г. Хабаровск |
|
16 июня 2014 г. |
А51-26657/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2014 года.
Постановлением Верховного Суда РФ от 25 сентября 2014 г. N 303-АД14-428 настоящее постановление оставлено без изменения
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: Г.В. Котиковой, Л.К. Кургузовой
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Локальная энергетическая компания-Восток" - представитель не явился;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Локальная энергетическая компания-Восток"
на решение от 03.12.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014
по делу N А51-26657/2013 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Т.Е. Мангер;
в суде апелляционной инстанции судьи: Г.М. Грачёв, А.В. Пяткова, Е.Л. Сидорович
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Локальная энергетическая компания-Восток"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
о признании незаконным и отмене постановления
общество с ограниченной ответственностью "Локальная энергетическая компания - Восток" (далее - заявитель, общество, ООО "ЛЭК-Восток") (ОГРН 1082537002613, место нахождения: 690017, Приморский край, г. Владивосток, ул. Бархатная, 3) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - управление, антимонопольный орган, Приморское УФАС России) (ОГРН 1022502277170, место нахождения: 690000, Приморский край, г. Владивосток, ул. 1-я Морская, 2) от 24.06.2013 N 18А/06-2013 о привлечении к административной ответственности по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 03.12.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014, обществу в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с судебными актами, ООО "ЛЭК-Восток" в кассационной жалобе просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Общество полагает, что арбитражные суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права. Заявитель не согласился с выводом судов о том, что он является субъектом вмененного правонарушения. Ссылаясь на Федеральные законы от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", ООО "ЛЭК-Восток" указывает на отсутствие у него признаков субъекта естественных монополий, субъекта оптового и розничного рынка, поэтому считает необоснованным привлечение его к административной ответственности по статье 9.15 КоАП РФ. Также в жалобе содержатся доводы о наличии оснований для снижения размера административного штрафа с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П.
ООО "ЛЭК-Восток", Приморское УФАС России, извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с этим кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие. В отзыве на жалобу антимонопольный орган просил принятые судебные акты оставить без изменения и рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, приходит следующему.
При рассмотрении данного дела судами установлено, что на основании информации предоставленной Департаментом по тарифам Приморского края (письмо от 24.04.2013 N 27/2006) управлением с целью осуществления государственного контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии 26.04.2013 произведен поиск интернет-сайтов по адресу: www.Google.ru с запросом информации по ключевому слову "ООО "ЛЭК-Восток"".
В ходе проведенного мероприятии установлено, что на первых 27-ми появившихся сайтах отсутствует информация о раскрытии информации ООО "ЛЭК-Восток" или иная информация, свидетельствующая о наличии в сети "Интернет" информации, подлежащей раскрытию в соответствии со Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынка электрической энергии (далее - Стандарты раскрытия информации), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24.
Усмотрев признаки административного правонарушения, антимонопольный орган 26.04.2013 вынес определение о возбуждении дела N 18А/06-2013 и проведении административного расследования в отношении ООО "ЛЭК-Восток", по результатам которого 21.05.2013 составил протокол о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, а 24.06.2013 вынес постановление о назначении ему административного наказания по указанной статье КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Признавая постановление антимонопольного органа законным, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности управлением факта совершения заявителем вмененного административного правонарушения, наличия у общества признаков субъекта, его вины, и о соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом, соглашаясь с которыми кассационная инстанция исходит из следующего.
Статьей 9.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
Субъектами административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена в указанной статьей, являются юридические лица - субъекты оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии, правовой статус которых определяется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Согласно статье 3 Закона об электроэнергетике субъектами оптового рынка являются юридические лица, получившие в установленном данным Федеральным законом порядке право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка.
Розничные рынки электрической энергии определены как сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии - лиц, приобретающих мощность, в том числе для собственных бытовых и (или) производственных нужд и (или) для последующей продажи, лиц, реализующих электрическую энергию на розничных рынках, лиц, реализующих электрическую энергию на территориях, на которых располагаются электроэнергетические системы иностранных государств.
Субъектами розничных рынков являются потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 Закона об электроэнергетике); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков (статья 37 Закона об электроэнергетике).
Организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии являются энергосбытовыми организациями (статья 3 Закона об электроэнергетике).
Суды обеих инстанций, учитывая информацию, содержащуюся в письме Департамента по тарифам Приморского края от 24.04.2013 N 27/2006, постановление Департамента по тарифам Приморского края от 13.12.2012 N 81/9 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям с. Молодежное, с. Таежное Красноармейского муниципального района Приморского края на территориях, не объединённых в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, по договорам энергоснабжения ООО "ЛЭК-Восток", постановление Департамента по тарифам Приморского края от 09.10.2013 N 58/2 о включении общества в реестр организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере производства электрической энергии, принимая во внимание цели деятельности заявителя, определенные в уставе, пришли к правомерному выводу о том, что ООО "ЛЭК-Восток", являясь энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, относится к субъектам рынка электрической энергии.
Следовательно, на заявителя в полной мере распространяются требования законодательства о раскрытии информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации.
Факт нераскрытия обществом информации, предусмотренной подпунктами "а", "б", "в", "г" пункта 9, "а", "б", "в", "г", "д", "е", "ж", "з" пункта 20 Стандартов раскрытия информации подтвержден имеющимися в деле и приведенными в судебных актах доказательствами.
Доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ), материалы дела не содержат.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций, исходя из фактических обстоятельств дела, пункта 1 статьи 37 Закона об электроэнергетики и требований Стандартов раскрытия информации пришли к правомерным выводам о наличии у заявителя признаков субъекта административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, а в его действиях - состава данного правонарушения.
Не усматривает суд кассационной инстанции правовых оснований для снижения размера штрафа, назначенного административным органом. Ссылаясь в обоснование данного довода на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, заявителем не учтено, что согласно разъяснениям, содержащимся в данном акте, не вступившие к моменту провозглашения постановления в законную силу или вступивших в законную силу, но не исполненные или исполненные частично судебные акты, пересмотру (изменению, отмене) в связи с принятием указанного постановления не подлежат.
Указанные в кассационной жалобе доводы не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Всем конкретным обстоятельствам дела судами дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки которой у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 АПК РФ не имеется.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно статье 71 АПК РФ, и основаны на правильном применении норм права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.12.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014 по делу N А51-26657/2013 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
Г.В. Котикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ), материалы дела не содержат.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций, исходя из фактических обстоятельств дела, пункта 1 статьи 37 Закона об электроэнергетики и требований Стандартов раскрытия информации пришли к правомерным выводам о наличии у заявителя признаков субъекта административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, а в его действиях - состава данного правонарушения.
Не усматривает суд кассационной инстанции правовых оснований для снижения размера штрафа, назначенного административным органом. Ссылаясь в обоснование данного довода на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, заявителем не учтено, что согласно разъяснениям, содержащимся в данном акте, не вступившие к моменту провозглашения постановления в законную силу или вступивших в законную силу, но не исполненные или исполненные частично судебные акты, пересмотру (изменению, отмене) в связи с принятием указанного постановления не подлежат."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 июня 2014 г. N Ф03-2289/14 по делу N А51-26657/2013
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10469/14
02.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2289/14
16.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2289/14
26.02.2014 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-205/14
03.12.2013 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-26657/13