Доклад Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае за 2013 год
Вступительное слово
Доклад Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае в 2013 году (далее - Доклад) подготовлен в соответствии со статьей 17 Закона Краснодарского края от 4 июля 2000 года N 287-КЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае".
Основная цель Доклада - оценка состояния прав и свобод человека в Краснодарском крае, привлечение внимания органов государственной власти, местного самоуправления, общественности и средств массовой информации к проблеме защиты прав человека, профилактики и предотвращения их нарушений.
Доклад построен на основе анализа обращений граждан, общения на личном приеме, официальных ответов государственных и муниципальных органов власти и других структур, мониторинга средств массовой информации о состоянии прав человека в крае.
При подготовке Доклада использовались данные территориальных подразделений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Краснодарского края, местного самоуправления, представителей общественных объединений.
В Докладе рассматриваются наиболее актуальные проблемы соблюдения конституционных прав и свобод человека в Краснодарском крае, приводится информация о рассмотрении индивидуальных и коллективных жалоб, о действиях, предпринятых для восстановления нарушенных прав и свобод граждан, а также предлагаются пути совершенствования законодательства, правоприменительной практики и административных процедур.
В тексте Доклада указаны источники информации, события и факты. Персональные данные лиц указаны в общих чертах, фамилии заменены заглавными буквами. Особое внимание уделяется анализу имеющейся информации и выявлению на ее основе системных проблем в области прав и свобод человека, которые подтверждены наиболее характерными примерами.
Доклад содержит информацию о взаимодействии Уполномоченного с органами государственной власти, местного самоуправления, гражданскими институтами и научным сообществом, в том числе, о реакции должностных лиц на его рекомендации, выводы и предложения, а также статистические данные.
Структура Доклада состоит из пяти глав, введения и заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека в Краснодарском крае.
Доклад содержит приложения в виде различных графиков, таблиц и диаграмм.
Хотелось бы также отметить, что Доклад основывается на собственном опыте, наблюдениях и не претендует на всеобъемлющий характер.
Выражаю искреннюю благодарность всем гражданам, органам государственной власти, общественным объединениям, оказавшим содействие в подготовке настоящего Доклада.
Уполномоченный по правам |
С.В. Мышак |
Введение
Приступая к Докладу за 2013 год, Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае (далее - Уполномоченный) обращает внимание читателей на факт личностной оценки происходящего.
Уполномоченный исходит из того, что соблюдение прав и свобод человека не должно отождествляться с проблемами современной политики. Приверженность различным религиозным верованиям и представлениям, политическим взглядам и убеждениям, партийная и национально-культурная принадлежность - ничто не может служить ограничением прав и свобод человека (в тоже время, подобное ограничение возможно только в соответствии с законом).
По роду своей деятельности Уполномоченный выступает в защиту прав и свобод человека, высших ценностей, признание, соблюдение и защита которых является главной обязанностью государства. И указывая на нарушения прав человека, Уполномоченный обращается, прежде всего, к государству в лице органов государственной власти и местного самоуправления. Однако, это, конечно, не означает, что такие выступления направлены против института государства как такового. Напротив, Уполномоченный, защищая человека, призван также защищать государство и закон.
Критикуя государственные институты, органы власти, должностных лиц, Уполномоченный стремится указать на ошибки, помочь исправить их, а если надо, то и извиниться перед гражданами за то, что они стали возможными. Думается, что именно такой подход поможет обществу стать честнее, а государству, в конечном счете, стабильнее и сильнее.
Идея справедливого общества, в котором учитываются интересы всех социальных слоев, всех граждан, тесно связана с демократией. Россия, как известно, с формальной точки зрения является демократическим правовым государством (ст. 1 Конституции Российской Федерации). Однако необходимо признать, что, к сожалению, таковым государством наша страна фактически еще не стала.
