодарского края), в том числе 4150 общественных объединений. Самыми многочисленными общественными структурами являлись ветеранские организации, общества инвалидов и профессиональные союзы.
Учитывая специфику своей деятельности, Уполномоченный по правам человека больше всего взаимодействовал с общественными объединениями, действующими в сфере публичных отношений, таких как защита прав человека, правовое просвещение, развитие институтов гражданского общества, осуществление общественного контроля, противодействия коррупции, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, решение социальных проблем, затрагивающих большие группы населения, и им подобными.
Следует отметить, что из числа зарегистрированных общественных объединений реально действуют гораздо меньше. По сравнению с предыдущим 2009 годом значительных изменений в сторону улучшения ситуации не произошло. Активность этой группы НКО была крайне низкой. Продолжается спад активности правозащитной деятельности, являющейся локомотивом третьего сектора. Практически остались единицы правозащитных НКО, но и они осуществляют свою деятельность, в основном, опираясь на сети и наиболее известных на федеральном уровне сетевых партнеров.
Наиболее заметными в проведении публичных мероприятий в 2010 году были такие общественные объединения как Межрегиональная природоохранная и правозащитная благотворительная общественная организация (МППБОО) "Экологическая Вахта по Северному Кавказу", Краснодарская краевая общественная организация выпускников российских вузов, Краснодарская краевая общественная организация "Антикоррупционный консорциум", Краснодарская региональная общественная организация "Южный региональный ресурсный центр" (ЮРРЦ), Краснодарская краевая общественная организация "Матери в защиту прав задержанных, подследственных и осужденных", Автономная некоммерческая организация "Новороссийский комитет по правам человека".
МППБОО "Экологическая Вахта по Северному Кавказу" проводит свою деятельность на территории ЮФО и СКФО. Особенно активно на территории Республики Адыгеи и Краснодарского края.
Организация считает своей миссией сохранение дикой природы и благоприятной окружающей среды на Северном Кавказе в контексте неразрывной связи экологических проблем Северного Кавказа с экологическими проблемами Черноморского и Каспийского регионов, а также Кавказского экорегиона.
Она имеет членство в международных организациях: Международном Социально-экологическом Союзе, Черноморской Сети неправительственных организаций (НПО), Сети Спасения Тайги.
Отмечено, что наиболее активными формами деятельности организации являются проведение публичных акций и мониторинга. Ряд пикетов и шествий были проведены в г. Краснодаре, что спровоцировало неоднозначную реакцию должностных лиц органов муниципальной власти и милиции, а также последующие судебные разбирательства.
Некоторые руководители организации в информационных сообщениях неоднократно подчеркивали свою принадлежность к аппозиционной власти партии "Яблоко".
В настоящее время Экологическая Вахта по Северному Кавказу осуществляет следующие общественные кампании:
- за соблюдение экологических требований при подготовке к Олимпиаде-2014;
- в защиту объекта Всемирного Природного Наследия "Западный Кавказ";
- за спасение Утриша;
- в защиту экологических прав жителей Туапсе.
Близкие публичные формы в своей деятельности использует ККОО "Матери в защиту прав задержанных, подследственных и осужденных" и АНО "Новороссийский комитет по правам человека". Эти НКО позиционируют себя как правозащитные.
Они также состоят в сетях с участием известных на Федеральном уровне общественных объединений. Некоторые их лидеры участвуют в акциях, проводимых радикально настроенными оппозиционными к власти партиями и движениями, демонстрирующими непримиримую политическую и гражданскую позицию.
Такие действия нередко приводит к конфликтам. Имели место случаи хулиганства и физического воздействия на отдельных членов организации, что приводило к вмешательству правоохранительных органов и возбуждении уголовных дел. Это вызывало большой публичный резонанс, в том числе и на международном уровне.
Наибольшей системностью в проведении традиционных публичных мероприятий следует отметить ККОО "Антикоррупционный консорциум", Краснодарскую краевую общественную организацию выпускников российских вузов, КРОО "Южный региональный ресурсный центр". Эти организации известны своей деятельностью в сфере публичной политики в части реализации социальных проектов, организации мероприятий с участием государственных и муниципальных органов. Фактически, названные НКО являются базовыми, а в некоторой степени и ресурсными для третьего сектора в крае.
ККОО "Антикоррупционный консорциум" и Краснодарская краевая общественная организация выпускников российских вузов в прошедшем году подготовили и провели при поддержке партнерских организаций и органов власти серию мероприятий краевого уровня. Среди них IV Антикоррупционный форум на тему "Коррупция в Краснодарском крае: конкретные проявления и механизмы противодействия", развитие добровольчества, поддержка молодых лидеров, гражданское просвещение и другие.
