Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 7. Реализация экономических и социальных прав и свобод
В 2011 Уполномоченный по правам человека получил 147 обращений в части реализации гражданами экономических и социальных прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
С учетом общего количества обращений, они оказались на втором месте, уступив первенство обращениям, касающимся деятельности судебной системы. По сравнению с 2010 годом произошел даже их незначительный рост на 1% (21,7% против 20,7%).
В целом, полученные обращения данной категории в прошедшем году по содержанию и классификации не отличаются от предыдущих лет, за исключением "эталонного" 2008 года. Этот год был самым успешным, так как начиная с 2003 года обращения социально-экономического характера впервые оказалась на третьем месте и составили 17,7% от общего их числа .
Сфера экономических и социальных прав и свобод весьма чувствительная для населения постсоциалистического государства, привыкшего получать гарантированный доход и льготы. Она затрагивают значительную часть интересов населения, и, в первую очередь, стариков, инвалидов, пенсионеров, многодетные семьи и прочие незащищенные категории граждан.
То, что в прошедшем послекризисном году количество обращений социальной направленности оказалось даже меньше, чем можно было ожидать, говорит о том, что социально-экономическая ситуация в крае находилась под контролем органов власти.
По своему предмету поступившие обращения весьма разнообразны. В данной главе выделены только некоторые виды прав, исходя из наибольшего количества, полученных от Заявителей обращений, а также приведены характеризующие их примеры. Особое внимание уделено правам отдельных категорий граждан.
7.1. Права на социальное и медицинское обеспечение и социальные гарантии
Наибольшее количество обращений о нарушении прав на медицинское обеспечение и социальные гарантии поступило от лиц, бывающих наказание. Одной из проблем по-прежнему остается сложность процедуры межведомственного согласования. Система исполнения наказания в вопросах лечения, обеспечения социальных гарантий взаимодействует с территориальными государственными и муниципальными органами. Это значительно затрудняет решения вопросов, так как УСИН, практически, является посредником между лицом и этими органами. Кроме того, само ведомство не всегда бывает объективным в оценке состояния осужденного, так как это накладывает на него дополнительные трудности и затраты, в случае его этапирования для прохождения медико-социальной экспертизы (МСЭ).
В адрес Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае поступило обращение от Е.Е.Л. в защиту интересов ее сыновней Е.В.В. и Е.В.В., содержащихся под стражей в ФБУ ИЗ N 23/1.
В обращении заявитель указала, что один из ее сыновей страдает тяжелым заболеванием, которое попадает в перечень заболеваний, препятствующих содержанию под стражей, он также не получает необходимых медицинских препаратов.
Уполномоченный обратился к начальнику ФКУ ИЗ N 23/1 с просьбой дать указание о проведении медицинского освидетельствования больного.
Поступил ответ, в котором сообщалось, что Е.В.В. действительно находится в учреждении, однако за медицинской помощью до настоящего времени он не обращался. Заявления о передаче лекарственных препаратов в администрацию учреждения не поступали.
Согласно имеющимся документам, Е.В.В. обратился в администрацию учреждения о направлении его на медицинское освидетельствование в соответствии с порядком утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 января 2011 г. N 3 "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений".
В соответствии с утвержденными Правилами, действующим в уголовно-исполнительной системе (УИС), рассмотрение вопроса о направлении подозреваемого или обвиняемого на медицинское освидетельствование осуществляется при наличии у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, включенного в перечень, подтвержденного медицинскими документами, содержащими данные стационарного медицинского обследования
Как пишет начальник учреждения: "К сожалению, Е.В.В. медицинскую документацию не предоставил. На личном приеме ему разъяснен порядок и необходимость предоставления документации".
Также дополнительно сообщено, что медицинское освидетельствование подозреваемого или обвиняемого осуществляется врачебной комиссией медицинской организации, определенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в которой имеются условия, необходимые для проведения соответствующих исследований и обеспечения прав и законных интересов лица, в отношении которого проводится медицинское освидетельствование.
Врачебная комиссия осуществляет свою деятельность в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, который, в настоящее время, еще не утвержден.