Уполномоченный полагает, что в настоящее время Россия является страной развивающейся, становящейся демократии и процесс перехода от тоталитарного прошлого к демократическому настоящему далеко не завершен. Этот процесс характеризуется внутренней противоречивостью, неравномерностью, чередованием фаз поступательного развития и возврата к определенным формам и методам советского прошлого.
Становление демократического правового государства в России осложняется тем, что многие граждане идеализируют советское прошлое, в котором, как они считают, была "стабильность" и "уверенность в завтрашнем дне", а "СССР в мире все уважали". Отчасти это мнение верно. Но советское общество было далеко от идеалов равенства и справедливости, а государство не несло ответственности за нарушение прав и свобод граждан.
Кроме того, в современной России в идеологической сфере сосуществуют различные теории - либеральная, коммунистическая, социалистическая и другие, представители которых по-разному оценивают и видят прошлое России и ее будущее, постоянно полемизируют друг с другом, доказывая свою правоту. Это приводит к тому, что обычный человек теряется в этом многоголосии.
В тоже время, российское общество ждет быстрого позитивного развития, которые было обещано еще в начале 90-х годов XX века. Однако, предложенная после краха коммунистической системы социально-экономическая модель страны, оказалась спорной с точки зрения функциональности и эффективности. Достояние, создаваемое поколениями россиян, оказалось поделено между государственными монополиями и группой лиц, ставших крупными собственниками. Политические и бюрократические преграды не позволили в полной мере создать класс малого и среднего бизнеса, который бы составил экономическую основу современного государства.
Несмотря на серьезные усилия, предпринимаемые федеральными и региональными органами государственной власти в экономике и социальной сфере, в обществе нарастает раздражение властью. Это выражается в росте протестного потенциала.
Согласно опросу общественного мнения, проведенного в октябре 2013 года Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), возможность протестных выступлений против падения уровня жизни, несправедливых действий властей, в защиту своих прав положительно оценивали ("вполне возможны") - 32% граждан (в октябре 2012 года эта цифра составила 25%). В то же время личный протестный потенциал (личное участие в акциях протеста) составляет 22% опрошенных (в октябре 2012 года эта цифра составила 18%).
Граждане также готовы принять участие в акциях протеста по следующим проблемам (данные социологического опроса, проведенного Фондом "Общественное мнение" (ФОМ) в октябре 2013 года):
- высокие тарифы на услуги ЖКХ, недостатки в работе жилищно-коммунального хозяйства - 24% опрошенных;
- низкие доходы: зарплаты, пенсии и т.д. - 24% опрошенных;
- высокие цены на товары, услуги - 20% опрошенных;
- безработица, невозможность найти хорошую работу - 15% опрошенных;
- положение дел в сфере здравоохранения - 11% опрошенных.
Протестные настроения в обществе во многом обусловлены ростом диспропорции между богатыми и бедными, существующей несправедливостью, ужесточением федерального законодательства (повышение ряда штрафов, рост тарифов на услуги ЖКХ с ненадлежащим качеством предоставляемых услуг, введение нормативов потребления электроэнергии и т.д.).
Создается впечатление, что наряду с явными достижениями в различных сферах нашей жизни, продолжается воспроизводство социальной несправедливости и неравенства, которое имеет тенденцию к возрастанию.
Такая ситуация сложилась во всей стране. Не исключение и Краснодарский край. Это особенно заметно в истории с жителями 150-ти квартирного жилого дома, который располагался по адресу: г. Краснодар, ул. Кадетская, 9. В 2013 году, по решению Прикубанского районного суда г. Краснодара, этот дом был снесён как самовольная незаконная постройка.
Комплекс "Кадетский" возводился без какой-либо разрешительной документации на двух земельных участках, оформленных на частное лицо. В дальнейшем участки были объединены и сформирован единый имущественный комплекс. В связи с тем, что объект строился незаконно, регистрация прав собственности на квартиры в нем оказалась невозможной. По той же причине ЖК "Кадетский" не мог считаться объектом долевого строительства, однако дом был построен.
