г. Хабаровск
03 июня 2011 г. |
N Ф03-2165/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: А.Н.Барбатова
Судей: А.А.Шведова, С.Ю.Лесненко
при участии
от ТСЖ "Толстовцы": председатель Лазаренко Елена Николаевна - протокол от 06.12.2010 N 06/12/10
от ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ": начальник сектора правового обеспечения Ивашина Наталья Васильевна по доверенности от 05.11.2010 N 21-03/11-35
от администрации г.Владивостока: главный специалист правого управления Бадаева Анастасия Владимировна по доверенности от 20.12.2010 N 1-3/5346
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Толстовцы"
на решение от 02.12.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2011
по делу N А51-14535/2010 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.В.Кобко, в апелляционном суде судьи - Н.А.Скрипка, И.Л.Яковенко, Т.А.Аппакова
По иску товарищества собственников жилья "Толстовцы" (ИНН 2536200301, ОГРН 1082536003857)
к открытому акционерному обществу "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" (ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195), администрации города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "СРК-Армада" (ИНН 2511069782), общество с ограниченной ответственностью Специализированная Компания "Дальлифт" (ИНН 2538108622)
о признании недействительным дополнительного соглашения в части
Товарищество собственников жилья "Толстовцы" (далее - ТСЖ "Толстовцы", истец) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" (далее - Сбербанк России), администрации города Владивостока (далее - Администрация) о признании недействительным пункта 3 дополнительных соглашений от 12.07.2010 N 1 к договорам банковского счета N 00402 от 12.07.2010, N 00403 от 12.07.2010, N 00404 от 12.07.2010, N 00405 от 12.07.2010.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "СРК-Армада" (далее - ООО "СРК-Армада"), общество с ограниченной ответственностью Специализированная компания "Дальлифт" (далее - ООО СК "Дальлифт").
Решением от 02.12.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды пришли к выводу о том, что пункт 3 дополнительных соглашений к договорам банковского счета не противоречит нормам Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ).
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ТСЖ "Толстовцы" обратилось в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суды не установили все имеющие значение для дела обстоятельства. По мнению заявителя жалобы, арбитражными судами неправильно применены нормы материального права, а именно статья 20 Закона N 185-ФЗ, статьи 13, 137 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьи 166-168, 845 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ответчики в отзывах на жалобу, в судебном заседании через своих представителей просят решение и постановление оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ТСЖ "Толстовцы" поддержал доводы кассационной жалобы, дав по ним пояснения.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Проверив законность принятых по делу судебных актов с учетом доводов жалобы и возражений на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает их подлежащими отмене на основании пункта 3 части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 20 Закона N 185-ФЗ в течение тридцати дней со дня получения уведомления, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме управляющая организация, которые осуществляют управление многоквартирным домом, в отношении которого принято решение, указанное в части 4 настоящей статьи, открывают отдельные банковские счета и направляют в орган местного самоуправления документы, перечисленные в пунктах 1-3 части 6 названной статьи.
Как установлено судами обеих инстанций, 12.07.2010 между Сбербанком России (банк) и ТСЖ "Толстовцы" (клиент) были заключены договоры банковского счета (в валюте Российской Федерации) N N 00402, 00403, 00404, 00405, предметом которых является открытие банком счета клиенту в валюте Российской Федерации и осуществление расчетно-кассового обслуживания клиента в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, Перечнем тарифов и услуг, оказываемых клиентам Сбербанком России ОАО и его филиалами.
Также 12.07.2010 между Сбербанком России (банк), ТСЖ "Толстовцы" (клиент) и Администрацией (орган местного самоуправления) подписаны дополнительные соглашения N 1 к договорам банковского счета NN 00402, 00403, 00404, 00405 от 12.07.2010.
В соответствии с пунктом 3 дополнительных соглашений банк исполняет расчетные (платежные) документы на совершение расходных операций со счета из средств, указанных в подпункте 7 дополнительных соглашений:
3.1 при оплате работ по капитальному ремонту многоквартирного дома - при предоставлении клиентом банку согласованных с органом местного самоуправления расчетных (платежных) документов и согласованной с органом местного самоуправления копии акта приемки работ;
3.2 при оплате аванса в размере более 30 процентов от стоимости работ по капитальному ремонту многоквартирного дома - при предоставлении клиентом банку расчетных (платежных) документов, согласованных с органом местного самоуправления и согласованной с органом местного самоуправления копии договора на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с наличием в нем условия об авансовом платеже;
3.3 при закрытии счета или перечислении на другой банковский счет клиента, открытый в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" остатка денежных средств с условием предварительного согласования с органом местного самоуправления и предоставления банку соответствующего документа с отметкой органа местного самоуправления.