Уполномоченный по правам человека и его заместитель приняли участие в мероприятиях, выступили перед участниками форума и публичными лекциями, которые размещены в Интернет на сайте организаций.
Деятельность Краснодарской краевой общественной организацией выпускников российских вузов в ноябре 2010 года была поддержана Уполномоченным по правам человека в рамках её нового проекта "Общественный мониторинг правоприменения законодательства в сфере гражданского участия в управлении делами государства и противодействии коррупции в Краснодарском крае".
Цели и задачи, которые поставлены в Проекте, во многом совпадают с целями и задачами института Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае, прежде всего, в части совершенствования законодательства в сфере прав человека и правового просвещения жителей края.
Проект направлен на усиление роли гражданского общества в соблюдении прав и свобод человека и гражданина при участии граждан в управлении делами государства; обеспечение эффективного доступа к информации; взаимодействие общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления; содействие участию общественных организаций и граждан в процессе совершенствования федерального и регионального законодательства в сфере противодействия коррупции.
Краснодарская региональная общественная организация "Южный региональный ресурсный центр" является одной из не многих общественных объединений имеющих свой собственный ресурс и осуществлявшая деятельность по реализации своих собственных проектов, а также по поддержке проектов и мероприятий других организаций. Ею осуществлены исследования и подготовлены ряд докладов и публикаций по проблемам развития гражданского общества, взаимоотношений общества и власти, межконфессиональных и межнациональных отношений, проведены обучающие семинары, в том числе и по менеджменту в области бухгалтерского учета и управления финансами, и иное.
Она единственная организация, которая выпускает собственную газету "Новая реальность" и предоставляет возможность размещать в ней материалы, касающиеся третьего сектора.
ЮРРЦ состоит в сети Региональных ресурсных центров, действующих на территории 11 субъектов, входящих в ЮФО и СКФО.
Среди проблем, создающих низкую активность общественных объединений, действующих в сфере публичных отношений, является недостаточность принятых мер, направленных на их развитие. Не продекларировано четкое и ясное понимание их роли и места в развитии гражданского общества, нет стратегии развития, мало внимания уделяется их участию в общей краевой концепции совершенствования властных институтов. Не редки случаи, когда отдельные организации и их лидеры воспринимаются как оппозиционеры власти, они делятся на своих и чужих. Конечно, с точки зрения электорального потенциала их роль не так велика, как ветеранских и профсоюзных организаций, на зато воздействие на процессы гораздо сильнее последних.
Развитие некоммерческого сектора в России и на Кубани является одной из ключевых задач модернизации, противодействия коррупции, развития системы общественного контроля за деятельностью правоохранительных органов, совершенствования судебной системы и, в конечном смысле, продвижения на пути создания высококультурного и цивилизованного общества. Об этом неоднократно говорили и повторяли первые лица государства.
Законодательным Собранием Краснодарского края еще ранее были приняты законы края: от 26.11.2003 г. N 627-КЗ "О взаимодействии органов государственной власти Краснодарского края и общественных объединений" и Закон Краснодарского края от 29.04.2008 г. N 1459-КЗ "Об Общественной палате Краснодарского края".
В настоящее время они по-прежнему являются базовыми в установлении правоотношений НКО и органов власти.
Закон N 627-КЗ "О взаимодействии" действует уже в течение 10 лет. В целом его роль положительная, но за десятилетний период произошли существенные изменения в общественной жизни. Назрела необходимо привести закон в соответствие с новыми реалиями. Работа над законом могла бы стать положительных консолидирующим фактором для лидеров общественных объединений.
Как известно, Общественная Палата в крае не сформировано до сих пор, хотя скоро будет уже три года с момента принятия соответствующего закона. Причина, по которой закон не выполняется, не объявлена официально до сих пор. Этот факт стал предметом постоянной критики со стороны общественности в адрес власти на различных уровнях, что не способствует имиджу Краснодарского края.
Общественная Палата должна играть очень важную роль в общественной жизни края. Как сказано в законе, "Общественная Палата является организационной формой взаимодействия граждан Российской Федерации, проживающих на территории Краснодарского края, органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления в Краснодарском крае.
Общественная палата обеспечивает в соответствии со своим задачами учет потребностей и интересов граждан Российской Федерации, проживающих на территории Краснодарского края, при осуществлении территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами государственной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления в Краснодарском крае своих полномочий, защиту прав общественных объединений, а также осуществление общественного контроля за деятельностью территориальных органов федеральных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления в Краснодарском крае".
Не менее важной проблемой НКО было и остается отсутствие ресурсов для осуществления своей деятельности. Благотворительность практически сведена к нулю: нет опыта, практики, традиций, и налоговых стимулов тоже. Заработать денег общественное объединение также не может, есть законодательные ограничения да и вряд ли коммерция её направление. Остается один ресурс - грантовая поддержка из бюджета и так называемая благотворительность фондов.