Пунктом 6 Постановления N 3 установлено, что форма направления подозреваемого или обвиняемого на медицинское освидетельствование утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации. На сегодняшний день данная форма не утверждена.
Порядок осуществления врачебной комиссией деятельности по освидетельствованию вышеуказанных лиц, который согласно пункту 10 также устанавливается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, он также не утвержден.
В целях реализации Постановления N 3 департаментом здравоохранения формируется перечень учреждений, имеющих необходимые условия для проведения освидетельствования.
Данный вопрос находится на контроле в Департаменте здравоохранения Краснодарского края.
К Уполномоченному по правам человека в Краснодарском крае обратился осужденный Д.С.П., отбывающий наказание в ФКУ МОТБ УФСИН РФ по Краснодарскому краю, по вопросу получения квалифицированной медицинской помощи и направление на МСЭ для установления ему группы инвалидности.
Уполномоченный по правам человека попросил начальника ФКУ МОТБ разъяснить ситуацию. В ответном письме он сообщил, что для направления Заявителя на МСЭ необходимо заключение специализированного медицинского учреждения, в адрес которого был направлен запрос с просьбой предоставить копию акта судебно-психиатрической экспертизы (г. Санкт-Петербург). Ответа до сих пор не поступило. Был направлен повторный запрос о предоставлении копии акта, и только после его получения будет решаться вопрос об оформлении запроса на отправку Д.С.П. в г. Рыбинск в психиатрическую больницу.
Уполномоченный по правам человека повторно получил обращение от осужденной З.И.Ю., отбывающей наказание в ФГУ ИК N 3, с просьбой оказать содействие в получении квалифицированной медицинской помощи, направлении на МСЭ, проведении МРТ и других необходимых обследований для отправки на лечение в специализированное учреждение г. Самары.
В обращении Заявитель сообщила, что в апреле 2011 года она была направлена на обследование в соматическую больницу г. Самары и проведения МРТ. С ее слов, МРТ ей проведено не было, необходимые документы для направления ее на МСЭ из больницы г. Самары в ФКУ ИК N 3 не поступили. Вопрос о направлении ее на МСЭ не решен.
Уполномоченный по правам человека обратился к начальнику учреждения с просьбой пояснить суть происходящего, а также сообщить о необходимости его личного содействия для получения необходимых документов из г. Самары.
Из полученного ответа следовало, что в ФКУ ИК N 3 из ЛПУ по Самарской области все же поступило заключение и диагноз осужденной. Врачебной комиссией установлено, что осужденная трудоспособная.
Она также осмотрена врачом ФКУ ИК N 3. Её состояние стабильное. Получает антиретровирусное лечение. Оснований для направления на МСЭ не имеется.
В адрес Уполномоченного по правам человека поступили и другие аналогичные обращения. К сожалению, осуществить их проверку в указанных выше условиях, когда задействованы учреждения из разных субъектов Российской Федерации, практически, не представляется возможным.
7.2. Право на жилище и благоприятные условия проживания
В адрес Уполномоченного по правам человека поступило коллективное обращение от 22 человек, проживающих в городе Сочи, по вопросу обеспечения бесперебойной поставки электрической энергии в их жилые дома.
Жалоба граждан была направлена по подведомственности главе администрации муниципального образования г. Сочи с просьбой дать необходимые указания службам с целью изучения ситуации и оказания реальной помощи в решении возникшей проблемы.
В адрес Уполномоченного по правам человека поступил ответ от и.о. заместителя главы муниципального образования город Сочи Моргуна В.А., в котором сообщалось о задолженности по оплате за потребление электроэнергии садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ) "Турист" перед ОАО "Кубаньэнергосбыт", что явилось причиной отключения электроэнергии и от жилых домов.
Очевидно, что полученный ответ был дан не по существу и, фактический, являлся отпиской. Из него следовал вывод, что подача электроэнергии в жилые дома, напрямую зависит от платежеспособности третьего лица - СНТ "Турист", что явно является нарушением их жилищных прав и прав потребителей. Представитель власти в возникшей проблеме очевидно не разобрался.
