г. Хабаровск
13 мая 2011 г. |
N Ф03-1936/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: С.Ю.Лесненко
Судей: А.А.Шведова, М.М.Саранцевой
при участии
от ФНС России: Левчук Ирина Александровна - представитель по доверенности от 06.08.2010 N 12-45-2566
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Федеральной налоговой службы
на определение от 25.01.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2011
по делу N А51-11559/2010 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Э.Э.Падин; в апелляционном суде судьи: Н.А.Скрипка, А.С.Шевченко, И.Л.Яковенко
По заявлению Федеральной налоговой службы
о включении в реестр требований кредиторов
по делу о признании общества с ограниченной ответственностью "Тамга" несостоятельным (банкротом)
Общество с ограниченной ответственностью "Тамга" (далее - ООО "Тамга", должник) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Приморского края от 08.10.2010 в отношении ООО "Тамга" введена процедура, применяемая в деле о банкротстве - наблюдение. Временным управляющим утверждена Федорова Наталья Владимировна.
13.11.2010 Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Приморскому краю (далее - ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в суд с заявлением, уточненным впоследствии, о включении в реестр требований кредиторов ООО "Тамга" требований в размере 979 829 руб. 48 коп., в том числе: 464 913 руб. - основная задолженность по налогам и другим обязательным платежам; 132 839 руб. 61 коп. - пени за несвоевременную уплату налогов и страховых взносов; 314 535 руб. 98 коп. - штрафы; 67 540 руб. 89 коп. - исполнительский сбор.
Определением от 25.01.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2011, требования ФНС России удовлетворены частично, в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "Тамга" включены требования ФНС России в размере 913 884 руб. 21 коп., в том числе 464 913 руб. - основная задолженность по налогам и другим обязательным платежам (в том числе 208 235 руб. - основной долг по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ); 94 444 руб. 14 коп. - пени за несвоевременную уплату налогов и страховых взносов (в том числе 35 045 руб. 12 коп. - пени по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ); 286 986 руб. 18 коп. - штрафы (в том числе 15 000 руб. - штраф по страховым взносам на обязательное социальное страхование); 67 540 руб. 89 коп. - исполнительский сбор.
В кассационной жалобе ФНС России просит определение и постановление отменить в части отказа во включении в реестр требований кредиторов должника требований в сумме 65 945 руб. 27 коп., в том числе 38 395 руб. 47 коп. - пени по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), 27 549 руб. 80 коп. - штраф по НДФЛ, и принять новый судебный акт о включении требований уполномоченного органа в реестр требований кредиторов.
В обоснование жалобы ссылается на правовую позицию, сформулированную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П (далее - Постановление КС РФ N 20-П), о том, что пеня за неуплату налога неразрывно связана с основной обязанностью налогоплательщика и по своему существу не выходит за рамки налогового обязательства как такового, применима при бесспорном взыскании налогов с налогоплательщиков, а не налоговых агентов. Считает, что судами в отношении штрафа сделан вывод без учета разъяснений, изложенных в пункте 30 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 25).
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ФНС России поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Остальные участвующие в деле лица уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, но своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность определения от 25.01.2011 и постановления от 21.03.2011, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает судебные акты подлежащими изменению исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Арбитражный суд первой инстанции, сделав вывод об обоснованности требований уполномоченного органа в размере 913 884 руб. 21 коп., в том числе 464 913 руб. - основная задолженность по налогам и другим обязательным платежам (в том числе 208 235 руб. - основной долг по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ); 94 444 руб. 14 коп. - пени за несвоевременную уплату налогов и страховых взносов (в том числе 35 045 руб. 12 коп. - пени по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ); 286 986 руб. 18 коп. - штрафы (в том числе 15 000 руб. - штраф по страховым взносам на обязательное социальное страхование); 67 540 руб. 89 коп. - исполнительский сбор; включил их в реестр требований кредиторов ООО "Тамга" в третью очередь.
Доводы относительно этих выводов суда в кассационной жалобе отсутствуют.