На практике такая поддержка приводит зачастую к зависимости организации от грантодателя, так как именно он формулирует определенные задачи, преследуя свои цели. Нет ничего удивительного, что наиболее активно действующие НКО и их лидеры, как правило, являются членами сетей, так как при отсутствии альтернативных источников финансирования они вынуждены соглашаться на поставленные условия. Это позволяет некоторым финансистам при меньших затратах получать для себя наибольшую выгоду, начиная от мониторинга и заканчивая организацией политических протестных акции.
Согласно Постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.11.2009 г. N 1004 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы государственной поддержки некоммерческих организаций и содействия развитию гражданского общества на 2010 - 2012 годы" общий объем финансирования некоммерческих организаций составляет 184790,0 тысячи рублей, в том числе в 2010 году - 58 908 000 тысячи рублей. В реализации мероприятий указанной программы участвует 31 некоммерческая организация.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11 февраля 2011 г. N 70 названное постановление признано утратившим силу
Основными потребителями программы являются Краснодарская краевая общественная организация ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, включая её районные и городские отделения, организации инвалидов, НКО, действующие в сфере культуры, восстановления исторических памятников и храмов, соотечественников за рубежом и другие.
Отдельным пунктом Программа предусматривает организацию и проведение конкурса грантов администрации Краснодарского края для поддержки общественно полезных программ общественных объединений на финансирование которой в 2010 году было предусмотрено всего лишь 3 000 000 рублей из 58 908 000 рублей.
Порядок проведения конкурса определен Постановлением главы администрации Краснодарского края от 05.03.2003 г. N 220 "О грантах администрации Краснодарского края для поддержки общественно полезных программ общественных объединений". Сформирована комиссия в составе 9 человек, 3 из которых - представители администрации края, 6 - общественных объединений.
В феврале 2010 года информация о конкурсе была размещена на официальном сайте администрации Краснодарского края.
Как было заявлено, целью конкурса являлась поддержка общественно полезной деятельности общественных объединений, вовлечение их в сферу защиты прав и свобод человека, противодействие коррупции и развитие институтов гражданского общества.
По условиям конкурса, администрация края осуществляла поддержку общественно полезных программ общественных объединений, предусматривающих деятельность в следующих областях:
- защита прав и свобод человека и гражданина;
- профилактика и противодействие коррупции;
- развитие правовой культуры;
- гражданское просвещение;
- содействие развитию малого и среднего бизнеса;
- развитие добровольчества.
К сожалению, сама процедура проведения конкурса была не достаточно прозрачной. Известно, что получателями средств стали 15 общественных объединений, в том числе члены конкурсной комиссии. Нет полной информации о содержании проектов, критериев отбора победителей, обоснования принятых решений о победе тех или иных организаций. В составе конкурсной комиссии нет независимых наблюдателей и экспертов.
Результаты выполненных проектов не размещены в свободном доступе для ознакомления с ними всех желающих, оценки достигнутых результатов, изучения и применения опыта.
В качестве примера можно привести проект, выполненный Краснодарской краевой правозащитной общественной организацией "Гражданский ГОЛОС" и проведенной по его результатам конференции "Повышение эффективности становления и развития гражданского общества в Краснодарском крае", как следует из программы конференции, поддержанный Советом по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при главе администрации Краснодарского края.
В ходе выступления исполнителей проекта прозвучали цифры проведенных исследований по теме, которые заинтересовали Уполномоченного по правам человека.
К сожалению, с результатами проекта не удалось ознакомиться в открытых источниках, понадобилось обращаться к руководителю проекта лично.
Нет данных о проектах и результатах их выполнения на официальном сайте администрации края, или точнее есть закладки, а содержание отсутствует.
В прошедшем году общественным объединениям края не удалось поправить свои финансовые и материальные дела за счет получения средств из федерального бюджета, так называемого президентского гранта, которые распределяла Общественная Палата Российской Федерации.
В своем предыдущем докладе Уполномоченный по правам человека подробно останавливался на данном вопросе, приводил анализ и сомнительные схемы получения средств в регионах.
Как показала конференция "ГОСГРАНТ", организованная в Москве Российским Агентством развития информационного общества "РАРИО", при поддержке Администрации Президента России и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, при участии около 400 представителей региональных общественных объединений, имевшие место ранее недостатки в распределении средств поддержки небыли устранены. Отсутствовала прозрачность, высокой оставалась коррупционная составляющая, не была обеспечена свобода конкуренции, в выборе победителей присутствовал субъективизм отдельных членов конкурсных комиссий и многое прочие недочеты. Достаточно сказать, что на сайтах у некоторых операторов по распределению средств о победителях не дается полная информация, что не позволяет провести их идентификацию с общественными объединениями, зарегистрированными в субъекте Российской Федерации и их участием в общественной жизни.