В связи с этим, Уполномоченный по правам человека вынужден был повторно обратился к главе муниципального образования г. Сочи с требованием изучить проблему, встретиться с представителем Заявителей и оказать им содействие в решении вопроса бесперебойной подачи электроэнергии в жилые дома.
Уполномоченный по правам человека обратил внимание органа власти, что жилые дома граждан двух улиц и СНТ "Турист" подключены к общему прибору учета электроэнергии, по которому числится долг в размере 900 тыс. рублей. Необходимо провести раздельное подключение через приборы учета линии передачи электроэнергии. Граждане уже обратились с заявкой в ОАО "Кубаньэнерго" на получение технических условий на подключение и заключения индивидуальных договоров поставки электроэнергии. Им необходима помощь органов власти для ускорения процесса.
В последующем, данная проблема все же был разрешена в пользу Заявителей.
К Уполномоченному по правам человека обратился житель г. Краснодара К.И.Ф., с жалобой о нарушении его прав, как он полагает, при переселении из аварийного жилищного фонда и предоставления жилья взамен ранее занимаемого.
Заявитель указал, что в настоящее время он проживает в квартире, состоящих из числа комнат больше, чем ему предлагают для переселения. В связи с его отказом от переселения, администрация города Краснодар обратилась в Первомайский суд, который отказал ей в удовлетворении исковых требований. Однако по кассационной жалобе администрации решение было отменено и дело направлено на новое рассмотрение.
Поскольку данная ситуация является "типичной" в связи с обращением многих заявителей с подобными жалобами, Уполномоченный по правам человека считает необходимым более подробно остановиться на данном обращении.
После исследования проблемы, было установлено, что дом Заявителя включен в адресную программу Краснодарского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2009 год, согласно которой и Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", переселение граждан осуществляется в соответствии с жилищным законодательством путем предоставления органами местного самоуправления жилых помещений, приобретенных в собственность субъектами Российской Федерации и переданных в муниципальную собственность.
Пунктом 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено, что принятие решений и проведение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии со ст. ст. 32, 86 ЖК РФ
Согласно разделу 6, указанной программы, к способам переселения граждан относятся:
- предоставление взамен жилого помещения, подлежащего изъятию, собственнику такого помещения иного жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену;
- предоставление выселяемому из жилого помещения гражданину - нанимателю жилого помещения по договору социального найма другого жилого помещения по договору социального найма.
Указанные жилые помещения приобретаются по государственным контрактам, заключаемым в рамках реализации Программы.
Так же следует учитывать, что адресная Программа предполагает, что обоснование объема долевого финансирования приобретения жилых помещений в строящихся домах для переселения граждан осуществляется исходя из общей площади жилых помещений в аварийных многоквартирных домах и стоимости 1 кв. метра общей площади жилья. Иными словами, суммы определены, и заявители вправе рассчитывать на предоставление жилого помещения равнозначное по общей площади, ранее занимаемому, и в пределах стоимости.
При выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
В тоже же время, Конституционный суд РФ указал в Определении от 28.05.2009 года N 605-О-О, что положения частей 1 и 2 статьи 89 ЖК РФ не ограничивают суды в возможности в ходе исследования и оценки того или иного варианта предоставления жилого помещения принять во внимание обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
Под благоустроенным жилым помещением с учетом положений ЖК РФ, а также позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ" понимается помещение, которое:
- соответствует общим требованиям, закрепленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47;
- равнозначно по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению;
- благоустроено применительно к условиям соответствующего населенного пункта;
- находится в черте данного населенного пункта;
- равнозначно по количеству комнат ранее занимаемой квартире.
Таким образом, утверждение заявителя о необходимости предоставлении жилого помещения, равного по количеству комнат ранее занимаемому, является обоснованным и правомерным.
Об этом говорит и судебная практика. Определения СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 09.02.2010 N 83-В09-11, от 22.06.2010 N 69-В10-8.
Предоставление квартиры, где количество комнат меньше, чем в ранее занимаемой, признается судами нарушением жилищных прав граждан.
Разрешить вопрос по существу вправе суд. Позиция администрации изложена в кассационной жалобе.