В этой ситуации городские власти пытались перенести всю ответственность на застройщика. Эта позиция понятна, но она вызывает много вопросов. Разве администрация города Краснодара, а также многочисленные надзорные инстанции разного уровня не знали, что дом возводится незаконно? Знали, конечно! Разве они не могли изменить ситуацию на этапе строительства, а не на этапе продажи квартир (долей) гражданам? Могли! Что это - непрофессионализм, незнание, коррупция? Ответа нет, а обычные люди, добросовестные покупатели, пострадали.
Подробнее об этой ситуации речь будет идти в одной из следующих глав Доклада.
Вместе с тем, есть и другие примеры взаимодействия органов власти и граждан. В сентябре 2012 года администрация муниципального образования Тбилисский район заключила соглашение с иностранной компанией "С." о строительстве предприятия по производству средств защиты растений в станице Тбилисской.
Прошло несколько месяцев и в мае 2013 года, на многолюдном митинге, жители потребовали не допустить возведения "вредного производства". Почему? Наверное, потому, что решение о строительстве этого предприятия принималось муниципальной властью, что называется, "за закрытыми дверями", граждане об этом не были проинформированы. Не были проведены ни общественные слушания, ни экологические экспертизы, в том числе и независимые.
Власть самостоятельно, без консультаций с гражданским обществом, приняла решение, которое нарушило основополагающие принципы местного самоуправления, изложенные в Европейской хартии местного самоуправления и Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". И только вмешательство губернатора Краснодарского края А.Н. Ткачёва и его непростое решение "остановить проект" доказало, что мнение людей, общества, не пустой звук.
Сегодня, как никогда в обществе, сильны запросы на справедливость, справедливую жизнь, которая невозможна без победы над коррупцией. Эта проблема все больше волнует граждан. Опрос, проведенный в октябре 2013 года ВЦИОМом, показывает, что, по мнению россиян, степень распространения коррупции в обществе, в целом, остается высокой (80%). Говорят об этом, прежде всего, жители крупных и средних городов (86 - 89%). В своем населенном пункте это явление считают распространенным 62% .
Наиболее коррумпированной сферой, как и прежде, россияне признают власть на местах, причем с каждым годом респонденты все чаще указывают на подверженность местной власти этой проблеме (рост с 28 до 39% за последние пять лет).
Вторая группа наиболее коррумпированных, с точки зрения опрошенных - Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) и федеральная власть. Но, если о коррумпированности ГИБДД говорят все реже (с 33 до 27%), то федеральную власть упоминают, напротив, чаще (в 2008 году - 15%, сейчас - 26%).
Далее, третья группа - сферы работы полиции (за исключением ГИБДД), медицины - их считают коррумпированными по 19% опрошенных, причем в случае с правоохранительными органами, реже, чем прежде (с 26 до 19%), судебная система и крупный бизнес (по 18%).
Следующая группа сфер - ЖКХ и образование (14 и 13% соответственно). Реже упоминаются военкоматы и армия в целом (6% и 4% соответственно), парламент (5%) и т.д.
Те, кто отмечает, что им приходилось давать взятки в течение последнего года, указывают на то, что чаще всего это приходилось делать при общении с работниками медицины (54%). Резко упала доля коррупционных взаимоотношений в образовательной сфере с 36% в 2008 году до 21% в 2013 году.
Очевидно, что коррупция, которая пронизала все современное общество, разрушает здание российской государственности. Без победы над этим злом невозможно никакое поступательное развитие, создание справедливого социума.
Вместе с тем, представляется, что именно идея социальной справедливости и может послужить тем основанием, стержнем, вокруг которого может объединиться наше общество. Тем более, что эти идеи не являются чуждыми для нас, они не привнесены извне, но всегда существовали в народной жизни, пронизывали ткань христианского мироощущения россиян. Еще Святой благоверный князь Александр Невский, живший в XIII веке, сказал: "Не в силе Бог, но в правде!".