Есть необходимость отметить еще один фактор, влияющий на развитие третьего сектора в крае. Это отсутствие активности самих НКО и их лидеров в данном процессе, а также ограниченное использование имеющихся коммуникативных и информационных возможностей для этого.
В прошедшем году Уполномоченный по правам человека получил только два информационных сообщения о создании новых общественных объединений с уставными целями по защите прав человека и желании сотрудничать на этом направлении. Нечастыми были и приглашения участвовать в проводимых мероприятиях. Но, самое главное, кроме указанных выше НКО, никто не представлял свои новые проекты, не обращался за поддержкой и помощью в поиске их финансирования.
Причин пассивности много, но некоторые из них очевидны - это весьма слабая подготовка специалистов в области менеджмента и поиска финансовых средств (фандрайзинга). Не используется также потенциал партнеров, нет коалиционных действий.
Возможно, что по этой причине не используются имеющиеся возможности в области коммуникации и информационных технологий.
Вышеперечисленные общественные организации, имеющие успех, обладают своими собственными сайтами, которые довольно полно отражают информацию о них, а также динамично освещают основные мероприятия их деятельности. Такой подход является лишь дополнительным аргументом при оценке возможностей организации и принятия решения на грантовую и иную финансовую поддержку.
Для тех организаций, кто не имеет собственных ресурсов для создания сайта, Общественным Советом по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при главе администрации Краснодарского края создан Портал гражданского общества Краснодарского края. Его возможности большие, сложностей в доступе нет. Заинтересованная НКО при желании может иметь собственную страничку. К сожалению, таких желающих оказалось немного, а информация о тех, кто там представлен, с очевидностью, размещена организаторами Портала, причем, некоторая из них взята из других сайтов и уже явно устарела.
При дефиците информации непонятно, почему, например, там нет материалов, касающихся реализованных проектов при финансовой поддержке администрации края. Это ответ на вопрос куда, кому, сколько и за что выделены бюджетные деньги. И не менее важно: возможность использовать опыт других.
Взаимодействие Уполномоченного по правам человека с НКО осуществляется как непосредственно в процессе двухсторонних отношений, участия в мероприятиях друг друга, поддержке проектов, так и в результате совместной работы в Общественных Советах, образованных при различных ведомствах, осуществляющих свою деятельность в крае.
В настоящее время Уполномоченный по правам человека участвует сам и имеет своего представителя в Общественных Советах при Управлении Федеральной службы исполнения наказания России по Краснодарскому краю (УФСИН), Главном управлении внутренних дел по Краснодарскому краю (ГУВД), Управлении Федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю (УФМС), Федеральной службы судебных приставов России по Краснодарскому краю (ФССП), Следственного управления Следственного комитета России по Краснодарскому краю (СУСК).
Конечно, в целом, деятельность Общественных Советов далека от идеала. Они являются скорее формальными образованиями, в их деятельности много декоративности и субъективизма. Но даже при таких обстоятельствах Уполномоченный по правам человека считает их полезными, а участие в них необходимым.
На его взгляд, в первую очередь, это площадка для переговоров и для организации общественного контроля за деятельностью правоохранительных органов. Пока членами Общественного Совета эти возможности используются не в полную меру. Отдельные заседания превратились в политологические конференции, на которых рассматриваемые вопросы далеки от заявленных целей и задач при создании Общественных Советов. Этот вывод подтверждается и планами работы, в которых ряд мероприятий вообще не связан с деятельностью некоторых ведомств. Постепенно уходит практическая секционная работа, которая и дает возможность осуществлять общественный контроль, проводя совместно мероприятия с участием сотрудников силовых структур.
Необходимы совместные действия Общественных Советов, координация в ходе проведения отдельных мероприятий общественными объединениями, представители которых входят в Общественные Советы. Эта задача выполнима, если учесть, что многие представители общественности являются членами сразу нескольких общественных структур, то есть имеют "перекрестное членство".
Уполномоченный по правам человека стремится вносить свой вклад в организацию деятельности Общественных Советов. Так, при его участии руководством УФСИН была издана новая редакция Положения об Общественном Совете при УФСИН по Краснодарскому краю, обновлен его состав и руководство. Планируется перейти к секционной работе, активизировать работу на новых направлениях. Прежде всего, в вопросах профилактики преступлений, адаптации осужденных к жизни вне колонии, исполнении наказаний не связанных с лишением свободы и других. Будет уделено особое внимание укреплению взаимодействия с Общественными Советами при других правоохранительных органах, а также Общественной наблюдательной комиссией Краснодарского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.