Заявителю рекомендовано отстаивать свою позицию в суде, в том числе обосновывая ее обстоятельствами и фактами, свидетельствующими об объективной возможности проживания в предложенной квартире.
Другими характерными примерами является обращения к Уполномоченному по правам человека жителя г. Гулькевичи Н.З.И., в котором указано о не предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем, как вдове, члену семьи умершего участника Великой Отечественной войны, а также жителя г. Армавира Ш.Ю.И. о не предоставлении социальных выплат на приобретение жилого помещения в собственность.
Уполномоченный по правам человека обратился за консультацией в Департамент социальной защиты Краснодарского края.
Был получен ответ, в котором, в частности, ссылкой на разъяснения Министерства регионального развития Российской Федерации от 19.03.2010 N 10496-СК/07, сообщалось, что, так как супруг Заявителя являлся участником Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях в войне с Японией, то обеспечением жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" она не подлежит.
Вместе с тем, вышеизложенная позиция Департамента соцзащиты края является не убедительной, так как право участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем прямо предусмотрено ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Действующее законодательство РФ не содержит норм права, указывающих на то, что участники Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях в войне с Японией, не предоставляются какие-либо меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом, в том числе социальной поддержки в виде обеспечения жильем.
Указом Президента РФ N 714 от 7 мая 2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" определено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 2009 г. N 327-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах", вдовы инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета вне зависимости от времени постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, при полном их соответствии критериям, установленным ст. 21 Федерального закона "О ветеранах".
Очевидно, что, письмо Минрегионразвития РФ от 19.03.2010 N 10496-СК/07 не является нормативным актом, поскольку не содержит и не устанавливает конкретные права и обязанности, а лишь содержит разъяснения в применении действующего законодательства и противоречит нормам Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", поэтому применяться к данным правоотношениям не может.
Отказ Департамента социальной защиты населения о не включении в список получателей социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и Указом Президента РФ N 714 от 7 мая 2008 года, по нашему мнению, является незаконным.
Заявителю рекомендовано обратиться в прокуратуру Краснодарского края и (или) в суд за защитой нарушенных прав.
Ветеран и инвалид Великой Отечественной войны Ш.Ю.И. жаловался на тор, что ему не предоставлены социальные выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, хотя у него даже имеется решение суда.
Заявитель указал, что он, как ветеран и инвалид Великой Отечественной войны, имеет право в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" на социальные выплаты для приобретения жилья.
Однако, по решению руководства Департамента социальной защиты Краснодарского края он не был включен в список граждан претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность в 2010 году.
Ш.Ю.И. обжаловал, указанное решение, в суд. Решением Армавирского городского суда Краснодарского края от 28.01.2011 года действия Департамента социальной защиты населения Краснодарского края были признаны неправомерными. Суд также обязал устранить допущенные нарушения и включить Ш.Ю.И. в проект распоряжения главы администрации Краснодарского края о предоставлении социальных выплат на приобретение жилого помещения в собственность. Решение вступило в законную силу в марте 2011 года. Об исполнении судебного решения, как указал Заявитель, ему никто и ничего не сообщил.
На запрос Уполномоченного по правам человека в Департамент социальной защиты населения края с просьбой проинформировать Заявителя по сути решения его вопроса, поступил ответ, в котором сообщается что Ш.Ю.И. включены в проект распоряжения главы администрации Краснодарского края " О предоставлении социальных выплат на приобретение жилого помещения в собственность инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, членам их семей". После его подписания социальная выплата будет предоставлена.
Уполномоченный по правам человека рассматривал и другие обращения граждан, касающиеся их жилищных прав и благоприятных условий проживания.
Например, в адрес Уполномоченного по правам человека поступило обращение от жителя ст. Каневская К.Е.В., касающееся улучшения жилищных условий в рамках программы "Социальное развитие села до 2012 года".
В обращении Заявитель высказала беспокойство, что по условиям программы в ней участвуют граждане, которые признаны в установленном порядке нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Заявительница в настоящее время проживает в жилом помещении по договору найма, так как ее дом сгорел. На учете ранее она не состояла.