Думается, что сегодня нам необходимо вернуться к этим ценностям, построить государство, которое обеспечит гражданам реальное равенство прав, равные возможности, равенство всех перед законом. Без этого невозможно создание сильного и современного государства в России.
Переходя от общероссийских тенденций к региональным, Уполномоченный считает необходимым акцентировать внимание на то, что в Докладе анализируется состояние в сфере защиты прав человека за достаточно короткий период. Год - это небольшой отрезок времени для такого сложного субъекта Российской Федерации как Краснодарский край.
И прежде, чем перейти непосредственно к анализу основных проблем Доклада, необходимо, в общем, рассмотреть ситуацию в Краснодарском крае, проанализировать наиболее важные события, состоявшиеся в 2013 году.
К таким событиям, прежде всего, относится ликвидация последствий страшного наводнения в г. Крымске, произошедшего в ночь с 6 на 7 июля 2012 года. Стихия разрушила улицы и дома, больницы и школы. Самое страшное - погибли люди.
В течение 2012 и 2013 годов органы государственной власти, местного самоуправления активно занимались ликвидацией последствий этого стихийного бедствия.
По информации администрации Краснодарского края, по состоянию на июль 2013 года, т.е. спустя год после трагических событий, ключи от новых квартир получили 2936 человек. Для пострадавших построены и заселены 32 многоквартирных дома. 7881 пострадавшему выплачены компенсации на капитальный ремонт домов. Всего на проведение капремонта пострадавшим выплачено более 2,2 млрд. рублей.
Также в мае 2013 года был сдан в эксплуатацию 4-й литер МЖК "Надежда" на 189 квартир, из которых 44 квартиры предоставлены пострадавшим. Заселено 42 семьи. Это те граждане, которые получили положительные решения суда или не смогли определиться с подбором жилья по сертификатам.
Кроме того, на особом контроле находятся пострадавшие, которые приобретают жилье по сертификатам. Было принято 1526 заявлений, в которые внесено 6256 человек, из них получено 1300 сертификатов.
По краевой программе ремонта многоквартирных домов в Крымском районе полностью приведены в порядок 44 дома.
Своевременно и полностью завершены восстановительные работы на всех пострадавших объектах социальной сферы.
Необходимо также отметить, что с первых дней пострадавшим начали выплачивать материальные компенсации. Единовременную помощь по 10 тыс. рублей получили 62017 человек. По 150 тысяч рублей в связи с утратой имущества - 36 тысяч 133 человека.
Выплачены пособия членам семей погибших в размере 240 млн. руб. и компенсации за причиненный вред здоровью на общую сумму 105 млн. 800 тыс. руб.
С использованием благотворительных средств, поступивших на краевой счет "Красного креста", а это более 900 млн. рублей, каждую пострадавшую семью бесплатно обеспечили всей необходимой бытовой техникой. Всего на это потребовалось 258 млн. руб.
Кроме того, на выплаты инвалидам, одиноким матерям, многодетным семьям направлено более 38 млн. рублей благотворительных средств, а 54 иностранных гражданина получили по 60 тысяч рублей.
Более 1600 предпринимателей получили субсидии на восстановление бизнеса. Выплаты составили 377 млн. рублей.
Продолжилась работа по модернизации всей инфраструктуры и строительство новых социальных объектов. Проведен целый комплекс мероприятий, направленных на соблюдение социальных прав граждан.
Конечно, сделанное не может вернуть погибших или сгладить боль утраты, но следует признать, что федеральными и региональными органами власти была проведена колоссальная работа по оказанию помощи пострадавшим.
Важное и значимое событие прошедшего года - празднование 70-летия освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков. Победа советского народа в Великой Отечественной войне - это то немногое, что еще продолжает объединять российское общество.
