г. Хабаровск |
|
05 августа 2014 г. |
Дело N А24-3590/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 августа 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой
Судей: С.И. Гребенщикова, О.В. Цирулик
при участии:
от заявителя: Восканян М.Ж. лично (паспорт)
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Восканяна Мгера Жораевича на решение от 16.12.2013, принятое судьей Д.Н. Довгалюк, по делу N А24-3590/2013 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Восканяна Мгера Жораевича
к министерству имущественных и земельных отношений Камчатского края
о признании незаконным бездействия министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края;
об обязании устранить допущенные нарушения;
о признании незаконным решения об отказе в формировании на торги земельного участка
Индивидуальный предприниматель Восканян Мгер Жораевич (ОГРНИП 305410109000036, ИНН 410100106544; далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным бездействия министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края (ОГРН 1084101000147, ИНН 4101121312, место нахождения: 683032, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, 19; далее - министерство), выразившегося в невыполнении работ по подготовке документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о земельном участке по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Арсеньева, 23.
Определением от 24.10.2013 настоящее дело и дело N А24-3941/2013 по заявлению предпринимателя о признании незаконным решения Министерства об отказе в формировании на торги земельного участка для строительства здания кафе по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Арсеньева, 23, оформленного письмом от 26.09.2013 N 03/6316-01-09, объединены в одно производство для их совместного рассмотрения, делу присвоен единый номер А24-3590/2013.
Решение от 16.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 апелляционная жалоба ИП Восканяна М.Ж. на решение от 16.12.2013 возвращена заявителю в связи с пропуском срока подачи жалобы и отказом суда в его восстановлении.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение. Ссылается на несоблюдение судом норм материального и процессуального права (статьи 170 АПК РФ, статей 29-31 Земельного кодекса РФ, статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить без изменения обжалуемое решение, а кассационную жалобу - без удовлетворения; заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Камчатского края, предприниматель доводы кассационной жалобы поддержал, дал по ним пояснения.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для его отмены.
Как установлено судом, 03.09.2012 предприниматель обратился в министерство с заявлением (вх. N 8887) о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта - здания кафе, предполагаемое место размещения объекта: ул. Арсеньева, д. 23, примерный размер земельного участка от 400 до 800 кв. м.
Письмом от 30.11.2012 (исх. N 08-01-12/5518/12) департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - департамент) в ответ на запрос министерства от 07.11.2012 сообщил, что на рассматриваемом земельном участке возможно размещение кафе вместимостью не более 50 посадочных мест. Кроме того, в данном ответе указано, что вопрос о возможности строительства здания кафе на испрашиваемом земельном участке не рассматривался на заседании комиссии по безопасности дорожного движения.
Письмом от 08.05.2013 исх. N 03/3182-01-08 министерство направило в департамент на согласование схемы расположения земельных участков с целью проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельных участков, в число которых вошел и участок по ул. Арсеньева общей площадью 1 447 кв. м.
Письмом от 16.05.2013 исх. N 03/3331-01-09 министерство в ответ на обращение предпринимателя от 06.05.2013 разъяснило порядок проведения работ по формированию земельного участка, сообщило, что схема расположения испрашиваемого им земельного участка 08.05.2013 направлена в департамент на согласование, после которого будут проводиться оценочные работы с целью определения начальной цены предмета торга (размера арендной платы), а также указало на информационные источники, в которых публикуются сведения о проведении торгов.
Письмом от 07.06.2013 исх. N 01-08-01/2583/13 департамент сообщил министерству о согласовании схем расположения земельных участков, включая участок по ул. Арсеньева площадью 1 447 кв. м.
10.06.2013 предприниматель обратился в министерство с заявлением, в котором просил сообщить ему, согласована ли схема департаментом и в какой срок будут выполнены работы по подготовке документов после поступления схемы; когда ожидается проведение оценочных работ.
Письмом от 09.07.2013 исх. N 03-4503-01-08 министерство направило обращение в департамент с целью установления возможных вариантов организации проезда к испрашиваемому земельном участку, а также просило рассмотреть вопрос о возможности строительства здания кафе на данном земельном участке комиссией по безопасности дорожного движения.
Письмом от 09.07.2013 исх. N 03/4504-01-09 министерство сообщило предпринимателю о том, что при формировании испрашиваемого земельного участка установлено отсутствие подъездов, в связи с чем с целью установления возможных вариантов подъезда направлено соответствующее обращение в департамент.
29.07.2013 предприниматель повторно обратился в министерство с запросом об указании ему срока выполнения работ по подготовке документов и проведения оценочных работ в отношении испрашиваемого им земельного участка.
В ответ на данный запрос письмом от 08.08.2013 исх. N 03/5180-01-09 министерство повторно сообщило предпринимателю о том, что им было уже направлено письмо в департамент с целью установления возможных вариантов подъезда к земельном участку по ул. Арсеньева.
27.08.2013 комиссией по безопасности дорожного движения Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - комиссия) при рассмотрении обращения министерства по вопросу организации подъезда к зданию кафе на земельном участке по ул. Арсеньева, 23, установлена невозможность обеспечения подъезда к данному земельному участку, а также отсутствие альтернативных вариантов подъезда.
