Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Общий анализ обращений, поступивших к Уполномоченному по правам человека в 2011 году
В 2011 году к Уполномоченному по правам человека в Краснодарском крае обратилось 3268 человек. В том числе:
Зарегистрировано 704 обращения, в том числе 608 жалоб. Разница между обратившимися и количеством зарегистрированных обращений состоит в том, что многие зарегистрированные обращения являются коллективными.
Общее количество обращений к Уполномоченному в сравнении с 2010 годом впервые уменьшилось 28,3%, в том числе: письменных на 32%, зарегистрированных - 2.1%, лично обратившихся в приемную лиц - 24,8%. Из числа всех зарегистрированных обращений возросло количество жалоб: на 3,9%.
Обращения поступили из 40 районных муниципальных образований Краснодарского края, при общем их количестве - 44. Наибольшее количество обращений было получено: г. Краснодар - 178; Усть-Лабинский район - 51; г. Армавир - 51; г. Новороссийск - 47; г. Сочи - 37.
Уполномоченным по правам человека были рассмотрены обращения из других субъектов Российской Федерации: Республики Адыгеи - 5; Республики Ингушетии - 2; Республики Калмыкия - 1; Карачаево-Черкесской Республики; Республики Мордовии - 1; Республики Татарстан - 1; Чеченской Республики - 1 ; Красноярского края - 4; Пермский край - 1; Приморский край - 1; Ставропольского края - 5; Астраханской области - 2; Белгородской области - 1; Волгоградской области - 4; Воронежской области - 3; г. Москвы - 7; Московской области - 4; Оренбургской области - 2; Ростовской области - 6; г. Санкт-Петербурга - 4; Свердловской области - 2; Смоленской области - 2; Ульяновской области - 1; Челябинской области - 1.
Так же были получены обращения из Армении и Узбекистана. Взаимодействие в рассмотрении обращений осуществлялось также с Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека.
В прошедшем году было направлено 838 исходящих документа. Из них по жалобам - 759 (688 ответа заявителям и 71 запрос в государственные органы и другие организации).
Уполномоченный по правам человека, как и прежде, придерживается точки зрения, что количественные показатели обращений не отражают качественную сторону состояния прав человека в Краснодарском крае. Продолжается рост общей осведомленности жителей края о способах защиты прав человека, предпринимаемых действиях органов власти, правоохранительных и иных органов, направленных на обеспечение гарантий реализации прав человека, узнаваемость институтов, действующих в крае в этой сфере, включая и Уполномоченного по правам человека.
Не смотря на то, что общее количество обращений уменьшилось, тем не менее, количество зарегистрированных письменных обращений осталось на уровне предыдущего года (704 против 719), а в их числе жалоб - увеличилось (608 против 585). Следует пояснить, что "зарегистрированные обращения" - это те, которые соответствуют требованиям Закона об Уполномоченном по правам человека, фактически, являются материалами для первичной оценки изложенных фактов о нарушении прав человека, по которым в необходимых случаях может проводиться проверка или иное реагирование, ведется делопроизводство.
Уполномоченным по правам человека не исключается, что снижение общего количества обратившихся к нему за прошедший год является следствием работы открывшихся приемных органов власти: Президента Российской Федерации, Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края (районные и межрайонные). На постоянной основе также действует приемная партии "Единая Россия".
Не маловажным является и то обстоятельство, что количество обращений, не относящихся к компетенции Уполномоченного по правам человека, также уменьшилось. В основном это обращения, касающиеся проблем граждан, находящиеся в компетенции муниципальных органов власти: ЖКХ, облагораживание территорий, улучшение жилищных условий, ремонты и т.д.
Продолжается рост общего количества обращений, поступивших с использованием Интернет. Такой способ общения с Уполномоченным по правам человека является прямым следствием распространения информации о способах дистанционного общения с Заявителями, его доступностью для большого числа молодых людей и оперативностью получения ответов. Очень многие обращения носят исключительно информационный характер, желание общения и выяснение мнения по тем или иным вопросам и событиям, происходящим в общественной жизни.
Что касается обращений с жалобами по Интернет, то на использование такой возможности влияет ряд побочных факторов, среди которых полнота представляемой информации, имеющийся уровень технических средств связи и фиксации поступивших материалов, владение компьютером и другое.
Одним из условий, влияющим на характер обращений, являются события, происходящие в стране и в крае.
Учет и анализ поступивших письменных зарегистрированных обращений по объекту (органу) в отношении которых они поданы, с учетом численного показателя к общему количеству, показывает, что наибольшая их часть касается государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц и государственных гражданских служащих, осуществляющих деятельность:
На долю этих объектов приходится 630 (89,4%) зарегистрированных обращений от общего числа поступивших, что является самым большим показателем за без малого десять лет деятельности института Уполномоченного по правам человека в крае.
Остальные 10,6% касаются широкого спектра общественных отношений в сферах деятельности органов власти всех уровней, включая и не относящиеся к компетенции Уполномоченного по правам человека.