В последние годы эта тема приобретает всё большую актуальность и новое звучание. Различные политические силы пытаются пересмотреть итоги Великой Отечественной войны, обвинить в ее развязывании и СССР.
Не вдаваясь в суть полемики, Уполномоченный считает, что Советский Союз оказался жертвой агрессивной внешней политики гитлеровской Германии, а советский народ понес неисчислимые жертвы в победе над сильным и беспощадным врагом.
Война не обошла стороной и Кубань.
Оккупация края фашистами длилась более полугода. За эти несколько месяцев был нанесен огромный урон промышленности, пострадало мирное население. Только в столице Кубани - г. Краснодаре было убито 13 тысяч жителей, около 7 тысяч умерли в душегубках (фашисты впервые применили их именно здесь). Было разрушено 420 крупных зданий, уничтожен ряд промышленных предприятий, разграблены центры культуры.
Во время Великой Отечественной войны кубанская земля была и линией обороны, и зоной оккупации. Кормила фронт и лечила раненых. Давала стране не только хлеб, но и нефть, цемент и многое другое, что нужно было для Победы.
70 лет прошло, а сердца людей с не меньшей скорбью отзываются на события тех лет. Советские солдаты невероятной ценой отстояли родную землю, восстановили разрушенное хозяйство и подарили будущим поколениям жизнь.
Сегодня в крае живут более тысячи участников Великой Отечественной войны - освободителей Кубани и каждому из них мы должны быть благодарны! Обязанность каждого гражданина России сохранить в сердце память о подвиге и жертве отцов и дедов, бережно передав ее своим детям и внукам. Это наша история...
Задача живущих сегодня - сделать Краснодарский край цветущим, самым современным регионом России.
Не менее знаковым событием 2013 года стало формирование Общественной палаты Краснодарского края. К сожалению, этот процесс растянулся на долгих 5 лет (как известно, Закон Краснодарского края "Об Общественной палате Краснодарского края" был принят еще в 2008 году). Однако, сам факт создания палаты говорит о значительном развитии гражданского общества в Краснодарском крае, тем более, что в ее состав вошли активные и уважаемые представители институтов гражданского общества Кубани.
Уполномоченный уверен, что, несмотря на критику в отношении состава Общественной палаты, которая неоднократно звучала в различных средствах массовой информации, Общественная палата края в 2014 году станет центром общественной жизни Кубани, в котором будут генерироваться новые идеи, создаваться перспективные планы поступательного развития не только общественных объединений, но и всего Краснодарского края.
Уполномоченный со своей стороны приложит максимум усилий для того, чтобы выстроить конструктивный диалог с Общественной палатой Краснодарского края, совместно решать стоящие перед нашим обществом проблемы.
Нельзя обойти вниманием и самое важное событие для Краснодарского края - проведение Олимпийских и Паралимпийских зимних игр 2014 года.
Олимпиада - это, безусловно, мегапроект для Кубани, мощнейший толчок развитию не только для Сочи, но и для всего края. Новые спортивные и туристические объекты, современная инфраструктура - все это обеспечит дополнительный приток туристов, а значит - и дополнительные доходы для краевого бюджета.
Весь 2013 год прошел для Кубани под знаком олимпийского строительства, которое стало возможным благодаря масштабным инвестициям. В Сочи трудились тысячи жителей края и других регионов страны, которые строили олимпийские объекты, благоустраивали город, приводили в порядок газоны, дороги и улицы.
Олимпиада помогла решить многие задачи, стоявшие перед городом Сочи. Это и строительство нового аэропорта, железнодорожного вокзала в Адлере, это новые транспортные развязки и дублер Курортного проспекта. Благоустройство, газоснабжение, решение проблем энергетики, новые объекты здравоохранения - все эти городские проблемы силами регионального бюджета пришлось бы решать еще не один десяток лет.