Отказывая во включении в реестр требований кредиторов требований уполномоченного органа в размере 65 945 руб. 27 коп., в том числе 38 395 руб. 47 коп. - пени по НДФЛ, 27 549 руб. 80 коп. - штраф по НДФЛ, суд первой инстанции со ссылкой на пункт 10 Постановления Пленума ВАС РФ N 25, Постановление КС РФ N 20-П пришел к выводу о том, что задолженность по пеням и штрафам не подлежит включению в реестр требований кредиторов.
При этом отказывая в удовлетворении требования в части включения в реестр требований кредиторов ООО "Тамга" требований ФНС России в сумме 38 395 руб. 47 коп. - пени по НДФЛ, суд правомерно исходил из следующего.
Особенности квалификации требований по обязательным платежам в деле о банкротстве определены в пункте 10 Постановления Пленума ВАС РФ N 25, разъяснившим, что требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями статей 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей. Данное требование, независимо от момента его возникновения, в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне рамок дела о банкротстве.
В соответствии с пунктами 1, 2, 9 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога.
В силу пунктов 1 и 7 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Указанные правила распространяются также на налоговых агентов.
В этой связи следует учитывать правовую позицию, сформулированную в Постановлении КС РФ N 20-П, о том, что пеня за неуплату налога неразрывно связана с основной обязанностью налогоплательщика и по своему существу не выходит за рамки налогового обязательства как такового.
Соответственно, пени за неперечисление НДФЛ, как и сам налог, должны взыскиваться с организации - налогового агента в порядке, установленном в законодательстве о налогах и сборах, вне зависимости от введения процедур банкротства. Задолженность по пеням не подлежит включению в реестр требований кредиторов.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции признает выводы обеих судебных инстанций о том, что пени за неперечисление НДФЛ, независимо от момента возникновения задолженности, не подлежат включению в реестр кредиторов ООО "Тамга", а взыскиваются в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, вне зависимости от введения процедуры банкротства.
Следовательно, определение от 25.01.2011 и постановление от 21.03.2011 в этой части являются законными и обоснованными.
В связи с изложенным, не подлежат применению разъяснения, данные пунктом 12 Постановления Пленума ВАС РФ N 25, на которые ссылается заявитель жалобы, поскольку они касаются исполнения требований по обязательным платежам, что не имеет отношения к заявленным требованиям в обжалуемой части в силу того, что указанные требования не подпадают под определяемое положениями статей 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не могут быть квалифицированы как требования об уплате обязательных платежей.
Вместе с тем суд кассационной инстанции находит обоснованными доводы заявителя жалобы о том, что обжалуемые судебные акты в части отказа во включении в реестр требований кредиторов должника суммы штрафа в размере 27 549 руб. 80 коп. не основаны на законе.
Судами обеих инстанций не учтено, что из сформулированного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации правового подхода по данному вопросу, разъяснение которого отражено в пункте 30 Постановления Пленума ВАС РФ N 25 следует, что требования о взыскании штрафов за налоговые (административные) правонарушения учитываются отдельно в реестре требований кредиторов в составе требований кредиторов третьей очереди и удовлетворяются после погашения этих требований в отношении основной суммы задолженности и причитающихся процентов. При применении данной нормы необходимо исходить из того, что Закон о банкротстве не содержит положений, устанавливающих деление указанных требований на текущие требования и требования, подлежащие включению в реестр требований кредиторов. Соответственно такие требования, независимо от даты совершения правонарушения или даты привлечения должника к ответственности, учитываются в реестре требований кредиторов и погашаются в очередности, установленной пунктом 3 статьи 137 данного Закона.
Поэтому применение судами при рассмотрении этой части требований ФНС России разъяснений, данных пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ N 25, ошибочно.
При таких обстоятельствах определение и постановление следует изменить в части и удовлетворить требование уполномоченного органа в части включения в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "Тамга" требований в сумме 27 549 руб. 80 коп. - штрафа по НДФЛ.
В остальной части обжалуемые определение и постановление отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
определение от 25.01.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2011 по делу N А51-11559/2010 Арбитражного суда Приморского края изменить.
Признать обоснованными и включить в третью очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Тамга" требование Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Приморскому краю в размере 27 549 руб. 80 коп. - штрафа по налогу на доходы физических лиц.
В остальной части названные судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Ю.Лесненко |
Судьи |
А.А. Шведов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.