В соответствии с требованиями статьи 209 Трудового кодекса РФ при аттестации рабочих мест оцениваются условия труда на рабочих местах с целью выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Статьей 37 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Аттестация рабочих мест по условиям труда является одной из основных обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий труда. Кроме того, каждый работник имеет право на получение достоверной информации от работодателя об условиях труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и опасных производственных факторов.
Приказом от 12.12.2012 г. N 590н Минтруда внесены изменения в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 г. N 342н.
В соответствии с этими изменениями аттестации подлежат все рабочие места, на которых заняты работники и их трудовая функция предусматривает: работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами; эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств, а также рабочие места, на которых производятся работы, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (работники образовательных, медицинских учреждений, учреждений социального обслуживания, работники торговли и т.д.).
Полный перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работников, определен приложением N 2 приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 г. N 302н.
Исключение составляют, то есть не подлежат аттестации, рабочие места, на которых работники периодически заняты использованием компьютеров и (или) аппаратов копировально-множительной техники (настольных или стационарных) и (или) используют их для нужд только самой организации, а также, связанные с эксплуатацией офисной и бытовой техники, не используемой в технологическом процессе производства.
В Порядке проведения аттестации не расшифровываются понятия "используемые периодически" и "для нужд самой организации", что вызывает множество вопросов у работодателей, аттестующих и контролирующих организаций.
Исходя из норм действующих нормативно правовых актов (приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 г. N 302н, Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса Р2.2.2006-05, СанПиНа 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы", "Списка на дополнительные отпуска за работу во вредных условиях труда") норма "периодического использования" персонального компьютера и (или) копировально множительной техники определена и составляет менее 50% рабочего времени, так как при более продолжительном воздействии факторов производственной среды условия труда могут быть признаны вредными, что влечет за собой предоставление компенсаций за вредные условия труда и проведение медицинских осмотров.
Понятие "собственные нужды организации" содержится только в документах органов статистики. Из Указаний, утвержденных приказом Федеральной службы государственной статистики от 31.01.2013 г. N 41, следует: работами (услугами), выполняемыми для собственных нужд, считаются, работы, если они произведены непосредственно самой организацией, а именно одним структурным подразделением для другого.
Рассмотрим два одинаково оснащенных рабочих места "секретаря руководителя" и "бухгалтера", оборудованных персональным компьютером, множительным аппаратом настольного типа, а также на рабочих местах имеется электрочайник.
Согласно должностным обязанностям "бухгалтер" производит начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, начисление заработной платы рабочих и служащих, других выплат и платежей. Согласно хронометражным исследованиям работа на персональном компьютере составляет 60% рабочего времени и осуществляется как для нужд самой организации, так и для сторонних организаций. В обеденный перерыв использует электрочайник для личных нужд. Данное рабочее место подлежит аттестации рабочих мест по условиям труда.
Согласно своим должностным обязанностям и данным хронометражных исследований "секретарь руководителя" периодически (менее 50% рабочего времени) оформляет на компьютере приказы по основной деятельности организации и другие распоряжения руководителя, иногда использует множительный аппарат для копирования документов для нужд организации. В обеденный перерыв использует электрочайник для личных нужд. В соответствии с требованиями Приказа от 12.12.2012 года N 590н на данном рабочем месте аттестация по условиям труда может не проводиться.
Однако не стоит забывать о том, чтобы выполнить требования Конституции Российской Федерации и трудового законодательства, работодатель должен быть уверен в безопасности рабочих мест, на которых аттестация не проведена.
С этой целью работодатель обязан провести первичную аттестацию на всех без исключения рабочих местах, так как согласно статье 37 Конституции Российской Федерации и статьям 57 и 212 Трудового кодекса РФ в обязанности работодателя входит обеспечение безопасных условий труда на каждом рабочем месте, а также информирование об этом работника.
Непредставление работодателем этой информации является нарушением требований Трудового кодекса РФ, что влечет за собой установленную законодательством ответственность.
После проведения первичной аттестации и определения условий труда на рабочем месте аттестационная комиссия, исходя из критериев оценки условий труда сопоставляет, относится ли работа к работе в безопасных условиях труда или относится к работе с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, и подлежит ли данное рабочее место повторной аттестации через пять лет.
Существенные поправки внесены и в сроки проведения повторной аттестации, согласно которым раз в пять лет будет проводиться повторная аттестация только тех рабочих мест, на которых были выявлены вредные или опасные условия труда, а также тех, которые связаны с производственными факторами и работами, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).
На рабочих местах, где по результатам предыдущей аттестации условия труда признаны безопасными (оптимальными или допустимыми), аттестация не проводится, за исключением случаев, когда необходима внеплановая аттестация.
Особая роль отведена государственной экспертизе условий труда. При выявлении по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества аттестации, несоответствия материалов аттестации государственным нормативным требованиям аттестационная комиссия организации разрабатывает и реализует комплекс мер по приведению материалов аттестации в соответствие с экспертным Заключением. В случае бездействия организации копия Заключения направляется в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации с целью возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении организации, допустившей правонарушение.
С целью оказания помощи организациям в проведении аттестации рабочих мест департаментом труда и занятости населения Краснодарского края разработаны "Методические рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда" с учетом изменений, внесенных в Порядок, и с примерами заполнения документов (электронная версия Методических рекомендаций и полная версия этой статьи размещены на официальном сайте департамента: www.kubzan.ru в разделе "Трудовая сфера").
Вышеуказанные изменения Порядка проведения аттестации рабочих мест в части изменения сроков проведения повторной аттестации финансовую нагрузку на работодателей за счет исключения проведения обязательной аттестации всех рабочих мест каждые пять лет, что также послужит дополнительным стимулом приведения условий труда на рабочих местах к безопасным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснения департамента труда и занятости населения Краснодарского края "Вступили в силу изменения в положение об аттестации рабочих мест в стране. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с учетом внесенных изменений"
Текст разъяснений опубликован в газете "Кубанские новости" от 22 мая 2013 г. N 86