Данные обстоятельства изложены комитетом городского хозяйства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в письме департаменту от 04.09.2013 исх. N 01-07-02/799/13. Департамент письмом от 20.09.2013 исх. N 01-08-01/4503/13 сообщил министерству о результатах рассмотрения вопроса о вариантах подъезда.
Письмом от 26.09.2013 исх. N 03/6316-01-09 министерство сообщило предпринимателю, что испрашиваемый им земельный участок формироваться на торги не будет, поскольку по результатам рассмотрения комиссией вопроса об организации подъезда к земельному участку по ул. Арсеньева установлено, что при въезде на территорию рассматриваемого земельного участка с магистральной дороги, а также с внутриквартального проезда продольный уклон превышает предельно допустимые значения для городских условий, в этой связи обеспечить подъезд к данном земельному участку не представляется возможным.
Предприниматель, считая, что министерством нарушаются его права и законные интересы, в порядке главы 24 АПК РФ обратился в арбитражный суд с заявлениями о признании незаконным бездействия министерства, выразившегося в невыполнении работ по подготовке документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведений о земельном участке по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Арсеньева, 23, а также о признании незаконным решения министерства об отказе в формировании на торги земельного участка для строительства здания кафе по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Арсеньева, 23, оформленного письмом от 26.09.2013 N 03/6316-01-09.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 2 Закона Камчатского края от 22.11.2010 N 506 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Камчатского края - городе краевого значения Петропавловске-Камчатском" распоряжение земельными участками в г. Петропавловске-Камчатском, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, осуществляется исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом Камчатского края в случаях предоставления указанных земельных участков для строительства, в том числе жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
В соответствии с Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Камчатского края, утвержденным Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 17.02.2010 N 710, названное министерство осуществляет полномочия собственника в отношении государственного имущества Камчатского края.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 30 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 Земельного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Постановлением правительства Камчатского края от 17.05.2012 N 225-П "О предоставлении земельных участков для строительства объектов капитального строительства исключительно на торгах" в пункте 6 части 1 установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в собственности Камчатского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством и Законом Камчатского края от 22.11.2010 N 506 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Камчатского края - городе краевого подчинения Петропавловске-Камчатском" органы государственной власти Камчатского края имеют право распоряжаться, осуществляется без предварительного согласования места размещения объектов исключительно на торгах при их использовании для строительства объектов общественного питания.
Обращаясь с требованием о признании незаконным бездействия министерства, выразившегося в невыполнении работ по подготовке документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об испрашиваемом им земельном участке по заявлению от 03.09.2012, предприниматель указал, что по состоянию на 26.07.2013 ему не представлены документы, содержащие необходимые сведения для осуществления государственного кадастрового учета.
Между тем решением Арбитражного суда Камчатского края от 28.02.2013 по делу N А24-5306/2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2013 и имеющим преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора (статья 69 АПК РФ), отказано в удовлетворении требования заявителя о признании незаконным отказа министерства в размещении объекта - здания кафе на земельном участке, оформленного письмом от 27.09.2012; об обязании министерства принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта - здания кафе на земельном участке площадью от 400 до 800 кв. метров с предполагаемым местом размещения: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Арсеньева, 23, на праве аренды.
В данном судебном акте указано, что установленная действующим нормативным правовым актом Камчатского края возможность получения испрашиваемого земельного участка исключительно на торгах свидетельствует о невозможности предоставления предпринимателю испрашиваемого земельного участка по избранной им процедуре предварительного согласования места размещения объекта.
С учетом данного обстоятельства министерством принято решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта без проведения мероприятий по выбору земельного участка по заявлению предпринимателя от 03.09.2012. Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности данного решения.
Требования заявителя о признании незаконным отказа министерства в формировании на торги испрашиваемого им земельного участка суд также правомерно счел необоснованными по следующим основаниям.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу пункта 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации условием образования земельного участка является наличие подходов, проездов как к этому участку, так и к соседним. По смыслу норм Градостроительного кодекса РФ, регламентирующих порядок и виды планировки застройки территории, недопустимо формирование земельных участков для строительства, приводящее к вклиниванию, изломанности границ, невозможности использования объектов недвижимости, отсутствию подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку.
Руководствуясь приведенными нормами права, приняв во внимание наличие в деле доказательств невозможности организации подъездов к испрашиваемому земельному участку (письмо комитета городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа от 04.09.2013 N 01-07-02/799/13, протокол заседания комиссии от 07.08.2013 N 8-БД), суд правомерно счел решение министерства об отказе в формировании испрашиваемого предпринимателем земельного участка, содержащееся в письме от 26.09.2013 исх. N 03/6316/01-09, соответствующим требованиям Земельного кодекса РФ и не нарушающим права и законные интересы предпринимателя в сфере осуществления его предпринимательской деятельности.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда первой инстанции об отсутствии незаконного бездействия со стороны министерства и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных предпринимателем требований сделанными с правильным применением норм материального права, с соблюдением процессуальных норм.
Нарушений норм права, на которые ссылается заявитель кассационной жалобы, окружным судом не установлено.
При изложенном основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Камчатского края от 16.12.2013 по делу N А24-3590/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.Н. Новикова |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.