г. Хабаровск
20 мая 2011 г. |
N Ф03-1807/2011 |
Резолютивная часть постановления от 19 мая 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Л.А. Боликовой
Судей: Н.В. Меркуловой, Е.П. Филимоновой
при участии
от заявителя - закрытого акционерного общества "Примагрокомплекс": представитель не явился
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока: представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока
на решение от 16.11.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2011
по делу N А51-14329/2010 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Э.Э.Падин, в суде апелляционной инстанции судьи: Е.Л. Сидорович, Г.А. Симонова, З.Д. Бац
По заявлению закрытого акционерного общества "Примагрокомплекс"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока
о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации
Закрытое акционерное общество "Примагрокомплекс" (далее - ЗАО "Примагрокомплекс", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока (далее - ИФНС России по Ленинскому району г.Владивостока, регистрирующий орган, налоговый орган) от 05.07.2010 об отказе в государственной регистрации при ликвидации ЗАО "Примагрокомплекс" и обязании налогового органа осуществить запись государственной регистрации ЗАО "Примагрокомплекс" в связи с его ликвидацией.
Решением суда первой инстанции от 16.11.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2011, заявленные требования удовлетворены. Решение ИФНС России по Ленинскому району г.Владивостока от 05.07.2010 об отказе в государственной регистрации при ликвидации ЗАО "Примагрокомплекс" признано недействительным в связи с его несоответствием нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) с обязанием налогового органа внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации ЗАО "Примагрокомплекс".
Судебный акт мотивирован тем, что обществом соблюден порядок ликвидации юридического лица, установленный законодательством, а у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации при ликвидации общества.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе ИФНС России по Ленинскому району г.Владивостока, полагающей, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права, в связи с чем просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в ликвидационном балансе общества, представленном в регистрирующий орган, не указана сумма задолженности перед бюджетом, что является основанием для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица, так как ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения.
Кроме того налоговый орган полагает, что к спорным правоотношениям применимы положения статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования", согласно которым истечение срока давности взыскания налога не названо в качестве основания для списания задолженности с лицевого счета.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечило. ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока представлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя в связи с невозможностью обеспечения его участия в судебном заседании
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Материалами дела подтверждается, что 28.06.2010 общество обратилось в ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
05.07.2010 налоговым органом принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов. Отказ мотивирован отсутствием в представленном для регистрации пакете документов заявления по форме N Р16001 и сведений о задолженности перед бюджетом в ликвидационном балансе. При этом налоговый орган сослался на данные оперативно-бухгалтерского учета по названной задолженности.
Не согласившись с отказом в государственной регистрации при ликвидации юридического лица, ЗАО "Примагрокомплекс" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, регулируются Федеральным законом N 129-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 названного Федерального закона сведения о способе прекращения юридического лица подлежат внесению в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно требованиям статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются документы, перечень которых является исключительным:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Указанный документ представляется в регистрирующий орган соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Исчерпывающим является и перечень оснований, при наличии которых регистрирующий орган отказывает в государственной регистрации.
При отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией ЗАО "Примагрокомплекс" по мотиву непредставления обществом необходимых для государственной регистрации документов: заявления о государственной регистрации по форме N Р16001 и ликвидационного баланса, регистрирующий орган не учел, что представление обществом полного пакета необходимых для государственной регистрации документов непосредственно в ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока подтверждено распиской в получении документов, представленной в материалы арбитражного дела.
При этом на регистрирующий орган законодателем не возложена обязанность по проверке достоверности сведений представленных на государственную регистрацию документов, и данное обстоятельство не является законным основанием для признания этих документов непредставленными.
Представление иных документов, кроме установленных Федеральным законом N 129-ФЗ, регистрирующий орган в соответствии со статьей 9 названного Федерального закона требовать не в праве.
Согласно статье 22 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации по окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Учитывая, что судебными инстанциями установлено и подтверждено материалами дела представление обществом в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица документов, предусмотренных статьей 21 Федерального закона N 129-ФЗ, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока правовых оснований для отказа по подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ в государственной регистрации при ликвидации общества.
Принимая во внимание, что суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют законные основания для отмены или изменения судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.11.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2011 по делу N А51-14329/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья: |
Л.А. Боликова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.