Полагая, что пункт 3 дополнительных соглашений N 1 к договорам банковского счета является недействительным как противоречащий статье 20 Закона N 185-ФЗ, статьям 13, 137 ЖК РФ, статьям 166-168, 845 Гражданского кодекса Российской Федерации, ТСЖ "Толстовцы" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что подписав дополнительные соглашения N 1, истец выразил свое волеизъявление на подписание указанных соглашений, тем сам добровольно принял на себя указанные в этих соглашениях обязательства.
Кроме того, суд установил отсутствие оснований для признания условий дополнительных соглашений недействительными в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С выводами суда первой инстанции согласился апелляционный суд. При этом суды руководствовались положениями статей 14, 15, 20 Закона N 185-ФЗ, статей 845, 846 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Однако судами не учтено следующее.
Закон N 185-ФЗ в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1 Закона).
В силу положений статьи 20 Закона N 185-ФЗ получателем средств Фонда являются субъекты Российской Федерации, которые распределяют их между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта на предоставление финансовой поддержки. Средства Фонда перечисляются на банковские счета товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации. Оплата работ по капитальному ремонту многоквартирного дома за счет размещенных на банковских счетах и указанных в части 7 настоящей статьи средств производится с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с органом местного самоуправления и подписанных лицами, которые уполномочены действовать от имени товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации, за исключением случая, установленного частью 11 настоящей статьи.
Кроме того, указанный Закон N 185-ФЗ устанавливает специальный контрольный порядок за целевым использованием средств Фонда (мониторинг реализации региональных адресных программ, глава 8 Закона).
Таким образом, порядок расходования средств Фонда регламентирован статьей 20 вышеупомянутого закона, часть 5 которой предусматривает обязанность органа местного самоуправления в течение семи дней со дня принятия им решения о распределении полученных средств уведомить товарищество собственников жилья, в отношении которого принято такое решение, о принятии такого решения с указанием объема средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта конкретного многоквартирного дома. Последнее в течение тридцати дней со дня принятия решения открывает отдельные банковские счета и направляет в орган местного самоуправления документы, исчерпывающий перечень которых предусмотрен в части 6 указанной статьи.
Орган местного самоуправления в силу положений части 7 статьи 20 Закона N 185-ФЗ в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в части 6 названной статьи, перечисляет средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта многоквартирного дома на банковские счета, указанные в части 6, с учетом требований, установленных частью 6.1 этой же статьи.
При этом согласно части 11 статьи 20 Закона N 185-ФЗ размещенные на банковских счетах и указанные в части 7 этой статьи средства могут использоваться на выплату аванса на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в размере не более тридцати процентов указанных средств с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 названного выше Федерального закона.
Товарищество собственников жилья, как следует из части 12 статьи 20 Закона, не вправе пользоваться и распоряжаться средствами, перечисленными на банковские счета на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, за исключением случаев, предусмотренных частями 9 и 11 названной статьи.
Иных ограничений для перечисления денежных средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, и их использования на выплату аванса на проведение такого ремонта указанный Закон не содержит.
В силу положений пункта 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Дополнительные соглашения N 1 от 12.07.2010 также подписаны органом местного самоуправления - Администрацией, которая не является стороной по договорам банковского счета, соответственно в силу пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства, предусмотренные договорами банковского счета и дополнительными соглашения N 1 к ним, не создают обязанностей для нее.
Согласно пункту 3 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
Пунктом 2 статьи 846 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.
Между тем суды, разрешая спор, не проверили доводы заявителя и не исследовали с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о том, соответствуют ли нормам материального права условия пункта 3 дополнительных соглашений N 1, касающиеся согласования с органом местного самоуправления документов, согласование которых не предусмотрено Законом N 185-ФЗ.
Таким образом, юридически значимые для данного дела факты, доводы и доказательства сторон рассмотрены судами не в полном объеме и без оценки их достаточности и взаимной связи в совокупности, то есть с нарушением положений части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает необходимым принятые по делу судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить допущенные нарушения и с учетом установленного принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.12.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2011 по делу N А51-14535/2010 Арбитражного суда Приморского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья: |
А.Н.Барбатов |
Судьи |
А.А.Шведов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.