Для сравнения, в 2010 году на указанные органы приходилось 78,8% обращений. Тем самым произошел их рост на 10,7%.
Проведенная ниже классификация поступивших зарегистрированных обращений по объективной стороне, с учетом их количества, показывает нижеследующее соотношение:
Более детально:
1. Гражданские (личные) права и свободы:
- право на судебную защиту, справедливый и независимый суд - 296:
в том числе на неисполнение судебных решений - 23;
- право на расследование уголовных и административных дел - 106;
- право на гражданство - 20;
- право на содержание под стражей в соответствии с требованиями законодательства - 18;
- право на квалифицированную юридическую помощь - 5;
- свобода от пыток, бесчеловечного обращения и наказания - 9;
- право на свободу и личную неприкосновенность - 3;
- право на свободу передвижения и выбор места жительства - 3;
- право на имя - 1.
2. Политические права и свободы:
- право на законность действий органов власти и их должностных лиц - 5;
- право на информацию - 2;
- свобода собраний, митингов, демонстраций - 2;
3. Социально-экономические права и свободы:
- право на жилище - 46;
- право на медицинскую помощь и социальное обеспечение - 35:
в том числе осужденным - 17;
- право собственности - 19:
в том числе на землю - 5;
- право на пенсионное обеспечение - 14;
- право на труд, свобода от принудительного труда - 10;
- право на благоприятную окружающую среду и условия проживания - 14;
- право на получение услуг от органов государственной и муниципальной власти - 6;
- право потребителей - 2;
- право на физическое оздоровление детей - 1.
4. Не относящиеся к компетенции Уполномоченного по правам человека:
- гражданско- правовые споры - 21;
- просьбы, анонимные обращения и другие - 29;
- оказание юридических консультаций - 19;
- оказание защиты в суде - 11;
- обращения в Европейский суд по правам человека - 4.
Сравнительный анализ полученных обращений за 2010 и 2011 годы, относительно их количества и классификации, показывает о значительном увеличении обращений, касающихся деятельности судебной системы. Отмечен самый большой показатель за десять лет. Причиной тому может быть ситуационная стагнация, что продиктовано, прежде всего, отсутствием очевидных для граждан изменений по ранее озвученным проблемам, длящаяся на протяжении последних лет.
В 2011 году имеются следующие тенденции, характеризующие ситуацию (см. диаграмму в главе III).
На первое место вновь вышли обращения, поданные на нарушения прав судебной системой. Их количество увеличилось на 18% (45,3% против 27,3%).
Обращения на правоохранительные и правоприменительные органы снизились на 12,3%, что является также первым существенным снижением за весь период деятельности института Уполномоченного по правам человек (22,4% против 30,7%).
В социально-экономической сфере особых изменений не произошло. Обращения занимают третье место. Их количество увеличилось на 1% (20,7% против 21,7%).
Обращает на себя внимание устойчивая тенденция снижения поступления обращений, не относящихся к компетенции Уполномоченного по правам человека (11,5% против 18,6%). Хотя это четвертое место в рейтинге, но их поступило на 7,1% меньше, чем в прошедшем году.
Они тоже не остались без ответов Уполномоченного по правам человека, так как во многих из них содержится просьба дать консультацию по вопросу применения и использования механизмов защиты прав человека, в том числе процедуре и порядку обращения в Европейский суд, разъяснить те или иные статьи закона, компетенцию государственных органов и иное.
Подобного рода обращения Уполномоченным по правам человека воспринимаются как стремление граждан к повышению правовой грамотности и культуры, а также их побуждение к действиям, направленным на отстаивание своих интересов.
В прошедшем году Уполномоченный по правам человека также получил большое количество анонимных жалоб из исправительных учреждений ФСИН РФ, расположенных на территории края, в отношении судебной системы, следствия и прокуратуры. Как обычно, написаны они "под копирку", "одной рукой", от имени непричастных к их написанию лиц, в том числе и освободившихся из мест лишения свободы, отправлены из разных районов края, минуя специальные части исправительных колоний. Такие обращения Уполномоченным по правам человека не рассматриваются.
Не менее показательным являются статистические данные о количестве обращений, классифицируемых по видам прав. Так, обращения о нарушении гражданских (личных) прав составили 65,5%. Их рост, в том числе, обусловлен многочисленными обращениями осужденных, обвиняемых, подозреваемых на судебные и следственные органы (52% от общего числа зарегистрированных обращений).
Обращения, касающиеся нарушений социальных прав, остались на прежнем уровне, и составили 21,7%.
Если сравнивать эти два показателя, то, возможно, причиной столь большой разницы в цифрах может быть то, что благосостояние граждан за последние годы улучшилось. Это побуждает их больше внимания уделять защите своих гражданских прав. Как указывает судебная статистика, за последний период увеличилось количество судебных дел, что также может являться прямым следствием возрастания жалоб на действие судебной системы.
Что касается политических прав, то статистические показатели не столь значительны, они на уровне погрешности (2,1%). Возможно, что на данном этапе, политические права для жителей края не являются столь актуальными, как другие.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.