На обращение Уполномоченного по правам человека к главы муниципального образования Каневской район с просьбой о содействии, поступил ответ, что Постановлением администрации МО Каневской район N 1306 от 21.09.2010 года К.Е.В. с составом семьи из двух человек признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года", без постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Они включены в муниципальный список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья по категории "молодые семьи и молодые специалисты".
7.3. Право собственности. Право собственности на землю отдельных категорий граждан
Уполномоченный по правам человека получал обращения, касающиеся прав собственности на землю и других земельных отношений.
Среди них особо выделяются обращения, касающиеся землепользования различными садоводческими и огородническими товариществами, а также получения участков земли для решения своих жилищных проблем, в том числе многодетными семьями в части реализации льгот.
К Уполномоченному по правам человека поступило коллективное обращение 13 членов садоводов НСТ "Радужное", в части реализации права собственности на землю.
В обращении Заявители указали, что каждый из них получил письменное Распоряжение главы Администрации Центрального внутригородского округа города Краснодара от 14.12.2010 года об отмене Распоряжения о предоставлении в собственность земельного участка для садоводства в СНТ "Радужное" в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара. Все они были изданы в 2008 году. Согласно постановлению, предложено освободить земельные участки и добровольно погасить запись о регистрации прав собственности.
Уполномоченным по правам человека в адрес главы администрации Центрального внутригородского округа города Краснодара был направлен запрос информации.
В поступившем ответе действительно была подтверждена информация об отмене Администрацией Центрального внутригородского округа города Краснодара ранее изданных ею Распоряжений о предоставлении в собственность земельных участков для садоводства в СНТ "Радужное" в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара. Пояснялось, что оно принято с целью предотвращения застройки придорожной полосы, которую в дальнейшем предусматривается реконструировать и расширить, в соответствии с утвержденной проектной документацией в период до 2015 года. Кроме того, при предоставлении земельных участков не была соблюдена процедура согласования участков с инспектирующими службами.
Вместе с тем, из материалов обращения следует, что земельные участки оформлены в собственность и получены государственные свидетельства.
В этом случаи, изъятие земельного участка у землепользователей может осуществляться исключительно при условии соблюдения оснований и процедуры изъятия, предусмотренной статьями 44, 49 и 55 Земельного кодекса РФ, то есть за плату (возмездно).
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Собственники вправе распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению. Если же администрация считает незаконным регистрацию права собственности на земельные участки, то она должна их и оспаривать. Без судебного решения никто собственников из Единого государственного реестра прав не правомочен исключать или лишать права собственности.
Решение Администрации Центрального внутригородского округа города Краснодара от 27.12.2010 года, как минимум, безграмотно, а то и коррупционно.
Заявителям было предложено обратиться в правоохранительные органы, а также предложено содействие Уполномоченного по правам человека в случае возникновения дальнейшей тяжбы с органами муниципальной власти города Краснодара.
Уполномоченному по правам человека приходилось вмешиваться в возникающие ситуации, решение которых находится в ведении местных органов самоуправления, но которые в силу различных причин ими не решались.
Так, к Уполномоченному по правам человека поступило обращение от жителя ст. Кабардинская, Апшеронского района Б.И.П., в котором указывалось о нарушении ее жилищных прав.
Как следует из обращения, в 2010 году Заявитель и ее сын Б.В.В., инвалид с детства, 1997 г.р., при участии органов опеки, купили земельный участок и жилой дом в ст. Кабардинская, который в результате стихийного бедствия, наводнений в 2010 году, в ночь с 15 - 16 октября, и с 26 - 27 ноябре, пострадал и стал непригодным для проживания.
Её обращения за помощью в администрацию ст. Кабардинская оказались безрезультатны, помощь ей не оказана, ответов на свои жалобы она не получает.
Только после запроса Уполномоченного по правам человека в адрес главы муниципального образования Апшеронский район был получен ответ, в котором сказано, что заявителю необходимо получить заключение в ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" и обратиться в межведомственную комиссию Ка
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.