При подготовке к Олимпиаде краевые власти особое внимание уделили вопросам медицинской помощи и созданию безбарьерной среды. Чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья не испытывали никаких неудобств, к концу 2013 года были приведены в соответствие с требованиями доступности для инвалидов около 1800 объектов городской инфраструктуры. Это пример и образец, к которому должны стремиться все муниципальные образования в процессе формирования безбарьерной среды.
Еще одним ключевым направлением работы являлась подготовка кадров к Олимпиаде. Большая часть сотрудников сферы услуг и общественного питания прошла необходимое обучение. Также соответствующую подготовку получили и волонтеры. Из 26 волонтерских центров страны 7 были созданы на базе кубанских ВУЗов. Только на базе Кубанского государственного университета было подготовлено почти 3 тысячи олимпийских волонтеров.
Олимпийские игры дадут мощный импульс не только для развития кубанского спорта, но и в целом экономической и общественной жизни региона. Подобных проектов как российского, так и международного уровня хотелось бы видеть на Кубани больше. Это поможет сделать наш край более открытым.
Завершая введение, хотелось бы отметить, что общество видит и справедливо критикует власть за множество нерешенных проблем, существующих в социальной сфере и экономике, транспорте и инфраструктуре ЖКХ, тарифообразовании, за другие промахи и недостатки. Но нельзя не отметить, что органами власти была проведена колоссальная работа по реализации программ социально-экономического развития Краснодарского края, которая стала возможной благодаря высокой степени доверия, тесному взаимодействию исполнительных и законодательных органов государственной власти, а также институтов гражданского общества края.
Заключение
Проведенный анализ состояния прав и свобод человека в Краснодарском крае в 2013 году, позволяет Уполномоченному сделать вывод о том, что, в целом, в крае обеспечиваются гарантии реализации прав и свобод человека, а имевшиеся факты нарушений прав человек не носили системного характера.
Во многом это обусловлено доверием, тесным взаимодействием между исполнительными и законодательными органами государственной власти, конструктивным диалогом власти и институтов гражданского общества края. Все это является прочной основой для поступательного развития Краснодарского края.
Вместе с тем, нельзя останавливаться на достигнутом. В целях созидания социального мира и согласия, обеспечения устойчивого экономического развития Кубани, необходимо объединить усилия всех органов государственной власти, которые призваны защищать права и свободы граждан.
В настоящее время, к сожалению, работа различных органов власти ведется не согласовано, вразнобой, что сказывается на ее эффективности. Это вызывает справедливое недовольство граждан, отражением которого является постоянно растущий поток обращений.
Давно назрела необходимость координации усилий всех факторов этого процесса, выработка единого, системного подхода, без которого невозможно добиться серьезных успехов в сфере защиты прав человека.
И здесь, на наш взгляд, важную роль должно сыграть научное сообщество, которое призвано генерировать новые методы и подходы. Именно с этой целью Уполномоченный прилагает усилия, направленные на активизацию взаимодействия с ведущими ВУЗами края, включая проведение научно-практических конференций, различных совместных исследований и других мероприятий.
Для обсуждения и решения этих вопросов необходимо создать широкую площадку, на которой представители органов власти, институтов гражданского общества, средств массовой информации, научного сообщества, различные гражданские активисты получили бы возможность свободно общаться и обмениваться информацией. Это очень важно - услышать мнение всех заинтересованных сторон!
Одной из такой площадок мог бы стать Гражданский форум Кубани, проведение которого позволило бы осуществить всесторонний анализ ситуации в правозащитной сфере и выработать современные подходы к решению имеющихся проблем.
Важно также обеспечить постоянный диалог власти с представителями гражданского общества. Этому мог бы способствовать постоянно действующий круглый стол, организаторами которого могли бы в разное время выступать как НКО, так и различные органы власти.
Диалог всех секторов общества - это основа для улучшения состояния прав человека в крае. Однако уже сегодня ясны и другие несущие конструкции будущей правозащитной архитектуры. Это, прежде всего, правовое просвещение граждан.
