Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Общий анализ обращений, поступивших к Уполномоченному по правам человека за период его деятельности (2002 - 2011 г.г.)
Первый Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае Козицкий А.Г. был назначен на должность Законодательным Собранием Краснодарского края в соответствии с постановлением от 29.05.2002 г. N 1507-П "О назначении Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае".
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в 2002 году был составлен и представлен ЗСК края в установленные сроки. Вместе с тем, он содержал, в основном, сведения об организационных моментах начала деятельности нового института. Статистические данные о полученных обращениях в нем отсутствуют.
Фактически, учет поступивших обращений, способов доставки, анализ количественных и качественных показателей ведется с 2003 года.
Вместе с тем, в ходе практической деятельности, были введены дополнительные показатели: "личный прием" и обращение по "телефону". Они обозначены в таблице N 1 за предыдущие годы, когда их учет не велся, цифрой "0".
Из приведенных данных, обращает на себя внимание постоянный ежегодный рост общего количества лиц, обратившихся к Уполномоченному по правам человека, за исключением прошедшего 2011 года, а также зарегистрированных и обработанных обращений.
Уполномоченный по правам человека полагает, что такая динамика связана не с ухудшением состояния прав человека в крае, а с узнаваемостью самого института, а также возрастающей активностью лиц в деле защиты своих прав и законных интересов.
Что касается нового обстоятельства - снижения в предыдущем году постоянно возрастающей динамики,- то более детальный анализ данному факту будет дан в последующей главе настоящего доклада.
Ежегодный анализ полученных обращений привел Уполномоченного по правам человека к мысли о необходимости проведения постоянного мониторинга в отношении органов (объектов), которые чаще всего указываются в обращениях лиц, как нарушившие их прав.
В качестве объектов мониторинга ("точки отсчета") были выбраны государственные и муниципальные органы (см. таблицу N 2):
А). Действующие в системе правосудия и организации деятельности судебной системы;
Б). В системе правоохранительных и правоприменительных органов;
В). В экономической и социальной (социально-экономической) сферах.
Правильность выбора подтверждена практикой. На их долю этих органов выпадает от более 50% до, практически, как в 2011 году, 90% всех зарегистрированных обращений.
Учитывая, что при построении диаграмм учитывается показатель 100%, разница, за вычетом суммы, приходящейся на объекты мониторинга, отнесена в таблице N 2 к "Другие".
Показатели в процентах рассчитываются исходя из количества зарегистрированных обращений, с учетом их классификации по видам прав.
Существует закономерность между видами прав и органом: определенный орган (объект) может нарушить только определенные вид (виды) прав, обозначаемые в данной таблице, как "объективная сторона".
Классификация по видам прав содержится в каждом ежегодном докладе в главе "Общий анализ обращений, поступивших к Уполномоченному по правам человека".
Ниже приведена итоговая таблица N 3, которая позволяет наглядно увидеть соотношение поступивших обращений лиц с учетом проведенной классификации по разделам видам прав, принятой в теории прав человека. В свою очередь, каждый раздел имеет свою, более подробную классификацию.
Классификация по видам прав и учет количества нарушений прав человека являются составляющими методики оценки состояния прав человека, применяемой на практике многими правозащитными структурами. Методика также применяется в течение десяти лет Уполномоченным по правам человека.
Сравнительный анализ за десятилетний период позволяет сделать ряд важных выводов о состоянии прав человека на территории Краснодарского края:
1. Ситуация с правами человека в крае имеет тенденцию к улучшению. К сожалению, она не столь динамична, как того требуют интересы общества и государства;
2. Некоторые ранее выявленные проблемы переходят из года в год. Они становятся системными;
3. Общество не удовлетворяет отправление правосудия и проведение процессуальных действий правоохранительными органами. Отношение от критического, до резко критического. Особо много обращений поступает от лиц находящихся под следствием и осужденных;
4. Требует совершенства система социальной адаптации лиц, отбывающих и отбывших уголовное наказание. Остро стоят проблемы гражданства, паспортизации, жилья, социальной помощи и т.д.;
5. Количество обращений, касающихся социальных прав напрямую зависит от мер, принимаемых государством и органами местного самоуправления по улучшению жизни населения;
6. С улучшением благосостояния население больше внимания уделяет не социальным правам, а гражданским (личным);
7. Самыми острыми социальными проблемами являются: жилье, пенсии, социальные компенсации и выплаты, ЖКХ, услуги;
8. Количество жалоб, касающиеся политических прав незначительно. За последние годы органам власти удалось в целом решить проблему доступа к информации;
9. Остро стоит вопрос правового просвещения населения, оказание "расширенной" юридической помощи с участием государства и некоммерческих организаций. Адвокатура не в полной мере выполняет свою функцию по оказанию квалифицированной юридической помощи;
10. Необходима срочная помощь и поддержка некоммерческим организациям социальной направленности. Их количество и деятельность неуклонно сокращаются;
11. Требуется совершенствование законодательства в отношении института Уполномоченного по правам человека на федеральном и региональном уровнях в части его компетенции и статуса. Не решены проблемы технического характера, касающиеся Уполномоченного по правам человека в крае.
Одним из недостатков проводимого анализа обращений является то, что на протяжении всего периода не учитывался еще один важный показатель - субъект (социальный и иной статус заявителя), хотя в "первичных" данных на заявителя подобные сведения в той или иной степени указывались при фиксации его обращения.
В целом можно отметить, исходя из практики, что к Уполномоченному по правам человека в основном обращаются лица, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Большой процент обращений поступает от лиц, находящихся под следствием и отбывающих наказание. Много среди заявителей пенсионеров, ветеранов, лиц из числа неблагополучных семей, нуждающихся в социальной помощи, жилье, так называемые "дольщики" и другие.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.