Древняя китайская пословица гласит: "Дайте человеку одну рыбу, и он получит пропитание на день, дайте удочку и научите его ловить рыбу, и он получит пропитание на всю жизнь". В настоящее время необходимо повысить уровень правовой грамотности граждан, помочь им стать самодостаточными индивидуумами, готовыми прилагать усилия для защиты собственных прав, знающими законы, не опускающими руки в случае неудач. Правовое просвещение должно стать той удочкой, которая позволит гражданам добиваться справедливости, конструктивно взаимодействовать с органами государственной власти и местного самоуправления, не допускать ситуации, в которых их права и свободы могут быть ущемлены.
Именно поэтому Уполномоченный полагает, что разработка и реализация краевой целевой программы "Правовое просвещение населения Краснодарского края" позволила бы осуществлять мониторинг соблюдения прав человека в Краснодарском крае, а также обучить представителей правозащитных организаций и сотрудников органов государственной власти основам защиты прав человека.
Далее, безусловно, необходимо подумать над созданием отдельного конкурса грантов для финансирования общественно полезных программ правозащитных организаций.
Думается, что одним из направлений, которое целесообразно сформулировать в рамках гранта, должно быть оказание населению бесплатной юридической помощи. Необходимая для этого правовая база имеется как на федеральном, так и на краевом уровне, но, к сожалению, из-за отсутствия необходимого финансирования некоммерческий сектор из этого процесса фактически исключен.
И еще, представляется, что распределять такие гранты должен независимый НКО-оператор из числа правозащитных организаций.
Не менее важной представляется ситуация на муниципальном, самом близком для людей, уровне. Уполномоченный считает целесообразным предложить органам местного самоуправления создать Общественные советы по защите прав человека при администрациях муниципальных образований Краснодарского края.
В тех муниципалитетах, где работают Общественные палаты, образовать в их структуре специализированные комиссии по защите прав человека, а также проработать вопрос о введении в муниципальных образованиях Краснодарского края института общественных помощников Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае. Это позволило бы видеть реальную картину состояния прав человека в крае, оперативно реагировать на возникающие проблемы.
Возвращаясь к самому Докладу, хотелось бы обсудить вопрос о возможности внесения изменений и дополнений в ст. 17 Закона Краснодарского края от 4 июля 2000 года N 287-КЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае" и, возможно, предусмотреть в обязательном порядке представление ежегодного доклада Уполномоченного не только в Законодательное Собрание Краснодарского края, но и главе администрации (губернатору) Краснодарского края, прокурору Краснодарского края, председателю краевого суда, а также в другие властные органы.
В этих изменениях было бы правильным предусмотреть также обязанность государственных органов власти Краснодарского края, местного самоуправления и руководителей организаций всех форм собственности безотлагательно принимать необходимые меры по фактам, изложенным в ежегодном докладе Уполномоченного.
Завершая Доклад, хотелось бы акцентировать внимание читателей на том непростом отрезке исторического пути, который переживает сейчас Россия. Мы находимся в стадии трансформации, перехода от тоталитарного государства к демократическому, когда многие социальные институты и механизмы претерпели значительные изменения или вовсе перестали существовать. Поменялось место и роль человека в обществе и государстве. Все эти трансформационные процессы воспринимаются гражданами далеко неоднозначно.
Уполномоченный полагает, что необходимо сделать все возможное, чтобы современное государство стало подлинно демократическим, в котором права и свободы человека и гражданина являлись бы непосредственно действующими и определяли бы смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.
На этом пути сделано уже немало. Краснодарский край на протяжении длительного времени отличает социальная, экономическая и политическая стабильность, которая стала возможной благодаря тесному, доверительному взаимодействию между законодательной, исполнительной властью края, муниципальными образованиями и, самое главное, гражданским обществом. Это фундамент для дальнейшего поступательного развития Кубани.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае за 2013 год
Текст доклада официально опубликован не был